Сущность, функции и типы государства

Признаки государства:

1.. Публичная государственная власть;

2.Имеется слой специальных профессиональных управленцев -государственный аппарат;

3.Государственный суверенитет тесно связан с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Народный суверенитет означает право народа самому решать вопросы своей жизни. Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение;

4. Территориальной единство (четкие границы);

5. Население;

6. Государственные решения имеют общеобязательное значение для всех граждан;

7. Только государство собирает налоги;

8 .Неразрывная связь государства и права - государство определяет своё управление с помощью права, они не могут существовать друг без друга.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всё население в пределах своей территории, издает юридические обязательные влияния, обладает специальным аппаратом управления и принуждения, обладающим суверенитетом.

Теории о социальном значении государства:

1. Теория элит (основоположниками являются Моска и Парето. У власти находится элита. Существуют 2 вида элиты: львы и лисы. Львы - управляют с помощью зла и насилия. Лисы - управляют с помощью хитрости и обмана.);

2.Марксистская теория (политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах);

3.Технократическая теория (капиталистическое государство утратило классовый характер и стала народной. К власти пришли менеджеры);

4. Различные демократические доктрины (сегодня в государстве носителем власти является народ. Государственная власть становится народной.

Функции- это главные направления деятельности государства.

Классификация функций:

-по продолжительности действия (постоянные, временные);

- по видам ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная);

- по социальной значимости (общесоциальные функции, функции защиты интересов господствующего класса, функции подавления сопротивлений);

-по сфере действия (экономические, социальные, правоохранительные,
экологические, идеологические, финансового контроля);

-по направленности (внутренние , внешние).

Внутренние функции по сферам деятельности делятся на:экономические (формировании бюджета, его доходов, расходов); социальная (государство должно обеспечить социальную защищенность граждан, создать нормальные условия жизни); финансового контроля (государство учитывает доходы и расходы производителя, устанавливает налоги, таможенный контроль); правоохранительные (соблюдение законности); экологическая (охрана окружающей среды).

Внешние функциипо сферам деятельности делятся на: взаимовыгодное сотрудничество с другими странами (экспорт, импорт, обмен опытом, сотрудничество, решение глобальных проблем); оборона страны.

Типология государств- это классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.

Выделяют следующие основные исторические типы государств:1. Восточное государство. До недавнего времени восточное государство, как самостоятельный тип, не выделяется. К нему относятся: Индия, Китай, Вавилон. Возникли 5 тыс. лет назад Существовала частная собственность. Социальная структура представляла пирамиду, на верху которой был царь, далее приближенные царя, затем чиновники более низкого ранга и в самом низу рабы и общинники. Преобладали традиции.

2. Рабовладельческое государство. Возникло позже восточного. Причины возникновения: появление частной собственности и раскол общества на классы. Экономическую основу составляли: труд рабов обеспеченный принуждением, даже физическим. Основными классами были рабы, рабовладельцы. Существовали и социальные прослойки: ремесленники и мелкие землевладельцы. Важную функцию играла армия. Она выполняла, как внешние, так и внутренние функции. Форма власти: монархии и республики.

3.Феодальное государство. Возникает по 2 причинам: 1) в результате гибели рабовладельческого строя; 2) зарождение первобытного строя и феодализма. Экономическая основа: собственность феодала на землю. Основные классы: феодалы и крепостные крестьяне. Другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. Существовали сословия - группы людей, которые отличались друг от друга объемом прав и обязанностей. Государственный аппарат включает: войска, отряда полиции, разведывательные органы, суды. Форма управления – монархия различных видов.

4. Буржуазное государство (капиталистическое). Данное государство возникло более 200 лет назад. Экономическая основа: на первых этапах капиталистическая частная собственность на средство производство, все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Основными классами были буржуазия и рабочие. Другие социальные классы составляли крестьяне и ремесленники.

5.Социалистическое государство. Основы учения данного государства заложили в своих трудах Маркс, Энгельс, Ленин. Новое государство возникло в результате революции. Государственная власть принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом.

Механизм государства

Механизмом гос-ваназывается единая, централизованная иерархическая система органов (а также предприятий и учреждений), через которую гос-ва реализует свои функции, осуществляет государственную власть.

