Природа, сущность, типы и функции государства как политического института

Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств и государственных образований. Их возникновение и функциони­рование, появление и отмирание являются закономерным резуль­татом развития общественных отношений, поиска людьми опти­мальной формы совместного существования. В истории общест-венной мысли складывались различные подходы к определению и характеристике государства. Так, Аристотель видел в государ­стве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон определял государство как союз людей, объе­диненных общими началами права и общей пользы. Т. Гоббс на­звал государство природным (естественным) телом. И. Кант счи­тал, что государство - это объединение людей, подчиненных пра­вовым законам. Г. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». В последующем эти подходы углублялись, стано­вились все более емкими и точными.

Современные социально-гуманитарные науки объясняют и раскрывают природу и сущность государства, его генезис и эво­люцию на основе ряда концепций и теорий: теологической, пат­риархальной, договорной, «насилия» (или «захвата»), социально-экономической, органической и психологической1.

В теологической теории государство рассматривается как священный и неприкосновенный институт, дарованный челове­честву богом для организации совместной жизни людей. В ней находит отражение теократическое содержание и характер дея­тельности государств античности и эпохи Средневековья. Тео­кратические элементы государственного властвования сохрани­лись и в функционировании некоторых современных государств. Патриархальная теория характеризует государство как своеобразное продолжение отцовской, опекунской власти в се­мье, старейшины в роду или племени, осуществляемой в целях общей пользы и блага. Наиболее полное выражение эта идея на­шла в работе английского мыслителя Р. Фильмера «Патриарх, или Естественная власть королей». Свое значение патриархаль­ная теория не потеряла и в настоящее время.

В XVII - ХУЛ! вв. в трудах Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо были заложены основы договорной теории государства. В соответствии с ней возникновение государства явилось ре­зультатом общественного договора (пакта), согласно которому люди отказываются от части своих естественных прав и передают их специальному аппарату управления, который устанавливает со­циальный порядок, гарантирующий им безопасную жизнь и поль­зование собственностью. Атрибутами власти, согласно этой тео­рии, обладает суверенный монарх или иной социальный институт. Теория «насилия» (теория «захвата») объясняет появление государства необходимостью организации управления большой массой людей, образовавшейся в результате захвата и порабоще­ния слабых народов сильными. Установление и поддержание власти победителей осуществлялось путем создания специальных органов насилия, которые в результате формализации стали еди­ной организацией - государством. Существенный вклад в разра­ботку и обоснование этой теории внесли Е. Дюринг, Л. Гумп-лович, К. Каутский и другие мыслители.

В соответствии с социально-экономической теорией госу­дарство возникает в результате общественного разделения труда и появления антагонистических классов. Задача государства -поддержание в обществе власти экономически господствующего класса. У истоков этой теории стоял Платон, а свое окончатель­ное завершение она получила в марксизме. К. Маркс был первым, кто предпринял попытку всестороннего анализа государства как «социальной реальности» с учетом классового расслоения и со­циальной дифференциации общества, роли отдельных классов и социальных групп в системе общественных отношений.

В органической (Г. Спенсер, Дж. Фортескью) и психологи­ческой (Ж. Бюрдо, Г. Шершеневич) теориях, а также в появив­шейся в середине XX в. политической антропологии (Г. Классен, М. Фрид) возникновение государства объясняется с точки зрения природы и социально-психологической сущности человека как субъекта общественных отношений.

В концепциях и теориях государства можно выделить два ос­новных подхода к объяснению его природы и сущности. Пер­вый - либерально-демократический, исходящий из того, что государство создается для реализации потребностей нужл и
ресов человека и выполняет функции интеграции и защиты об
щества. Второй - трактует государство как институт господства
одного класса над другим, концентрации власти в обществе пГ
гулирования социальных отношений в интересах определенных
социально-политических сил.

В отдельных социально-гуманитарных науках, в зависимости от их предмета, существует определенная специфика в понима­нии государства как социального института. В социологии госу дарство трактуется как ведущий социальный институт общества осуществляющий регулирование всей совокупности обществен­ных отношений. В юриспруденции государство рассматривается, с одной стороны, как сложная иерархическая структура властных органов, а с другой - как источник норм, регулирующих поведе­ние граждан. Политология определяет государство как институт политической системы общества, являющийся главным субъек­том политической власти.

