Проблема объекта и предмета теории государства и права.

Проблема объекта и предмета теории государства и права.

Науки делятся на(две стрелки на 123, и другая 45):

1. естественные 2. Гуманитарные 3. Технические 4. Фундаментальные 5. частные

- Наука - особая сфера человеческой деятельности. - Наука - сама совокупность знаний. - Наука - научная дисциплина - Наука - конкретная область человеческой деятельности.

Чем занимается наука? На этот вопрос помогает ответить такие понятия, как объект и предмет науки. Объект науки – та часть объективных действий, которая входит в сферу интересов в данной науке.

- Объектом ТГП является государство и П или гос. явления. - Объектом ТГП является не всё общество, а государственно-организованное общество и П.

Объект позволяет выделить науку в конкретном приближении. Рисунок: круг- это объект, вырезанный кусочек- предмет

Государство и право выступает не только объектом юр. наук, но и других. Для разграничения необходимо выделить предмет.

- Предмет науки – та часть её объекта, изучение которой занимается только данная научная дисциплина.

- Предметом ТГП является общие и специфические закономерности возникновения развития и функционирования государства и права, а также изучение системы общетеоретических категорий.

Закономерности – связи.

- Предмет ТГП наряду с общими закономерностями включает в себя и саму науку. - Предмет ТГП совокупность средств, способов, познания изучения предмета. - Предмет постоянно уточняется.

Зависит от: - предмета изучения; - уровня развития предмета науки.

Общие – это те закономерности, которым подчиняются и государство и право. Специфические- присущие либо государству, либо праву.

Рисунок: В круге «Государство и право», а по сторонам стрелки, направленные на круг, имеют название: «Философия», «История», «Политология», «ТГП», «Юр. науки»

Предметы ТГП – являются общие и специфические закономерности государства и права. Есть основания полагать, что ТГП входят науковедческие вопросы. Для характеристики науки необходимо знать не только то, что она делает, но и то, как она это делает.

Критерии истинности знаний о государстве и праве.

Истина – адекватное отражение предметов и явлений действительности по­знающим S, воспроизводящее их так, как они существуют вне и неза­висимо от сознания, объективное содержание человеческого познания.

Виды:

1) Объективная – содержание которой не зависит от человека и че­ловечества. И. Объективна по содержанию, но субъективна по форме – как ре­зультат деятельности человеческого мышления.

2) Относительная – отражающая предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах.

3) Абсолютная – полностью исчерпывающая предмет познания, оконча­тельное знание определенных аспектов действительности. Всякая относительная и. содержит элемент абсолютного знания, абсолют­ная и. складывается из суммы относительных истин.

4) Конкретная – раскрывающая существенные моменты предмета с учетом конкретных условий его развития (абстрактной И. нет, И всегда конкретна).

Человеческая практика; Формально логическая непротиворечивость; «Правила языка»; Единство используемой методологии;

- Общественная практика. Если знания подтверждаются практикой, то это является свидетельством их истинности. Но есть выводы, которые невозможно проверить практикой.

- Вспомогательные критерии:

а) формально – логическая непротиворечивость, так как получение знаний не возможно без логического мышления.

б) соблюдение законов и правил языка в процессе исследования , так как юр. явления существуют в виде слов, предложений и они подчиняются законам языка.

в) Чёткое соблюдение избранной исследователем методологии.

Нарушение системы методов познания влечёт к получению ошибок.

Пути возникновения права.

Право как соц институт возникает практически вместе с государством, т. к. во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эконом и полит управ­ления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществ­ления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юр норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право - единст­венная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны при­чинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Право воз­никает в результате соц детерминированного процесса распада и дифференциа­ции единой системы норм первобытного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов.

Правовые нормы складывались преимущественно 3 основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании спец до­кументов, содержащих юр нормы, - нормативных актов (законов, указов, поста­новлений и т.П);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых су­дебными органами и приобретающих характер образцов для решения др анало­гичных дел).