Данная система органов обладает следующими основными признаками:единство, иерархичность, наличие сходных целей и задач, наличие аппарата принуждения. Иерархичность-вид пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие и способные оказать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы обязаны выполнять решения вышестоящих органов.

Государственный аппарата - это система государственный органов при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Основные признаки: государственный аппарат это четко организованная и строго упорядоченная иерархическая система;первичный элементов является государственный орган;функционирование государственного аппарата обеспечивается денежными средствами, а в необходимых случаях принуждением; - при помощи государственного аппарата практически осуществляется государственная власть, и выполняются функции государства.

Государственный орган - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенции и опирающейся в своих действиях на организацию материальную и принудительную силу государств.

Признаки государственного органа:

-формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции;

-выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды действий;

имеет юридически закрепленную структуру, компетенцию, территориальный состав деятельности, а также характер и порядок его взаимодействия с другими государственными органами;

- наделяется определенными материальными средствами;

- наделяется полномочиями государственного характера, состоящего прежде всего в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Виды государственных органов:

По принципу разделения властей: - законодательный; - исполнительный; - судебный.

По принципу федеративного устройства: - федеральный органы; - органы субъектов федерации

По характеру компетенции: - органы общей компетенции; - органы специальной компетенции

По срокам полномочий: - постоянные; - временные.

Структура государственного аппарата- это внутреннее строение, порядок расположения составных звеньев аппарата, их соотношение. Важнейшими составными частями современного государственного аппарата являются: - система органов государственной власти; - система органов государственного управления; - система судебных органов. Каждая из этих названных систем является носителем соответствующей государственной власти.

Выделяют три вида законодательных (представительных) органов:

-представительные высшие органы;

- представительные органы субъектов государства;

- местные органы самоуправления. Высшим представительным органом является парламент. Бывают парламенты однопалатные и двухпалатные. Двухпалатный парламент имеет место в демократических государствах. При парламенте образуются различные комитеты и комиссии, чтобы повысить деятельность парламента.

Исполнительные органы государственной власти -это органы призванные обеспечить реализацию в политике государства и исполнение законов, принятых представительными органами власти. В подавляющем большинстве стран носителем исполнительной высшей власти выступает глава государств, кроме абсолютной монархии. В большинстве современных государств, главой государства является президент, он может избираться по-разному.

Правительство - это исполнительный высший распорядительный орган власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В состав правительства входят члены правительства, возглавлявшие центральные различные ведомства, а также входят министры, секретари, их заместители и помощники. Свою детальность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации.

Органы правосудия. Суд это орган государства, осуществляющий правосудие в виде разрешения уголовных, гражданских, административных и иных дел, в установлено законами процессуального порядка.

Судебная власть - это одна из ветвей власти, она независима от законодательной и исполнительной власти, т.е. она самостоятельна. Судебная система РФ охватывает три разновидности органов судебной власти:

- конституционный суд РФ, является судебным органом конституционного надзора (дела связанные с охраной конституции РФ);

- верховный суд РФ, является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам подсудных судом общей юрисдикции;

- высший арбитражный суд РФ - это высший судебный орган по решению экономических споров и иных дел, рассматривающих арбитражными судами.

Выполнение задач совершенствования механизма Российского государства обеспечивается при помощи следующих мер:

-дальнейшее улучшение структур и повышение эффективности механизмов государства в целом и каждых из числа составляющих его органов;

-обеспечение порядка, который основан не на страхе, не на произволе властей, а на силе закона;

-развитие и совершенствование необходимой нормативно - правовой базы.

Формы государства

Формой гос-ва называется совокупность систем организации гос.власти, которая включает: форму правления, форму гос.устройства, политический режим. Форма правления раскрывает способ организации гос.власти, порядок образования ее органов и взаимодействие с населением, а также степень участия населения в их формировании. Основными видами форм правления являются: монархия и республика. Монархия- это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом, как правило, переходит по наследству и монарх не несет ответственности.

