Кадры в системе государственной гражданской службы. Формирование персонала государственных и муниципальных органов власти и управления.
Кадры– основной, штатный, постоянный, как правило, квалифицированный состав работников госаппарата учреждений, предприятий всей системы управления. Применительно к ГС, под кадрами понимаются, прежде всего, лица, занимающие государственные должности.
Персонал ГС– это личный состав работающих в госаппарате постоянных и временных специалистов, т.е. госслужащих, а также технических рабочих и служащих и служащих.
Формирование персонала гос службы начинается с его планирования.
Кадровое планирование основывается на следующих составляющих:
-сколько работников и какой квалификации где и когда потребуются;
-каким образом можно привлечь нужные и сократить или оптимизировать использование излишнего персонала;
-как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией.
-каким образом обеспечить условие для его профессионального развития персонала
-какие фин затраты потребуют –запланированные мероприятия.
Этапы планирования:
– анализ и оценка имеющегося персонала
– прогнозирование потребностей в персонале - предстоящие организационные изменения, имеющиеся и готовящиеся к вводу рабочего места, программы технических преобразований, план замещаемых вакантных должностей, потребность в работниках нового профиля.
– разработка конкретных планов и программ по формированию и развитию персонала.
Эффективное планирование человеческих ресурсов положительно влияет на результаты технологии формирования и развития персонала. Это происхо-ит благодаря оптимизации использования персонала (своевременный перевод работников на другое рабочее место, реорганизация производственных процессов), совершенствованию процесса приема на работу, созданию основы для развития разнообразных программ по развитию персонала;
Управленческие принципы работы с кадрами:
• Открытость и равный доступ граждан в ГС.
• Комплексная и объективная оценка профессионального уровня деловых и нравственных качеств служащих и результатов их деятельности при отбо-ре, расстановке и продвижении.
• Демократическое решение кадровых вопросов с учетом общественного мнения.
• Систематическое, рациональное обновление кадров, с сохранением преемственности.
• Подконтрольность госслужащих руководителям и вышестоящим госорганам, а также обществу и народу.
• Обеспечение законности, соблюдение НП требований и процедур в решении кадровых вопросов.
Задачи кадровой службы::
• Разработка и внедрение системы поиска и отбора в аппарат наиболее квалифицированных специалистов
• Стимулирование устойчивого, квалификационного и должностного роста
• Формирование в каждом гос. органе кадрового резерва
• Создание правовой и соц. защиты служащих
Формирование кадрового состава ГС обеспечивается:
• созданием кадрового резерва
• развитием проф. качеств госслужащих;
• оценкой результатов проф. служебной деятельности госслужащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;
• созданием возможностей для должностного роста госслужащих;
• использованием современных кадровых технологий;
• применением образовательных программ и гособразовательных стандартов.
Кадры органов ГМУ являются главным элементом, от проф. знаний и качеств которых зависит эффективность функционирования системы управления.
Формирование кадрового состава ГС в ГО обеспечивается на основе следующих принципов:
1) назначение на должность ГС гражданских служащих с учетом их заслуг в проф. служебной деятельности и деловых качеств;
2) совершенствование проф. мастерства гражданских служащих.
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:
1) проф. подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами проф. развития гражданских служащих;
2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
3) ротация;
4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Система проф образования и развития госслужащих вкл:
· Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным законом.
· Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
· Повышение квалификации госслужащих- не реже одного раза в три года.
· Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
Профессиональная подготовка кадров гражд. служащего и Профессиональная переподготовка осуществляются в ВУЗах и учреждениях среднего проф. образования на договорной основе.
Основанием для направления гражданского служащего на ПППК или стажировку являются:
1) назначение гражданского служащего на иную должность ГрС в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации гражданского служащего.