Рынок труда. заработная плата.

Заработная плата – форма материального вознаграждения з труд, выплачиваемая работодателем

Факторы, влияющие на зп:

Образование, квалификация, способности, опыт, здоровье, спрос на товары и услуги, условия труда, особенности отрасли, экономическая ситуация

Формы зарплаты:

o Повременная (зп зависит от отработанного времени) простая и повременно премиальная

o Сдельная (поштучная, зп зависит от количества и качества изготовленных изделий) прямая сдельная, сдельно прогрессивная, сдельно премиальная, аккордная (по договору)

o Смешанная (зп зависит не только от количества и качества работы, но и от итогов работы каждого работника и фирмы в целом)

Виды:

A. Номинальная (выражается в денежных знаках)

B. Реальная (выражается в сумме жизненных благ, которую вы можете купить за номинальную зп, влияет на номинальную зп, цены, налоги

Безработица и её виды.

Безработица – соц.-эконом явление, суьть которого заключается в том, что трудоспособные граждане, желающие работать, не могут найти работу

ПРИЧИНЫ:

− Завышение требований работников

− Низкий спрос на рабочую силу

− Негибкость рынка труда (не совпадают потребности работодателей и работников)

Виды:

I. Структурная (возникает тогда, когда вакансий по определенной специальности оказывается меньше, чем работников на нее претендующих)

II. Фрикционная (возникает из-за того, что работнику, уволившемуся с предыдущей работы или студенту, закончившему обучение нужно время, чтобы найти работу)

III. Циклическая (возникает в стране, переживающую экономический кризис)

Формы:

Открытая (полная потеря доходов и работы)

Скрытая (работник считается работающим, но ему сокращается продолжительность рабочего дня, зп или он принудительно отправляется в отпуск за свой счет)

Текучая

Застойная (человек длительное время не имеет работы, но периодически на короткий период находит случайный заработок)

Сезонная

Уровень безработицы = общее число безработных/численность экономически активного населения * 100%

Виды причины и последствия инфляции.

Основы рыночной модели экономики.

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций, сотрудничества людей друг с другом в сфере купли и продажи товаров и услуг

Условия возникновения рынка:

• Общее разделение труда

• Экономическая обособленность производителей

• Самостоятельность производителей

Признаки рынка: нерегулируемость предложения, спроса и цены

Функции:

− Посредническая

− Ценообразования

− Информационная

− Регулирующая

− Оздоровительная

Виды:

1) Легальные – нелегальные (теневые)

2) Товаров и услуг – факторов производства – недвижимость

3) Мировой – национальный – региональный – местный

4) Совершенной конкуренции – несовершенной

5) Внутренний – внешний

6) Оптовый – розничный

7) Дефицитный – равновесный – избыточный

8) Регулируемый – нерегулируемый

Инструктора рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рынок

Функции:

1. Организовывает заключение контрактов на поставку продукции

2. Продвижение товаров

3. Регулирует сбыт продукции

4. Обслуживание потребителей

I. Биржа – организация, оптовый рынок, на котором заключаются крупные сделки по их продаже

− Товарная

− Фондовая (ценные бумаги и валюта)

− Биржа труда

II. Объединение рынка. Институты.

− Транспортная сеть

− Страховые компании

− Коммуникации

− Суды

− Информационные сети

Цена, конкуренция.

Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства и продажи товаров и услуг

Условия возникновения:

• Полная экономическая обособленность производителей

• Полная зависимость производителей от рынка

• Противопоставление производителей в борьбе за покупателей

Положительные черты: Отрицательные черты:
➢ Снижение затрат ➢ Ограничение возможности создания монополий ➢ Формирование гибких условий реагирования для экономики ➢ Стимулирует внедрение НТП в правительство ➢ Разорение мелких производителей ➢ Необоснованные затраты на рекламу ➢ Использование нечестных методов борьбы (подкуп, скрытие дефектов, подделка, шпионаж) ➢ Неразумное использование ресурсов ➢ Экономическое нарушение

Виды конкуренции:

Основания сравнения современная Монополистическая олигопольная Чистая монополия
Число фирм много Много мелких Несколько Одно
Тип товаров Одинаковые Разные, но сходные по значению Одинаковые Без заменителей
Контроль над ценой Нет Незначительный Ограничительный Значительный
Условия вхождения в отрасли Свободные Сравнительно легкие Есть препятствия Невозможно
Примеры отрасли c/х, быт Розничная торговля, производство одежды, аптеки Производство стали, с/х, машинный инвентарь Местные предприятия коммунального хозяйства

Спрос и предложение.

Спрос – желание потребителя купить конкретный товар у конкретного производителя по конкретной цене в определенный период времени

Величина спроса – объем товаров конкретного вида, который потребители готовы приобрести

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы приобрести товары и услуги

Закон спроса – снижение цены = возрастанию спроса

Предложение – желание производителя предложить для продажи товары и услуги по конкретной цене в определенный период времени

Величина предложения – объем товаров и услуг, которые производители готовы предложить для продажи по конкретной цене в определенной период времени

Цена предложения – минимальная цена, по которой производители готовы продать за определенное время

Закон предложения – рост услуг = спад предложения и наоборот

Неценовые факторы спроса:

− Вкусы и предпочтения потребителей (мода)

− Число потребителей

− Денежные доходы потребителей

− Цены на сопряжения товаров

− Ожидания потребителей

− Налоги и дотации

− Внешние условия (традиции, праздники)

Неценовые факторы предложения:

− Цены на ресурсы

− Число продавцов

− Технологии производства

− Цена на взаимно заменяемые товары

− Ожидания изменения цен

− Налоги и дотации

− Природные условия

Финансовые институты

Наши рекомендации