Признаки классической монархической формы правления:

-существует единоличный глава государства пользующийся властью пожизненно;

-последовательный порядок преемственности;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия может быть: абсолютной и ограниченной. При абсолютной монарх обладает неограниченной властью. Разновидностями ограниченной монархии являются: конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом (это ограничение определяется конституцией). Монарх не вправе изменять конституцию. Она утверждается парламентом. Парламентская монархия. Законодательный акт принимается парламентом и формально подписывается монархом. Правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика- форма правления, при которой высшая гос.власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Общие признаки: - выборность на определенный срок главы государства и других должностей; - осуществление государственной власти по поручению народа; - юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом; - обязательность решения верховной власти для всего государства; - преимущественная защита интересов граждан государства; -взаимная ответственность личности и государства.

Основные виды республик:

1. Парламентская республика- это форма государственного управления, при которой верховная власть и ведущая роль в организации жизни государства принадлежит парламенту; Правительство отвечает перед парламентом

2. Президентская республика - это форма государственного управления, при которой президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице США, Россия)

3. Смешенная республика - это форма государственного управления, совмещающая элементы президентской и парламентской республики. Наряду с сильным президентом, в формирование правительства участвует и парламент.(Украина)

Форма государственного устройства- это территориальная организация государственной власти. Это характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между центральными и местными органами.

Выделяют 3 формы государственного устройства: - унитарное государство; - федерация; - конфедерация.

Унитарное государство отличается полным политическим единством, оно неделимо. Признаки унитарного государства:

государство с одним высшим органом представительной исполнительной судебной власти; на территории этого государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляют центральные органы власти;

Федерация- это сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающих суверенитетом.

Признаки федерации: территория состоит из тех территорий, которые входят в состав федерации; в большинстве стран субъекты имеют свою конституцию; закрепляется двойное гражданство.

Конфедерация - это союз суверенных государств, созданный для достижения определенных целей в определенных исторических пределах. Конфедерация, как правило, явление временное.

Признаки конфедерации: организуется на основе соответствующих договоров; субъекты имеют право свободного выхода; суверенитет принадлежит государству, никакие решения конфедерации не имеют силы без согласия всех субъектов конфедерации; в предметы ведения входят небольшой круг вопросов; конфедерация организует только те органы, которые необходимы для решения поставленных вопросов; субъектам конфедерации принадлежит право отказаться от тех или иных актов союзной власти; бюджет формируется за счет добровольных взносов; в конфедерации отсутствует единая система денежного обращения.
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Это функционирование политической системы в целом. Виды политических режимов:Авторитарный режим - политический режим, характеризуется неограниченной властью одного лица или группы лиц, опирающаяся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности и обществу. Основные признаки:носителем власти выступает один человек или группа лиц. Основная масса населения отчужденна от власти; власть неограниченна и не под контролем граждан; власть опирается на насилие и силу; возможна оппозиция, подконтрольная властям; политическая элита назначается сверху, а не избирается; соблюдается автономия личности во вне политических сферах. Тоталитарный режим - это система насильственного политического господства, характеризуется полным подчинением общества власти, господствующей элите, организованным военным бюрократическим аппаратом, которые возглавляются лидером. Основные признаки: тоталитарное общество создается сознательно на основе одного идеала; идеологизация всей общественной жизни; руководящая роль партии. Власть в руках одной партии, а партия под властью одного лидера (культ вождя). Происходит сращивание правящей партии и государственного аппарата; монополия на информацию, на все СИМ и содержание информации берется под контроль государственного аппарата; система массового террора; милитаризация общества, гонка вооружений; - население насильно используется в качестве бесплатной рабочей силы.
Демократический режимхарактеризуется методами государственной власти, которая реально обеспечивает свободное развитие личности, фактическую защищенность и ее законных прав и свобод. Основные признаки:существует законодательство, которое провозглашает права и свободы граждан; реально гарантируются права и свободы граждан, их возможное участие в различных политических событиях; создание эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти; личность защищена от произвола и беззакония;социальные противоречия и конфликты разрешаются путем переговоров и компромиссов;данный режим базируется на законах, т.е. в обществе создается правовое государство существует гражданское общество; правильное соотношение между правами и свободами, обязательность граждан.

Наши рекомендации