Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ

Дипломатическая служба является составной частью госу­дарственной службы ФРГ. Это конституционная система, на­ходящаяся на службе государства и нации, основные принци­пы которой — профессионализм, беспристрастность, конкурс­ный отбор, карьера. Ее задачи и функции, ее деятельность ре­гулируются Конституцией, законом о дипломатической служ­бе 1990 г., законом об окладах государственных служащих 1996 г. и некоторыми другими нормативными актами.

Конституция определяет, что внешние сношения с ино­странными государствами относятся к исключительной ком­петенции Федерации (ст. 32, п. 1). Она обладает и исключи­тельной законодательной компетенцией в этой области (ст. 73, п. 1). МИД является высшей исполнительной инстан­цией, обеспечивающей проведение в жизнь внешней полити­ки ФРГ и отвечающей за поддержание отношений с ино­странными государствами и международными организациями

Характерно, что в Законе о дипломатической службе ее за­дачи определяются не только в обобщенной форме, но вполне конкретно, перечислен

—содействие поддержанию прочного мирного и справед­ливого порядка в Европе и между народами мира;

—обеспечение нерушимых и неотъемлемых прав человека
как основы любого человеческого сообщества;

—сохранение естественных основ жизни на земле и защи
та культурного наследия человечества;

—уважение и дальнейшее развитие международного
права;

—строительство объединенной Европы;

— обеспечение единства и свободы немецкого народа.
Как видим, это вполне благородная программа действий.

Вопрос, однако, в том, в какой мере практическая политика ФРГ и действия ее дипломатической службы соответствует программным установкам. Например, действия ФРГ в составе сил НАТО в Боснии и Косово позволяют усомниться в этом. Закон достаточно четко определяет и конкретные задачи дипломатической службы. Ее непосредственные задачи:

— защита интересов ФРГ за рубежом;

—поддержание внешних связей в разнообразных областях
(в законе они названы конкретно) и содействие их развитию;

—информирование правительства о положении дел и раз­
витии событий за границей;

—распространение информации о ФРГ за границей;

—оказание помощи и содействия немцам за границей;

—сотрудничество в формировании отношений в междуна­
родно-правовой сфере и в развитии международного правопо­
рядка;

— координация деятельности государственных и других
публичных органов в сфере внешних сношений в рамках по­
литики правительства ФРГ.

В законе предусмотрена также обязанность дипломатичес­кой службы оказывать содействие конституционным органам Федерации в их международных контактах. Имеются в виду органы как исполнительной, так и законодательной и судеб­ной властей.

В соответствии с конституцией ФРГ основные направле­ния внешней политики страны (как и политики в других во­просах) определяются федеральным канцлером. Он — ключе­вая фигура, за ним — принятие окончательных решений по принципиальным вопросам международной деятельности го­сударства. Однако это никак не умаляет роли и задач Минис­терства иностранных дел.

В пределах основных установок внешней политики ФРГ в международных делах федеральный министр ведет дела само­стоятельно и под свою личную ответственность. Любые конкретные указания, от кого бы они ни исходили, могут переда­ваться аппарату Министерства или загранучреждениям только через министра. Никто не вправе предпринимать какие-либо шаги в области внешней политики в обход министра ино­странных дел, без согласования с ним.

На практике иногда все же возникают трения между Ми­нистерством иностранных дел и Ведомством федерального канцлера, в составе которого имеется управление по внешней политике и политике безопасности. Оно призвано обеспечи­вать внешнеполитическую деятельность федерального канцле­ра, однако, в ряде случаев Ведомство развивает собственную активность в поддержании международных связей, тем более, что в последнее время личные контакты между руководителя­ми государств стали важнейшим инструментом решения меж­дународных проблем. Поскольку в коалиционных правитель­ствах посты федерального канцлера и министра иностранных дел обычно занимают представители разных партий, трения между Ведомством канцлера и МИД имеют чаще всего пар­тийно-политическую подоплеку, а не отражают расхождения в вопросах внешней политики ФРГ, хотя и такие разногласия время от времени возникают.

Наши рекомендации