Восточный путь происхождения права. Характерен для тех стран, в кото­рых господствующее положение занимала гос. собственность. Ос­новной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравст­венно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополня­ются в случае необходимости др обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права. Присущ странам, где явно доми­нировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственни­ков, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и опреде­лённости. Очень хорошо развито гражданское право.

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения соц противоречий и конфликтов. Обы­чаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, поя­вилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах обще­ственных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источ­никах, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше та­ким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в усло­виях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказа­ния за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависи­мости от статуса потерпевшего - свободного, раба, мужчины, женщины.

10. Проблема правопонимания (субстрата права) в отечественной юр. науке.

П: (в узком значении) - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; (в широком смысле) охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

Закономерность: в окружающей нас П действительности, когда мы сталкиваемся с правом мы видим три действительности форм выражения права:

1.Юр. нормы – общеобязательные, формально определённые правила поведения.

2.Правоотношения – особые, индивидуализированные связи между взаимодействующими S, обладающие взаимными правами и обязанностями.

3.Правосознание – совокупность эмоций, представлений, понятий, суждений, умозаключений, принципов, теорий по поводу Пдействительности.

Субстрат – носитель наименования. Единства мнений не существует. Право – сложное, многогранное, многоаспектное понятие.

«Узкий» или «нормативный подход к праву». Заключается в том, что его сторонники подразумевают под правом какую-то одну из 3 форм его выражения. Право либо система юр. норм, либо система правоотношений, либо правосознание.

Нормативный подход- право это юр. нормы установленных и охраняемых государством. Это самый распространенный подход нашей юр. науки.

«+»черты: 1.Возникло давно. 2.П как регулятор человеческого поведения в интересах общества. 3.Подчёркивает связь его с государством (гос. аппарат) 4.Характер официального общего критерия правомерности людей вне зависимости от усмотрения отдельных лиц.

«-» черты: 1.Это не первое юр.явление. Юр. нормы возникли позже. Возникновение правовых отношений, а потом они укореняются в виде юр. норм. П сознание предшествует правовым нормам. 2.Юр. нормы – меры возможного и должного поведения. 3.П – любая норма вне зависимости от содержания, если считать право нормами, установленными гос. организацией.

«Широкий» подход: Подразумевают либо различные варианты сочетания трёх перечисленных форм выражения права, либо все эти формы, взятые одновременно, то есть для них право это совокупность юр. норм правоотношений, правосознаний и т.д.

а) П – система правовых отношений (социологический подход)

б) П – система взглядов, представлений о праве, которые функционируются на уровне общественного сознании(психологический подход)

в) П - это совокупность юр. норм

(А) П-система П отношений (социологический). «+»: 1.Правоотношение показать существования П 2.П возникает раньше(это позволяет правильно оценить поведение судов, встречающихся с «пробелами»)

«-»: 1.Правоотношение не является регулятором человеческого поведения(оно само следствие регулирования) 2.Есть такие правоотношения которые не возможны без закрепления типичных правовых норм(юр.. ответственность) 3.Преувеличение, что правоотношение возникло раньше. 4.Если П- система правоотношений утрачивается общий критерий для правомерности, неправомерности человеческого поведения.

(Б) Право- система взглядов (психологический). «+»: 1.Нормы порождаются правосознанием, является регулятором человеческого поведения.

2.Без правосознания не возможно создание реализации нормы.

«-»: 1. Возник вопрос - «Чьим правосознанием?» Ведь право едино, а правосознание дифференцируется. (Оно есть у всех и у каждого своё).

Основной подход (Иванов Р.Л.):

Право( в целом)-это взятый в диалектическом единстве П отношения, юр. нормы, принципы, которые представляют без искажения. 3 элемента они взаимодействуют между собой.

-Следует различать право власти и право гражданского общества (С. С. Алексеев).

