Проблемы фискальной политики России и перспективы ее развития

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее, может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой [8].

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, перевода оборонного производства на изготовление конкурентоспособной продукции, проведении крупных мер по социальной защите населения и многими другими факторами.

Трудности в осуществлении фискальной политики российского государства состоят в том, что эволюция налоговой системы России развивалась долгое время не в соответствии с теми тенденциями, которые характерны для экономики развитых рыночных стран.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций [23].

Существует большое количество проблем, с которыми может столкнуться правительство при проведении фискальной политики. К основные проблемы можно разбить на две большие группы:

– временные проблемы;

– политические проблемы.

К временным проблемам относятся:

– разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Представление о направлениях развития экономики иногда происходит от 4 до 6 месяцев, пока инфляция или спад, которые набирают силу в этот период, проявляются в статистических показателях либо осознаются населением;

– административный разрыв – это промежуток, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются;

– функциональный разрыв – это разрыв между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и времени, когда эти меры начинают оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

К основным политическим проблемам фискальной политики относятся:

– прочие цели;

– финансы штатов и местных органов власти. Данная проблема подразумевает то, что фискальная политика часто носит проциклический характер, а следовательно не принимает мер против спада или инфляции;

– пристрастие к стимулирующим мерам означает, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим рост инфляционным мерам;

– политический деловой цикл. Как правило, главная цель политиков, не защита интересов национальной экономики, а собственное переизбрание на новый срок [8].

Дополнительные сложности фискальной политики возникают, когда мы осознаем, что национальная экономика представляет собой часть мировой экономики. В этом направлении можно выделить такие основные проблемы, как:

– колебания зарубежного происхождения;

– эффект чистого экспорта [12].

Возвращаясь к текущим проблемам можно отметить, что шоки и последующая адаптация экономики к ним имеют достаточно высокую цену, которая определяется сочетанием трех факторов:

– характером макроэкономической политики, проводившейся перед кризисов;

– реакцией правительства и центрального банка на кризис;

– структурными свойствами экономики [22].

Перспективы развития фискальной политики РФ были сформулированы в планах Основных направлениях налоговой политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Согласно официальным данным можно выделить следующие основные направления совершенствования налоговой системы России:

1) совершенствование системы налогообложения различных субъектов налоговых правоотношений. В качестве перспектив развития налоговой политики РФ рассматривается совершенствование налогообложения доходов физических лиц от продажи имущества.

2) стратегическими задачами работы налоговых органов по осуществлению контроля (надзора) и повышения ее эффективности можно считать:

– повышение уровня исполнения налоговых обязательств среди налогоплательщиков за счет внедрения комплексной системы стимулирующих мер;

– минимизация издержек на взимание налогов и сборов, повышение эффективности налогового администрирования;

– совершенствование процедур риск-ориентированного подхода при выборе объектов для проведения проверок;

– повышение эффективности контрольных мероприятий за счет оптимизации использования внутренних ресурсов;

– использование современных аналитических инструментов налогового контроля, позволяющих обеспечить выявление сокрытой налоговой базы, выявление всех налогоплательщиков, имеющих зоны риска совершения налоговых правонарушений;

– создание налоговой среды, способствующей развитию бизнеса, повышению налоговой грамотности населения и уровня его доверия к налоговым органам;

– обеспечение качества предоставляемых налоговыми органами государственных услуг в целях создания равных условий для ведения предпринимательской деятельности и пресечения незаконной деятельности лиц в сфере нерегулируемых видов деятельности;

– укрепление и развитие кадрового потенциала налоговых органов [24].

3) в рамках осуществления национальной предпринимательской инициативы, призванной улучшить инвестиционный климат в РФ, был утвержден комплекс мер, которые направлены на ускорение, упрощение и удешевление действующих бизнес-практик на территории РФ.

Согласно официальным данным можно выделить следующие основные направления совершенствования бюджетной системы России:

– совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетной системы;

– повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании;

– снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета;

– повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

– повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг;

– оптимизация расходов на оплату труда;

– снятие ограничений транспортной инфраструктуры;

– повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений;

– повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами [26].

Таким образом, попытки использовать для обеспечения долгосрочного роста меры макроэкономического управления вместо решения базовых институциональных задач почти наверняка приведут к тому, что не будут достигнуты ни собственные цели макро политики (обеспечение стабильности), ни вменяемые ей «чужие» цели. Предотвратить стагнацию экономики можно только укрепляя рыночные механизмы (прежде всего за счет сокращения участия государства в экономике и энергичных структурных реформ), и завоевывая доверие инвесторов путем повышения долгосрочной макроэкономической устойчивости, устранения избыточного регулирования экономики и других необходимых мер. Одним из результатов такой повестки дня станет, в частности, значительное повышение эффективности тех инструментов макроэкономической политики, которые в настоящее время создают и используют правительство и Банк России.

Заключение

Фискальная политика – это правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Она предполагает использование возможностей правительства по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности, а также решение различных социальных задач.

На современном этапе развития экономической теории и государственных институтов, основной задачей является изучение формирования государственного бюджета, факторов, влекущих как к дефициту, так и к профициту. Полное изучение этой проблемы позволяется грамотно использовать все рычаги бюджетно-налогового механизма, что в свою очередь обеспечивает стабильные темпы развития экономики, так необходимые в условиях мирового финансового кризиса. Исходя из этого, подводя итоги фискальной политики государства, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов многогранно и противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства и тем самым создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Для эффективной фискальной политики государства необходимо использовать, механизмы саморегулирования, заложенные в экономическую систему, а также тщательное, осторожное дискреционное регулирование экономической системы со стороны государства и его органов управления. Таким образом, все самостоятельные регуляторы экономики должны функционировать с организованным государственным регулированием. Эффективная фискальная политика должна быть стимулирующей, т.е. увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги в период наметившегося спада производства. В период начавшейся инфляции она должна быть сдерживающей, т.е. повышать налоги и уменьшать государственные расходы.

Фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо, чтобы экономика выбралась из кризиса и наоборот - снижение расходов и увеличение налогов необходимо в условиях чрезмерного подъема экономики. На современном этапе развития российской экономики перед страной стоят следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:

– использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов;

– определение оптимальных мер и объемов бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор;

– нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительство принимать различные меры по стабилизации ситуации, меры фискальной политики.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для выхода из финансовой «ямы»,улучшения финансового положения страны, необходим совершенный, устойчивый бюджетный механизм. Государство обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.

Наши рекомендации