Процедура 11—6. Релаксация — 30 минут

Цель: использовать технологии более тщательной проработки картины будущего, с визуализацией конкретного образа цели

Образ цели:

l.Ha этом этапе проводится аутогенная тренировка для введения участников в состояние релаксации.

2. Образ достижения. Отметив наличие признаков расслабления, тре­нер говорит: «Не могли бы вы представить себе то, чего вы хотите
достичь? Чего вы хотели бы для себя в будущем? Настройтесь на
глубинный смысл своих желаний. Воздержитесь от активных поисков. Вы сейчас скорее рыболов, который сидит на берегу озера и ждет, что появится из глубины...

Может появиться образ ситуации в будущем, когда ваша потребность будет удовлетворена, проблема решена, цель достигнута. Как вы будете вы­глядеть после того, как ваша цель будет достигнута? Как будет звучать ваш голос? Что вы скажете? Войдите внутрь этого образа. Почувствуйте сейчас то, что вы будете чувствовать тогда. Ощущаете ли вы удовлетворенность, спокойствие, умиротворенность: ваша мечта реализована. Дождитесь, когда образ станет ярким, четким, проживите его.

4.Выход. Мобилизация.
Процедура 11—7. Рефлексия— 10минут

Процедура 11—8. Прощание— 5минут

ВСТРЕЧА 12. «РЕКЛАМА»

Процедура 12—1. «Хлопок» —15 минут

Цель: выработка навыков сосредотачивать свое внимание, удерживать объект в поле внимания.

Каждый делает какое-либо физическое упражнение. По хлопку необходимо перенять упражнение, которое делал сосед слева. Таким образом, к каждому должно в конце концов вернуться его упражнение, после того как оно пройдет весь круг.

Процедура 12—2. Альтернативная реклама — 45 минут

Цель: ученики должны уметь объективно оценивать рекламу.

Проведение. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе можно узнать потрясающую новость. Например, алкоголь не только не вредит организму, но даже ока­зывает определенное благотворное влияние. На уроках вам говорят, что алкоголь обладает угнетающим действием, а на самом деле он ведет себя, судя по рекламной информации, как стимулирующее средство. Он даже придает красоту коже, волосам и ногтям благодаря сильным компонентам, убивающим микробы и бактерии. Это такая приятная новость! В каждой рекламе можно обнаружить настоящее открытие в медицине!

А теперь хотелось бы, чтобы вы придумали рекламу одного из алко­гольных напитков, табачных изделий или лекарств, которая сообщала бы
правду о продукте.

Примеры:

• алкоголь может вызвать у вас рвоту;

• алкоголь может вызвать у вас потерю сознания

• алкоголь может привести вас к смерти на дорогах;

• курение хорошо способствует развитию рака легких;

• если вы выпьете две таблетки, голова будет светлая и ясная 10 минут,
тупая и свинцовая — 4 часа 30 минут;

• напьешься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Вариант: нарисовать такую этикетку на бутылке, пачке сигарет, коробке лекарств, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое.

Процедура 12—3. Ролевые игры— 1час.

Модели ролевых ситуаций

В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микро­среды и начали употреблять норкогенное вещество. Эти ситуации могут использоваться в качестве предостережений, а также послужить моделями для ролевых игр, где можно выработать навык противостояния наркогенному давлению. Это, прежде всего, обстоятельства, когда приятели-наркоманы ведут разговоры о приятном состоянии после употребления наркотика и утверждают, что это безвредно. Или такая картина: торговцы наркотиками уверяют, что, приняв дозу, «неофит» избавится от всех проблем, подростку внушается мысль, что наркотики помогают преодолевать жизненные труд­ности. Положение таково, что зачастую опытные и старшие по возрасту наркоманы вовлекают подростка в употребление наркотиков, спекулируя на его желании выглядеть мужественным, извращая это понятие (используя наркотик, ты будешь «сексуальным гигантом»). Есть ситуации, когда нар­команы или торговцы наркотиками специально угощают ребят сигаретой с «начинкой» без их ведома. Нередко наркоманы ссылаются на вековые традиции употребления наркотиков, связывая -это явление с естественны­ми законами трудной жизни. Часто рассказывают подросткам, что есть безвредные наркотики, скажем, растительного происхождения, ими можно пользоваться без потерь всю жизнь («Химия — плохо, но я тебе предлагаю чистый наркотик»).