Согласно этому мнению, право предстает в некоем раздоенном виде, а стало быть, трудно-воспринимаемым его субъектами. “Право власти”, по логике данной концепции, служит голым инструментом в ее руках. Это “плохое” право, тоталитарное, несправедливое. Др дело - “право гражданского общества”. Такое право, основанное на естественных правах человека, должно стоять над властью и связывать, ограничивать ее произвольные, правонарушающие действия.

-Необоснованный и гипертрофированный разрыв естественного и позитивного права по принципу: “или - или” (Л. В. Петрова). Естественно-правовая доктрина вовсе не отрицала значения положительных законов, не умаляла их роли и необходимости. Она лишь выступала за приоритет прирожденных, а потому неотъемлемых прав человека и за полное соответствие им всех юр установлений, принимаемых отдельными государствами. Указанные 2 вида права должны не коллизировать между собой, а тесно взаимодействовать.

Проблема признаков права.

1) Система признаков зависит от того, с чем мы сравниваем объект. 2) Система признаков зависит от того, что понимается под субстратом П.

Однопорядковое регулятивное право, религия, нравственность и другие. Право – регулятор человеческого порядка.

Признаки: 1) Нормативность:

а) Правовое предписание распространяется на неперсофицируемый круг участников отношений, адресаты юр. норм не указывают.

2) Общеобязательность:

а) Его нормы и принципы распространяются на всех, без исключения участников общественных отношений, к которым они адресованы.

б) Общеобязательность права проявляется в том, что юр. нормы подлежат обязательному осуществлению в том случае, если между ними и другими социальными регуляторами возникающие споры, противоречия.

3) Формальная определённость:

а) Они зафиксированы в письменных документах (законы, указы, договоры) как правило (исключение: правовой обычай).

б) Их содержание, как правило, чётко очерчено, конкретизировано, права и обязанности имеют строго зафиксированные масштабы (исключение: юр. принципы).

4) Гос. гарантированность:

а) В случае их несоблюдения к нарушителям могут быть применены меры гос. принуждения.

б) Органы государства создают условия для их нормативной реализации (Ещё выделяют системность, динамичность, но это не спец.признаки).

К числу специфических относят государственную гарантированность и общеобязательность. В теократических государствах действуют религиозные нормы, которые являются общеобязательными.

1) Нормативность – безусловно, не является специфическим признаком;

2) Гос. гарантированность – всегда и везде присущ только юр. нормам;

3) Формальная определённость – есть такие социальные нормы, которые зафиксированы в письменных форме (религиозные нормы);

4) Общеобязательность – всегда и везде присущ только юр. нормам – (специальный признак). Признаки необходимо толковать в системе.

Есть и другие негативные признаки – суждение, которые гласят об отсутствии у объекта каких-то качеств:

1) П – это не Z: а) Он не вполне точен (так как право может быть и законом). б) Меняется система признаков, так как меняется объект.

Проблема сущности права.

Сущность права – это такой социальный регулятор, который обеспечивает упорядочение общественных отношений на основе разграничения и согласования групповых и общесоциальных интересов.

Сущность права: - его справедливость; - норма меры свободы; - воплощение божеств, воли; - возведённая в Z, воля господствующего класса.

Сущность и его подходы:

П – социальное регулирование поведения, его можно регулировать, только навязывая определённую форму поступков, которые навязываются кем-то, это проявление чьей-то воли

Это представление возникло в результате канонизации многих текстов диалектической материализации.

В конце 70 – начало 80 годов усомнились в этом подходе: он не диалектичен, так как обращает внимание на одну сторону – классовые интересы.

(С Малько: 1.Классовый подход- право определяется как система гарантированных государством юр. норм, выражающих возведенную в Z государственную волю экономически господствующего класса.

2.Общесоциальный-рассматривает право как выражение компромисса между классами.