С учетом содержания основных концепций и теорий государ­ства, подходов к выявлению его природы и сущности, специфики его трактовки различными социально-гуманитарными науками можно дать следующее определение государству. Государство -это основной политико-властный институт общества, органи­зующий совместную жизнь и обеспечивающий безопасность людей на территории их проживания, создающий условия для реализации коренных интересов и потребностей основных социальных групп и слоев общества. Его сущность заключается в концентрации у соци­альных субъектов властных полномочий, необходимых ресурсов, сил и средств для регулирования общественных отношений.

Принято считать, что государство как политический инсти­тут возникло в период существования поздних форм общинно-племенного строя, когда произошло дифференцирование потрео-ностей и интересов людей, общественное разделение труда, пока общество было социально и экономически однородным, его по­литические функции - оборона от внешних врагов, Р^лирова-ние внутренних конфликтов I осуществлялись коллективными усилиями его членов без создания специальныхинСТИТУТЛ
Власть опиралась на авторитет старейшин, поддерживав **
случае необходимости всеми членами племени, и не тпебо
специального аппарата. овала

В результате развития производительных сил, общественно го разделения труда и накопления материальных средств в част­ных руках произошло разделение общества на социальные слои и классы. Социальное и имущественное неравенство людей при­вело к формированию в обществе двух основных социальных групп: группы индивидов, владеющих значительными матери­альными средствами и претендующих на господствующее поло­жение в системе общественных отношений, и группы индиви­дов, не обладающих материальными средствами, но непосредст­венно создающих общественный продукт. Между этими группа­ми начали обостряться социальные противоречия, возникать конфликты, дестабилизирующие общество. Появилась необхо­димость закрепления и регулирования отношений господства и подчинения. Для этого социальная группа, владеющая матери­альными средствами, стала формировать специальный аппарат управления, который постепенно перерос в государство. В неко­торых случаях ускорению процесса формирования государства способствовали внешние факторы (войны, захват территории, миграция населения).

С созданием государства аппарат управления, используя раз­личные методы - от переговоров до применения насилия - начал выполнять задачи поддержания и воспроизводства отношений господства и подчинения, обороны и внешних сношений. Взаи­моотношения господствующей и других групп общества форма­лизуются в политическое сообщество, в котором распределяются роли носителей власти и тех, кто ей подчинен. Политическая власть институционализируется в особый аппарат управления. Государство концентрирует в своих руках необходимые матери­альные и духовные средства влияния на общественные процессы, превращается в консолидирующую силу общества, поддержи­вающую его стабильность и устойчивость.

Основными факторами, влияющими на развитие государств их внутреннюю структуру, направления деятельности, являются' господствующий в обществе способ производства, этнический со­став, менталитет и уровень культуры населения, географические условия и природная среда, система международных отношений, наличие или отсутствие внешних и внутренних угроз безопасно^ сти. Эти факторы взаимосвязаны, носят динамический характер и имеют конкретно-исторические формы проявления, что определя­ет особенности организации и функционирования государств.

Природа и сущность государства, как основного института политической системы общества, выражаются в различных, тесно связанных между собой измерениях. Важнейшими из них приня­то считать признаки, типы и функции государства. К основным признакам государства относятся:

• народ- социально-этническая общность, проживающая на определенной территории и нуждающаяся в организации и управлении своей жизнедеятельности. Народ может состоять из одной нации или быть многонациональным;

• территория- физическо-географическая и пространст­венная среда проживания народа, с которой он исторически свя­зан и на которую распространяются властные полномочия госу­дарства. Без территории государство не существует, хотя она мо­жет изменяться (война, территориальная экспансия). Относи­тельно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения госу­дарственности;

• публичная власть- система органов и институтов, обес­печивающая совместное политическое, экономическое и духовное бытие людей. Публичная власть предполагает: суверенитет госу­дарственной власти, ее верховенство и независимость от какой-либо иной власти, в том числе и от власти других государств; на­личие особой группы людей, занятых управленческим трудом; мо­нополию на принудительную власть в отношении населения; пра­во и возможность осуществления внутренней ивнешней политики, в том числеи военной, от имени и в интересах всего общества, су-

веренное право издания законов и правил, обязательных для всего населения; монопольное право на установление и взимание надо гов и сборов, формирование общенационального бюджета и др.

Названные признаки определяют ведущее место государства среди других политических институтов общества: партий, дви­жений, организаций, блоков и т.д.

Другим важнейшим измерением государства являются его типы.