При анализе ролевого поведения следует рассматривать следующую серию вопросов: Почему, с какой целью обычно предлагают попробовать наркотическое вещество, которое, как известно, можно достать только за деньги или выменять на вещи? Потребляет ли сам предлагающий наркотическое вещество или же только угощает других? Если он сам не потреб­ляет, то почему предлагает другим, если же он сам его употребляет, то способен ли он без него обходиться? Если он утверждает, что способен, то как он это докажет?

Ответы на эти вопросы помогут подросткам более четко сформулировать мотивированный отказ, найти наиболее подходящую причину для этого

Цель: научиться делать выбор (принимать решения) и нести за него ответственность. Выработать новые модели поведения в сложных ситуациях.

Проведение. Вы находитесь во дворе или дома у одноклассника, которого вы уважаете. Он предлагает вам попробовать покурить «травку». Вас никто не видит. Как вы поступите?

Очень важно перед тем, как разыграть ситуацию, предупредить остальных участников, чтобы они отмечали в своих записях то, что помогает, и то, что мешает ученику разрешить эту ситуацию. Оптимальным в данном случае будет отказ, позволивший сохранить отношения с одноклассником. но не поддаться соблазну. Выбор модели поведения делается, исходя из взвешивания положительных и отрицательных последствий каждого из возможных вариантов. Выбирается вариант, имеющий наименьшее количество отрицательных и наибольшее количество положительных сторон. Например: первый вариант'— соглашусь и выкурю «косяк». Что положительного, что отрицательного? Второй вариант — скажу «нет» и уйду, третий вариант— отчитаю одноклассника и расскажу его родителям. Что положительного, что отрицательного?

Примеры ситуаций:

1.Володя — новичок в этой школе. Чувствует себя одиноким, еще не нашел новых друзей. По дороге в школу встретил двух неформальных лидеров класса — Петра и Сашу. Они пригласили пойти к Саше домой и выпить водки, убеждают Володю, что об этом никто не узнает, туда еще придут девочки, и они хорошо повеселятся. Как поступить в этом случае Володе?

2.Вы вместе со своей подругой находитесь на дне рождения своего приятеля. Выпили шампанского. Все разговаривают, веселятся. Один из приятелей говорит, что вина было явно недостаточно, и достаетдве литровые бутылки водки. Он активно начинает предлагать всем выпить. Ваша девушка водку не пьет. Вы выпили рюмку. Всем налили еще. Подруга просит вас не пить, а все вокруг уговаривают: «Ты что, не мужчина...» и т. п. Ваши действия?

3.Вы собираетесь на дискотеку. Раньше на дискотеках вы всегда чувствовали неловкость и смущение, когда приглашали девушку потанцевать. В этот раз друзья предлагают вам самый «сильный» рецепт от нерешительности — выпить 100 граммов «для храбрости». Вы не знаете, какие последствия повлекут за собой эти 100 граммов. Как вы себя поведете?

4. Однажды в школьном туалете старший по возрасту ученик протянул сигарету с предложением попробовать. Вы отказались. Тогда он начал высмеивать вас, говоря при этом, что вы еще малы, недоросли, что вы «маменькин сынок». Вам очень обидно еще и потому, что там стояли значимые, авторитетные ребята. Что вы будете делать в этой ситуации?

5. Вы приехали на лето к своим родственникам на отдых. Однажды вас взяли на рыбалку с ночевкой. Вечером за ухой ваш дядя открыл бутылку водки, выпил вместе с другом по стопке. Через некоторое время опять налил себе, другу, а третий стакан протянул вам. Он сказал: «Бери, не бойся. Никто не узнает. Я, твой дядя, разрешаю тебе немного попробовать, чтобы теплее было...»

Наши рекомендации