Право - система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых либо санкционируемых компетентными гос органами, принимаемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания соц различий и демократизации общества - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством.

Исходя из такого понимания права, можно попытаться охарактеризовать его сущность, т. е. то главное, основное, что определяет все остальные его признаки, включая соц ценность.

Сущность права и его соц назначение (ценность) нередко отождествляются, а точнее - сущность права трактуется фактически как его соц ценность. Но соц назначение (ценность) характеризует право с точки зрения его регулятивной значимости, обеспечения устойчивого порядка в общественных отношениях, а сущность права выражает его соц природу, полит (властные) истоки. В последнем случае речь должна идти о соц обусловленности права, о том, чью волю, чьи интересы оно выражает.

Представления о том, что право “должно” служить интересам всех без исключения людей, обеспечивать всеобщую справедливость, отнюдь не означает, что так всегда было и есть на самом деле. Еще никому не удалось убедительно опровергнуть то, что право в период своего возникновения и в последующие столетия было классовым, что формирование современного гражданского общества и соответствующего ему соц правового государства обусловлено стиранием собственно классовых различий и угасанием классовых противоречий, что, соц различия между людьми (эконом, полит, соц-культурные) еще не устранены полностью и фактически отражаются в текущем законодательстве. А именно эти обстоятельства учтены в приведенном определении права и характеризуют его сущностную сторону.

Уяснение сущности права позволяет объяснить его появление в определенных историч. условиях, выявить закономерности его функционирования, развития. Сущность права, исторически изменчива в силу изменения обусловливающих ее объективных факторов (эконом, соц, полит).

Функции права.

Функции права – основные направления воздействия пава на общественные отношения, на человеческое поведение. Функции показывают, какие цели преследует в правовом воздействии государство, какие задачи решить. Виды:

I. В зависимости от того, представляет ли в них специфика правового регулирования.

1. Общесоциальные. Характеризуют П как регулятор в отдельных сферах человеческой деятельности (социальная полит, социально эк).

2. Специальные. Характеризует его регулятивные особенности (Эк. функцию права; Политическую; Социальную; Духовную)

а) регулятивная

1)статистическая- право с помощью норм и принципов закрепляет сложившуюся систему правовых отношений)

2)Динамическая- стимулирует дальнейшее развитие правовых отношений.

б) Охранительная. С помощью юр. норм и принципов защищается сложившийся правопорядок, а также вытесняются те вредные явления, которые препятствуют нормальному развитию правопорядка.

Функции права - основные пути правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общ. отношений.

Функции права рассматривают в 2 плоскостях - в зависимости от того, освещаются ли они в спец-юр (узких) или в общесоц (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

1) эк - к примеру, право закрепляет формы собственности;

2) полит - право регулирует деятельность S полит системы;

3) воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц;

4) коммуникативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.

5) Экологическая и т.д.

На спец-юр уровне право выполняет регулятивную (развитие общественные отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер; право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства соц связей. Подобную функцию обеспечивают правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п.

а) Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).

Формы осуществления регулятивной функции: определение соответствующих юр фактов в гипотезах юр норм; установление и изменение правового статуса S права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичным характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать.

Специфика охранительной функции:

1) характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юр ответственности;

2) служит информатором для S общественных отношений о том, какие соц ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний;

3) показатель полит и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве.

Формы осуществления охранительной функции: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

Понятие правовой системы.

Системам прав и правовая система не тождественны, их разграничение возникло в середине 70-х годов в нашей отечественной юр. науке. Точное разграничение обуславливается тем, что в это время в отечественной юр. теории права возобновляется дискуссия по тому, что такое «право» В процессе дискуссии сторонники нормативного права не может отрицать, что на юр. нормы оказывает влияние и другие правовые явления (и правосознание и юр. практика). Пусть право – это система юр. норм, но так как на её создание оказывает влияние и другие явления, юр. обстановка в стране зависит не только от права, но и от других явлений и следствие обозначили:

Правовая система–реально действующее право в конкретном регионе. следовательно, ядром правовой системы предложили считать право, наряду с ним, элементы правовой системы:

1. Юр. практика (правовые отношения);

2. Господствует правовая идеология (правосознание);

3. Действие в рамках этой системы источником права;

4. Юрисдикционные органы (судебные органы и другие).

