Государственный и муниципальный служащий в системе государственного и муниципального управления.
Государственный служащий – гражданин Российской Федерации, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими правами и обязанностями, осуществляющий функции государственного органа на возмездных началах.
В соответствии с принципом разделения властей существуют государственные служащие, замещающие должности в органах государственной власти: представительной, исполнительной, судебной, иных органах.
Муниципальный служащий – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Государственная служба (ГС)– профессиональная деятельность, состоящая в выполнении госслужащими ФОГВ РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актов.
ГС РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, ФОГВ, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, ОГВ субъектов РФ, иных ГО субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности (ГД) РФ, лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст.1 ФЗ РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ»).
Законодательство РФ о ГС состоит из:
• ФЗ РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ»,
• ФЗ РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О ГГС РФ»,
• УП РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
• УП РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации ГГС РФ»
• УП РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена ггс РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»
• УП РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности ГГС РФ»
• УП РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов ГГС РФ федеральным государственным гражданским служащим»
Система ГС включает в себя следующие виды ГС:
• государственная гражданская служба;
• военная служба;
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Федеральный государственный служащий- гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта - соответствующий субъект РФ.
Должности гр. службы подразделяются на категории и группы. Категории: рук-ли, помощники (советники), спец-ты, обеспечивающие спец-ты. Группы: 1) высшие должности; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности.
Реформирование ГС РФ связано с определением и закреплением соц. статуса гос. служащих.
Понятие «соц. статус» - положение, занимаемое индивидом (группой) в общ. или его подсистеме. Актуальным для гос служащих явл. их социальный престиж. Соц. престиж – одобрение, которое связано с занимаемым положением. Одной из важнейших характеристик соц. статуса явл. авторитет – оценка репутации госслужащих в лице окружающих.
Если говорить о современном состоянии госслужащих в системе ГС, то можно выявить ряд проблем и противоречий, которые необходимо решать для повышения эффективности как самого института государственной службы, так государственного управления в целом.
Эти проблемы заключаются в следующем: остается несбалансированным профессиональный состав ГС-щих из-за оттока специалистов в коммерческие структуры; усиливается диспропорция в возрастном составе чиновников; существенно не меняется престиж ГС; сохраняется преобладание чиновников с непрофильным образованием; нарастает гендерная диспропорция среди руководителей госорганов; служебный рост госслужащих в большей степени зависит от личных оценок их деятельности руководителем; работа ГС недостаточно контролируется со стороны гражданского общества.
Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальную службу регулирует ФЗ от 2 марта2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».
Муниципальные должности подразделяются на два вида:
1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления);
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих Выделяют Категории: рук-ли, и спец-ты. Группы: 1) высшие должности; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности.
Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно взаимосвязаны между собой. Согласно ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" эта взаимосвязь обеспечивается посредством:
• единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и муниципальной службы;
• единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;
• единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
• соотносительности условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
• соотносительности условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую и муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца