Процедура IV. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает, что до следующего часа остается 5, 10, 15, 20 и 25 минут

Будьте постоянны в своих формулировках.

Действуйте так же, как и при отработке предыдущих навы­ков. Здесь процесс определения времени также состоит из трех шагов.

1. Отсчитывайте от цифры 12 по пять минут, пока не дойдете до места, на которое указывает минутная стрелка.

2. Решите, что это: начало часа или без скольких-то минут час.

3. Назовите час, ориентируясь на часовую стрелку.

Теперь вам нужно будет решать, начало ли это следующего часа или без скольких-то минут час. Сначала возьмите неболь­шие отрезки клейкой ленты, напишите на них числа 5, 10, 15, 20 и 25 и поместите их полукругом вдоль левой стороны ци­ферблата. Чтобы дать ребенку подсказку, можно либо за­штриховать левую сторону циферблата, либо написать боль­шими буквами справа и слева «начало часа» и «без». В начале учебного процесса можно подсказывать ему, спрашивая: «Это начало или без?» Затем побуждайте его говорить вам время. Кроме того, «начало» и «без» можно отрабатывать, даже не про­ся ребенка определять точное время. Превратите это в игру и проверьте, насколько легко он сможет ответить «начало» или «без», когда вы произвольно устанавливаете то начало часа, то без скольких-то минут час.

Также как и раньше, на первых порах устанавливайте часо­вую стрелку так, чтобы она указывала ровно на какой-нибудь час. И так же как и в предыдущем случае, лишь потом займитесь определением времени, когда часовая стрелка оказывается впе­реди минутной (например, без 15 минут 11).

После того как ребенок научится определять любой момент времени, о котором можно сказать «без... минут ...», попракти­куйтесь в определении всевозможных моментов времени в те­чение часа (скажем, от 8 до 9). При этом отсчитывайте минуты по пять. Когда он усвоит это умение настолько, что большинст­во его ответов будут правильными, уберите метки, обозначающие 10, 20 и 30 минут, а позже уберите остальные (5,15 и 25).

Когда вы занимаетесь отработкой этого навыка, держите свои учебные часы на расстоянии около метра от ребенка, чтобы он не мог дотрагиваться до них во время отсчета минут. Затем попрактикуйтесь на домашних часах, достаточно боль­ших и находящихся в пределах досягаемости.

Не стоит разрешать ребенку надевать наручные часы до тех пор, пока он, в основном, не ознакомится с процедурами I — IV, то есть пока он не усвоит рассматриваемое умение настоль­ко, что почти перестанет делать ошибки. Новые часы могут стать ему прекрасной наградой за то, что он научился говорить, который час.

 
 
Комментарии Некоторые люди предпочитают учить своих детей в рассматриваемых ситуациях говорить: «35, 40, 45, и 55 минут такого-то». У этого подхода есть свои досто­инства. Во-первых, тогда не играет роли, о какой по­ловине часа идет речь, и, следовательно, от ребенка не требуется различения, где начало часа, а где без ... минутчас. Во-вторых, время обозначается письменно именно в таком виде: 8:50, а не без 10 минут девять, да и цифровые электронные часы показывают время именно так. Однако наряду с достоинствами, у этого подхода есть и недостатки. Этот подход предполагает умение считать «пятерками» до 55 минут, а многим детям это трудно. Кроме того, мы привыкли, думая о времени, говорить себе: «... минут такого-то часа» и «Без ... минут такой-то час». Ребенок скорее поймет «без 10 минут девять», чем «8:50». Мы решили, что большинству детей больше под­ходит описанный выше метод. Когда ваш ребенок ос­воит его, вы сможете обучить его «цифровому экви­валенту» (что, к примеру,без 10 минут девятьесть то же самое, что и 8:50).


Процедура V. Обучение ребенка умению опреде­лять время, когда минутная и часовая стрелки расположены в промежутках между двумя цифрами

Мы несколько раз подчеркивали, что обучение данному уме­нию должно исключать ошибки. Но для того чтобы программа была полной, необходимо научить ребенка определять время по часам так, как они в действительности показывают его, — когда стрелки оказываются в промежутках между цифра­ми.

Обучение умению считать минуты внутри пятиминутных интервалов может потребовать неоправданно больших усилий. Возможно, поэтому вы решите научить ребенка давать приблизительный ответ. Если так, то:

· установите минутную стрелку между двумя цифраминациферблате;

· побудите ребенка определить,что это за цифры и какая изних ближе к стрелке;

· когда минутная стрелка находится на расстоянии одной или двух минут от одной из цифр, научите его говорить: «Сейчас примерно...» Например, на часах 10:14. Пусть скажет: «Сейчас примерно 15 минут одиннадцатого» или, если на часах 10:11, «Сейчас примерно 10 минут одиннадца­того».

Что нужно сказать относительно часовой стрелки? Объяс­ните ребенку, что называть нужно всегда тот час, по направле­нии к которому движется часовая стрелка. Покажите ему на учебных часах, которые показывают время 15 минут третьего, что часовая стрелка миновала цифру «два» и направляется к цифре «три». Значит, это начало третьего часа. А когда часовая стрелка находится близко к цифре, значит, время — скажем, без пяти минут три. Труднее сформулировать, который час, когда минутная стрелка показывает без 25 минут сколько-то; во всех остальных случаях, часовая стрелка будет расположена близко к цифре.

Наши рекомендации