Система права(упорядочен единств юрид норм) уже чем правовая система(+ правосознания…);

Если под суб правом понимать не только юрид нормы, но и принципы, отношение, то по объёму система права и правовая система будут совпадать, но имеют различную смысловую нагрузку.

Когда говорят о…, цель- :

Системе права – показать из, каких компонентов складывается система и как они возникают.

Правовой система – показать, как система права проявляется в конкретных исторических условиях.

Несмотря на то, что система права проявляется по-разному в конкретных исторических условиях, правовые системы, они разные. Но эти правовые системы, обладающие общими признаками, особенностями, это обуславливается единством, сходством эконом, соц, правовых культур.

Следовательно, в научной литературе больше предложено объединить, существование правовой системы государств в большие крупные разряды, дифференцировать на различные виды.

Правовая система – это совокупность национальных правовой системы, объединённых общими признаками.

Понятие нормы права.

Норма права- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное гос и направленное на урегулирование общественных отношений.

Человеческое общество не может развиваться без согласованности, т.к.: 1) интересы общества многообразны- противоречие- дестабилизация общ. порядка; 2) Среди конкурирующих интересов есть такие, которые имеют антисоц характер. В связи с этим развиваясь общество вырабатывает средства, которые поддерживают общ порядок (сначала были привычки, инстинкты)

Вообще «норма» многозначный термин (норма осадков…) т.к. нормы права это подвид соц. норм (правила поведения, используемые для регулирования общ отношении), то им присущи признаки как соц норм, так и специфические.

Общие признаки:

1.Соц нормы- это правило поведения людей, они регулируются при взаимодействие с другими людьми, поэтому они возникают только в чел. обществе.

(Соц нормы- идеальные модели поведения, создаваемые людьми, в природе они не существуют. Они несут информацию: цели которые достигает человек; о оптимальных способов достижения их; информацию о вариантах поведения; о последствиях;)

2.Соц нормы- это правило поведения осознанное человеком в качестве идеальных моделей поведения.

3.Соц норма- это правило поведения общего характера: а)неперсонифицированны, б)расчитаны на заранее неопределенное число случаев их реализации, в.определяют только внешние границы(а не внутренний мир человека)

4.соц нормы- полезны, способствуют удовлетворению общих, индивид интересов людей.(Но! полезность не всегда адекватна: что полезно одному, может не полезно другому)

Признаки присущие только нормам права: 1.Изменяются, устанавливаются… органами публичной власти в официальном порядке.

2.Формально определены(т.е. четко очерчивают границы) 3.Общеобязательны 4.Гарантируются государством 5.Образуют систему

Особенности норм права: 1. Установленные изменения отменяются в порядке, установленном органами публичной власти; 2. Формальные определенность – норма четко очерчивает границы правомерного поведения; 3. Общеобязательность; 4. Гос. гарантированность - меры принуждения и условия для осуществления норм права.

30. Проблема форм выражения (источников) норм права.

Юр. нормы – общеобязательные уставные и государственные гарантированные правила поведения. В юр. смысле источник права – это внешняя форма выражения и закрепления юр. норм (способ существования П норм).

1. Те причины: эк, полит, социальные и другие, которые обусловили их появление на свет.

2. Способы, существующие формы выражения юр.норм.

Источники норм права – внешние формы их выражения или способы их существования. Не любые возможные формы выражения и существования юр. норм являются источниками юр. норм права.

4 основных формы права:

1.Нормативный акт- это правой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общ отношений.

(Норма права- это общеобязательное, формально определенное(выражается в письменной форме в официальных документах) правило поведения, установленное или санкционированное государством и направленное на урегулирование общ отношений)

2.П обычай- это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного применения.

3.Юр. прецедент- это судебное решение, которому придается сила нормы права и им в дальнейшем руководствуются при сложившихся делах.

4.Нормативный договор- соглашения между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Понятие “источник права” в юр науке употребляется не только в формальном значении, т. е. как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах. Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его соц-эконом, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании.

В юр (формальном) смысле формы (источники) права - способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юр силы.

Существует 2 значения понятия источник права: 1) то, что обуславливает, детерминирует содержание норм П; 2) то, где содержатся нормы П.

+ Виды:

1) Нормативно-правовой акт - юр акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

2) Нормативный договор - двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

3) Правовой прецедент (судебный, админ, юр) - судебное или адм. решение по конкретному юр делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

5) Доктрина или юр наука - различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юр делам.

6) Правосознание - совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юр делам.

7) Правовая культура личности - знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.

8) Общие принципы права - исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.

9) Религиозные воззрения - это правила поведения, изложенные религиозными писаниями.

Виды норм права.

I.В зависимости от объекта регулирования:

1) Технико-социальные - регулируют взаимодействие человека и природы; (Пр: агро-тех нормы регулирующие процесс выращивания с/х культур; нормы добычи горных пород) (Но! где соц аспект: вредные последствия при нарушении норм распространяются на окружающих- чел общ заинтересовано в исполнение этих норм)

2) Собственно-социальные - регулируют взаимодействие между людьми и их коллективами (закрепляют устойчивые, типичные отношения, складывающиеся в обществе).

II.По способу закрепления: 1) Письменные (политические документы, религиозные тексты и т. д.); 2) Неписьменные (обычаи, традиции).

III.По сфере регулируемых особенных отношений:

1) Юр. нормы {-}

2) Нормы морали - правила поведения, которые регулируют человеческую деятельность на основе представлений о добре и зле, чести, достоинстве и т. п. Эти представления складываются в рамках той социальной группы, которая эти нормы признает.

Особенности: - отсутствуют письменные закрепления, - отсутствует четкое описание, как правило, конкретного варианта поведения. - Обеспечиваются силой личного убеждения людей и авторитетом общества или социальной группы. - В большинстве случаев в качестве санкции выступает общественное порицание.

3) Политические нормы – регулируют отношения между социальными группами их организациями по поводу завоевания и осуществления полит. власти. Особенности: - полит. нормы не редко закрепляются иными видами соц. норм(т.е. они есть среди норм права, нравственности)

- Обладают повышенным динамизмом, изменчивостью, т. к. их содержание тесно связано с конкретными результатами взаимодействия социальных групп по поводу реализации политической власти. - Отсутствует единый нормоустанавливающий S, устанавливающий полит. нормы. (Но! нормы права устанавливает единый S)

4) Религиозные - правила поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми по поводу отправления религиозного культа. Религиозное воздействие основано на основе веры в непознаваемые внешние силы Бога. Особенности: - Они, как правило, фиксируются в письменных источниках. - Поддерживаются не только общественным мнением концессии, но и санкциями организационного характера (отлучение от церкви).

5) Эстетические - закрепляют представления о прекрасном и безобразном. Носят предельно S характер. Несоблюдение норм не влечет никаких внешних санкций.

IV. По способу формирования:

а) Нормы, сложившиеся в результате многократного повторения варианта поведения (обычай);

б) Нормы, возникшие в результате целенаправленной нормотворческой деятельности.

V. По субъекту создавшему нормы:

а) Органами публичной власти или уполномоченными субъектами; направлены на урегулирование внешних отношений;

б) Не государственными организациями; регулируют внутренние организационные отношения (корпоративные нормы).