Классификация государств относится к одной из острых и спорных проблем политологии, отражает их исторически изме­няющиеся внутреннюю структуру и характер. Методологические основы классификации государств были заложены еще в древние времена такими известными мыслителями, как Полибий, Платон и Аристотель. В настоящее время существует множество вариан­тов классификации государств по различным основаниям.

По характеру социально-экономического базиса политиче­ской власти выделяются:

^ государства, основанные на внеэкономическом принуж­дения к труду, использующие преимущественно насильственные меры поддержания стабильности и правопорядка. Такими госу­дарствами, например, являлись древневосточные деспотии;

^ государства, основанные на экономических формах при­нуждения к труду, политико-правовых методах обеспечения ста­бильности и согласия в обществе. К ним относятся современные конституционные государства.

По организации высшей власти и форме правления государ­ства подразделяются на монархии и республики. Монархия (власть одного) - это государство, где формальным и единствен­ным обладателем власти в стране является монарх (король). Власть, как правило, передается по наследству. В современных условиях монархия может быть абсолютной, неограниченной и конституционной (власть монарха ограничена конституцией и принадлежит правительству, избираемому парламентом).

Республика (общее дело) - государство, где по закону (ко* ституции) единственным источником власти в стране является

народ или его большинство. В свою очередь, республика может быть парламентской и президентской. Различия между парла ментской и президентской республикой состоят в способах фор мирования правительства и степени его ответственности перед парламентом или президентом.

В соответствии с административно-территориальным уст­ройством страны, соотношением полномочий центральных и ре­гиональных органов власти государства классифицируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарные государства имеют единую конституцию, жест­ко подчиненную по вертикали структуру властных органов, де­лятся на административно-территориальные единицы, не имею­щие собственной конституции и законодательства.

Федеративные государства состоят из административно-территориальных и национально-административных единиц, ко­торые связаны между собой единой конституцией, определяю­щей их статус и предметы ведения, причем внешним суверените­том наделена лишь федерация в целом. Входящие в федерацию субъекты имеют собственное законодательство в рамках основ­ных принципов организации федерации, законодательные (пред­ставительные) и исполнительные органы власти.

Конфедеративные государства представляют собой союз независимых государств, объединенных, как правило, в целях осуществления совместной оборонной и внешней политики, имеющих иногда единую финансовую систему и денежную еди­ницу. При этом сохраняется полная самостоятельность состав­ляющих конфедерацию государств в других сферах.

По типу государственно-правового режима, т.е. по способу существования государственной власти, приемам, методам и средствам ее поддержания и осуществления, выделяются демо­кратические, авторитарные и тоталитарные государства. В демо­кратическом государстве власть принадлежит народу, сущест­венно ограничиваются возможности государства на вмешатель­ство в личную жизнь граждан, не допускается посягательство на их неотъемлемые права и свободы. Авторитарное государство

характеризуется чрезвычайной централизацией власти в п узкой группы лиц, безусловным подчинением ей народа поп"* нием отдельных прав и свобод граждан, использованием властью террора и насилия. Тоталитарное государство осуществляет полный и всеобщий контроль власти над всеми сферами жизни общества, отдельных индивидов, преследование инакомыслия и оппозиции в интересах реализации каких-либо (чаще всего наду­манных) идей и теорий.

Рассмотренная классификация государств не является абсо­лютной и завершенной. Наряду с выделенными существуют и дру­гие типы государств. Кроме того, на практике могут быть государ­ства, находящиеся в переходном состоянии, не относящиеся ни к одному из перечисленных типов. Как отмечал русский философ и политолог И. А. Ильин, государственный строй не есть пустая и мертвая форма: он связан с жизнью народа, его природой, клима­том и размерами страны, с его историческими судьбами и еще глубже - с его характером, религиозной верой, укладом его чувств и воли, его правосознанием - словом, с тем, что составляет и опре­деляет его «национальный акт».

Государство непосредственно включено в систему общест­венных отношений, активно воздействует на них. Содержание и характер влияния государства на общество, международные от­ношения наиболее полно и очевидно выражаются в его социаль­ном предназначении и функциях. В них отражаются общест­венные обязанности государства, закладывающие приоритеты и основные направления его деятельности.

Предназначение и функции государства в истории политиче­ской мысли рассматривались по-разному. Так, Платон и Аристо­тель основное назначение государства видели в утверждении вы­сокой нравственности и ответственности граждан. Г. Гроций и Т. Гоббс - в достижении социального блага и общей безопасно­сти. В марксистской теории государству отводилась роль орудия классового господства и угнетения, построения бесклассового коммунистического общества. В современных условиях принято считать, что социальное предназначение государства состоит урегулировании объективно существующих в обществе социалк но-экономических и политических противоречий, достигни компромисса между различными социальными группамиГсТоТ ми при строгом учете их интересов и потребностей а также в обеспечении основных прав и свобод граждан.

Социальное предназначение государства реализуется в кон кретных функциях, которые проявляются как внутри общества так и в международных отношениях. Они подразделяются на внутренние и внешние. Между функциями государства существу­ет тесная взаимосвязь, так как его внешнеполитическая деятель-ность неразрывно связана с внутриполитическими отношениями, характером государственно-политического устройства общества.' Внутренние функции государства отражают его социальную роль внутри общества. К их числу относятся:

- функция управления и контроля. Обязанности и права со­временного государства по организации управления и контроля в обществе устанавливаются конституционно-правовыми актами и нормами;

- функция защиты. Государство обеспечивает незыблемость конституционного строя, гарантирует гражданам реализацию их прав и свобод, поддерживает законность и правопорядок, нейтра­лизует внутренние опасности и угрозы национальным интересам;

- посредническая функция. Государство обеспечивает пре­дотвращение и урегулирование потенциальных и реальных соци­альных конфликтов. В современном обществе оно призвано уста­навливать цивилизованные рамки разрешения конфликтных си-

- социальная функция. Она проявляется в создании достой ных условий жизни граждан, позволяющих им реализовывать разнообразные потребности и интересы; обеспечении справедли­вого распределения общественных благ; социальной защите не­трудоспособного и обеспечении занятости трудоспособного на­селения;

- духовно-идеологическая функция. Государство вырабаты­вает и осуществляет культурную политику, направленную на по­вышение духовности и нравственности общества. Оно обеспечи­вает доступ граждан к мировым и отечественным культурным ценностям, определяет духовно-нравственные ориентиры обще­ственного развития.

Внешними функциями государства в современных условиях являются: оборона страны, защита ее суверенитета и территори­альной целостности от внешних опасностей и угроз; поддержание и развитие взаимовыгодных отношений во всех сферах жизни с различными государствами мира, взаимодействие с региональ­ными и международными организациями; участие в разрешении глобальных проблем современности, предотвращении опасности и угроз для существования человечества; поддержание мира и стабильности на глобальном и региональном уровнях; участие в миротворческих операциях.

В современных условиях свои функции государство осуще­ствляет во взаимодействии с гражданским обществом. При раз­витом гражданском обществе часть функций государства или их отдельные аспекты утрачивают свою значимость и необходи­мость, так как они выполняются структурами и институтами гражданского общества.

Функции государства обусловливают его внутреннюю структуру,которая представлена главным образом государст­венным аппаратом. Государственный аппарат - это комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для управления обществом и защиты его основ­ных интересов. В различных типах государства складывается разный по структуре и содержанию государственный аппарат Аппарат современного государства, как правило, включает: за­конодательные (представительные) органы власти, исполни­тельно-распорядительные органы власти, органы судебной вла­сти, контрольно-надзорные инстанции, органы охраны правопо­рядка, безопасности и разведки, вооруженные силы. Система и порядок формирования этих органов определяются конституци­ей страны и другими законодательными актами.

Структуру государственного аппарата необходимо рассмат­ривать как по горизонтали, с учетом функций, выполняемых его различными элементами, так и по вертикали, как систему иерар­хической организации элементов аппарата (центральные, регио­нальные и местные). Характерной чертой аппарата любого со­временного государства является его стремление к постепенному обособлению, приобретение самостоятельных интересов по от­ношению к обществу. В определенных условиях аппарат может стать как над государством, так и над обществом, подчинив их своему диктату. В целом же аппарат выполняет волю правящей элиты. Эффективность деятельности аппарата государства обес­печивается его профессионализмом, уровнем образования, обра­зом жизни, социальной базой формирования, принципами и спо­собами выдвижения государственных служащих, их взаимосвя­зью с различными слоями общества.

Государство в процессе развития мировой цивилизации со­вершенствуется и трансформируется в новые типы, адекватно отвечающие состоянию и уровню цивилизованности обществен­ных отношений. В современных условиях оптимальным типом государства, эффективно взаимодействующим с гражданским обществом, является правовое и социальное государство.

Наши рекомендации