Рынок труда. заработная плата.
Заработная плата – форма материального вознаграждения з труд, выплачиваемая работодателем
Факторы, влияющие на зп:
Образование, квалификация, способности, опыт, здоровье, спрос на товары и услуги, условия труда, особенности отрасли, экономическая ситуация
Формы зарплаты:
o Повременная (зп зависит от отработанного времени) простая и повременно премиальная
o Сдельная (поштучная, зп зависит от количества и качества изготовленных изделий) прямая сдельная, сдельно прогрессивная, сдельно премиальная, аккордная (по договору)
o Смешанная (зп зависит не только от количества и качества работы, но и от итогов работы каждого работника и фирмы в целом)
Виды:
A. Номинальная (выражается в денежных знаках)
B. Реальная (выражается в сумме жизненных благ, которую вы можете купить за номинальную зп, влияет на номинальную зп, цены, налоги
Безработица и её виды.
Безработица – соц.-эконом явление, суьть которого заключается в том, что трудоспособные граждане, желающие работать, не могут найти работу
ПРИЧИНЫ:
− Завышение требований работников
− Низкий спрос на рабочую силу
− Негибкость рынка труда (не совпадают потребности работодателей и работников)
Виды:
I. Структурная (возникает тогда, когда вакансий по определенной специальности оказывается меньше, чем работников на нее претендующих)
II. Фрикционная (возникает из-за того, что работнику, уволившемуся с предыдущей работы или студенту, закончившему обучение нужно время, чтобы найти работу)
III. Циклическая (возникает в стране, переживающую экономический кризис)
Формы:
Открытая (полная потеря доходов и работы)
Скрытая (работник считается работающим, но ему сокращается продолжительность рабочего дня, зп или он принудительно отправляется в отпуск за свой счет)
Текучая
Застойная (человек длительное время не имеет работы, но периодически на короткий период находит случайный заработок)
Сезонная
Уровень безработицы = общее число безработных/численность экономически активного населения * 100%
Виды причины и последствия инфляции.
Основы рыночной модели экономики.
Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций, сотрудничества людей друг с другом в сфере купли и продажи товаров и услуг
Условия возникновения рынка:
• Общее разделение труда
• Экономическая обособленность производителей
• Самостоятельность производителей
Признаки рынка: нерегулируемость предложения, спроса и цены
Функции:
− Посредническая
− Ценообразования
− Информационная
− Регулирующая
− Оздоровительная
Виды:
1) Легальные – нелегальные (теневые)
2) Товаров и услуг – факторов производства – недвижимость
3) Мировой – национальный – региональный – местный
4) Совершенной конкуренции – несовершенной
5) Внутренний – внешний
6) Оптовый – розничный
7) Дефицитный – равновесный – избыточный
8) Регулируемый – нерегулируемый
Инструктора рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рынок
Функции:
1. Организовывает заключение контрактов на поставку продукции
2. Продвижение товаров
3. Регулирует сбыт продукции
4. Обслуживание потребителей
I. Биржа – организация, оптовый рынок, на котором заключаются крупные сделки по их продаже
− Товарная
− Фондовая (ценные бумаги и валюта)
− Биржа труда
II. Объединение рынка. Институты.
− Транспортная сеть
− Страховые компании
− Коммуникации
− Суды
− Информационные сети
Цена, конкуренция.
Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства и продажи товаров и услуг
Условия возникновения:
• Полная экономическая обособленность производителей
• Полная зависимость производителей от рынка
• Противопоставление производителей в борьбе за покупателей
Положительные черты: | Отрицательные черты: |
➢ Снижение затрат ➢ Ограничение возможности создания монополий ➢ Формирование гибких условий реагирования для экономики ➢ Стимулирует внедрение НТП в правительство | ➢ Разорение мелких производителей ➢ Необоснованные затраты на рекламу ➢ Использование нечестных методов борьбы (подкуп, скрытие дефектов, подделка, шпионаж) ➢ Неразумное использование ресурсов ➢ Экономическое нарушение |
•
Виды конкуренции:
Основания сравнения | современная | Монополистическая | олигопольная | Чистая монополия |
Число фирм | много | Много мелких | Несколько | Одно |
Тип товаров | Одинаковые | Разные, но сходные по значению | Одинаковые | Без заменителей |
Контроль над ценой | Нет | Незначительный | Ограничительный | Значительный |
Условия вхождения в отрасли | Свободные | Сравнительно легкие | Есть препятствия | Невозможно |
Примеры отрасли | c/х, быт | Розничная торговля, производство одежды, аптеки | Производство стали, с/х, машинный инвентарь | Местные предприятия коммунального хозяйства |
Спрос и предложение.
Спрос – желание потребителя купить конкретный товар у конкретного производителя по конкретной цене в определенный период времени
Величина спроса – объем товаров конкретного вида, который потребители готовы приобрести
Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы приобрести товары и услуги
Закон спроса – снижение цены = возрастанию спроса
Предложение – желание производителя предложить для продажи товары и услуги по конкретной цене в определенный период времени
Величина предложения – объем товаров и услуг, которые производители готовы предложить для продажи по конкретной цене в определенной период времени
Цена предложения – минимальная цена, по которой производители готовы продать за определенное время
Закон предложения – рост услуг = спад предложения и наоборот
Неценовые факторы спроса:
− Вкусы и предпочтения потребителей (мода)
− Число потребителей
− Денежные доходы потребителей
− Цены на сопряжения товаров
− Ожидания потребителей
− Налоги и дотации
− Внешние условия (традиции, праздники)
Неценовые факторы предложения:
− Цены на ресурсы
− Число продавцов
− Технологии производства
− Цена на взаимно заменяемые товары
− Ожидания изменения цен
− Налоги и дотации
− Природные условия
Финансовые институты