VI. По характеру закрепляемых социальных интересов:

а) Общесоциальные - фиксируют интересы всего общества; б) Сословноклассовые – фиксируют интересы отдельной социальной группы.

Понятие правосознания.

Правосознание – один из видов общественного сознания.

Общественное сознание – субъективное отражение людьми окружающей их объективной действительности. Только человеку присущи определённые формы отражения определённого мира (мышления), отсутствующие у других живых существ.

Объект отражения правосознания – вся отражающая нас правовая действительность.

Способ отражения – действительность отражается в правосознание с помощью понятий (юридическое право, юр. обязанность).

Виды правосознания.

- По S носителю правосознания: 1. Индивидуальные; 2. Групповые; 3. Общественные.

Индивидуальные присущи каждому индивиду, формируются в процессе социализации, воспитания, усвоения норм. Присутствуют уникальные для каждого человека элементы. Имеет ограниченные рамки существования (жизнь человека). Охватить окружающую правовую действительность полностью она не в состоянии.

Групповые – формируются, преломляясь через интересы группы. Например: правосознание юристов. Знание права и навыки по его реализации у проф. юристов значительно выше, чем у др. социальных групп. Для юристов характерно устойчивое положительное уважительное отношение и пр.

Правосознание юристов формируется под влиянием юр. практики исключение юристы ученые. Характерна оценка опр. пр. действительности с точки зрения действующих правовых норм.

Общественные - это типичные, устойчивые, ставшие достижениями человеческой культуры, элементы правового сознания, общ. связи.

- По этапу развития правосознания: 1. Добуржуазное (рабовладельческое, феодальное и т.д.); 2. Буржуазное (современные страны).

- По странам: 1. Российская федерация; 2. Царская Россия; 3. Древний Китай.

Понятие правонарушения.

Правонарушение – виновное, противоправное, общественно вредное деяние, за которое совершающему его субъекту могут быть применены меры гос. принуждения.

1)Противоправность (правонарушение посягает на установленные юр. предписаниями обязанностей и тем самым препятствует нормальной реализации субъективных прав).

2)Юр. предписание (Обязанности, на которые посягают, правонарушение это не только юр. нормы, но и правоприменительные акты)

3)Это всегда деяние, которое фиксируется органами чувств (т.е. правонарушение не является чертами характера);

4)Это деяние общественно вредное, либо реально нарушает сложившийся правопорядок, либо создают условия для наступления ущерба.

5)Это деяние виновное (деяние должно содержат признаки вины. Пр.:Сбить с ног случайно прохожего);

6)Деяние влечёт меры гос. принуждения (– осуществляемое уполномоченными S от имени государства, физическое или психическое воздействие с целью подчинить поведение Sкаким-либо властным предписаниям).

Но!: а)О правонарушении может государство не знать; б) Правонарушение может быть отсутствовать правонарушитель; в) Правонарушитель может добровольно претерпеть наказание.

Виды правонарушений.

I.по степени общественной вредности: 1.преступления – правонарушения, обладающие высшей степенью общ. вредности; 2.проступки – менее вредные правонарушения.

II.сфера общественных отношений, в которой правонарушения проявляются: 1.правонарушения в сфере гос. управления; 2.правонарушения в полит. сфере; 3.правонарушения в социальной сфере;

III.по субъекту, совершившему правонарушение:

1.по возрастному критерию: а) правонарушения несовершеннолетних лиц; б) правонарушения, совершаемые совершеннолетними;

2.по количественному критерию: а) индивидуальные; б) коллективные;

3.в зависимости от того, является ли субъект физическим лицом или организацией

IV.по отрасли позитивного права, которые регламентируют данный вид правонарушений и устанавливающий за него юридическую ответственность:

1.уголовные; 2.гражданские; 3.трудовые; 4.административные.

Причины правонарушений.

В зависимости от их связи с человеческим сознанием:

а) Объективные причины (не зависят от сознания индивида, общества). Причины: те против

Наши рекомендации