Понятие общества. Общественные отношения.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Понятие общества. Общественные отношения.
Общество – это отделенная от природы, но непрерывно связанная с ней часть материального вида, включающая способы взаимодействия людей для удовлетворения потребностей.
• Круг людей, объединенных 1 целью, интересами и тд
• Все человечество в целом
• Определенное государство, страна, регион
• Определенное общество на этапе развития
Функции:
➢ Воспроизводство и социализация организма (первичная, вторичная)
➢ Производство благ и услуг
➢ Регламент и управление поведением людей (нормы морали, нормы права)
➢ Духовное производство и потребности
Признаки общества:
1. Не является частью другой системы
2. Браки заключаются преимущественно между представителями этого общества
3. Пополняется преимущественно за счет детей
4. Территория
5. История
6. Особенности системы управления
7. Существует длительное время
8. Общая система ценностей
Общественные отношения – это многообразие формы взаимоотношений людей, связи между различными социальными группами.
− Материальные (возникает и складывается в повседневной жизни человека вне его создания: производственные, экономические, детопроизводство)
− Духовные – формируется и проходит через создание: моральные, правовые, философские, политические, религиозные)
Диалектика общественного развития. Эволюция и революция.
Общество постоянно изменяется на всем протяжении своей истории.
Изменение – приобретение субъектом /объектом любых новых качеств, свойств или их утрата.
• Внешние
• Циклические
• Развитые
Социальные изменения – процесс возникновения новых явлений и структур внутри социальной системы и подсистемы.
2 способа общественного развития:
I. Реформы – усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводятся через ряд постепенных преобразований и не затрагивая основ.
Виды:
✓ Прогрессивные (Александра III)
✓ Регрессивные
Так же
✓ Экономические
✓ Социальные
✓ Политические
Могут проходить во всех сферах общественной жизни одновременно.
II. Революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественного строя, затрагивающих саму суть социальной системы.
✓ Долговременные
✓ Кратковременные (Французская революция)
В современном обществе революция является наименее предпочтительным способом общественного развития. В XX веке появились еще 2 пути развития:
1) Инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в конкретных условиях.
2) Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному.
− Органическая (Английская революция)
− Неорганическая (Сталинская модернизация)
Также существует экстенсивный и интенсивный способы развития.
Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, которые возникли еще во второй половине XX века, и от решения которых зависит судьба всего человечества.
Причины возникновения: - конфликты и столкновения
- деятельность человека
Общие черты:
− Касается всего человечества
− Для их решения необходимо объединение усилий всего мира
− Нуждаются в неотъемлемом решении
− Носят общепланетарный характер
Классификация глобализации проблем.
Универсальные (полит + эконом) | Социального характера | Смешанного характера | Экономические | Научного характера |
✓ Предотвращение ядерной войны и обеспечение мира ✓ Обеспечение экономического роста ✓ Преодоление отсталости слаборазвитых стран ✓ Управление мировым сообществом | ✓ Межнациональные отношения ✓ Дефицит демократии ✓ Рост урбанизации ✓ Охрана здоровья и ликвидация опасных болезней | ✓ Региональный конфликт ✓ Терроризм ✓ Техногенные аварии ✓ Стихийные бедствия ✓ самоубийства | ✓ Экологические ✓ Энергетические ✓ Продовольственные ✓ Проблемы мирового океана | ✓ Освоение космоса ✓ Изучение внутреннего устройства земли ✓ Срочный прогноз и стихийного бедствия |
Типология общества.
1. По наличию письменности:
▪ Дописьменные
▪ Письменные
2. По уровню управления обществом:
▪ Простые
▪ Сложные
3. Сравнение по формации:
▪ Первобытнообщинные
▪ Рабовладельческие
▪ Феодальные (сословные)
▪ Капиталистические (классы)
▪ Коммунистические (социалистические)
4. По уровню развития:
▪ Отсталые
▪ Развитые
▪ Развивающиеся
5. По степени социальной мобильности:
▪ Закрытые
▪ открытые
№ | Основы сравнения | Традиционное (аграрное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
1. | Время возникновения | Неолитическая революция (10-8 тыс. до н э) | 18-19 в н э | Конец 20 в |
2. | Основные факторы производства | Земля | Капитал | Информация, знания |
3. | Основной продукт производства | с/х | Промышленность, товары | Услуги |
4. | Характерные черты производства | Ручной труд | Машинное производство | Компьютеризация |
5. | Занятость населения | 75% в с/х | 85% в промышленности | 65% услуги, 30%промышленность |
6. | Социальная структура | Сословия, законное общество | Переход к классам | Рост среднего класса, сохранение социальной дифференциации |
7. | Воздействие человека на природу | Локальные | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое |
8. | Связь с другими странами | Незначительное | Тесная | Глобализация |
9. | Политическое устройство | Монархия, нет прав и свобод | Республика, есть права и свободы | Политика плюрализма, демократия |
10. | Духовная жизнь | Высокая роль религии, низкое образование и наука | Гуманизм, рост образования и науки | Особая роль науки и образования, незначительная роль религии |
▪
Труд и игра.
Труд – вид деятельности, направленный на достижение результата
Увольнение: -только по трудовому договору
✓ По собственному желанию
✓ По желанию работодателя
✓ По статье
Игра – форма деятельности в условных ситуациях
− Направлена не на результат, а на процесс
− Воссоздание общественного опыта
− Обеспечивает усвоение действительности
− Восприятие норм человеческой жизни
− Развивает личность
Общение.
Общение – вид деятельности, при котором взаимодействие между людьми заключается в форме обмена информации, а также в понимании и восприятии партнера.
Виды:
− Бытовое
− Фронтальное (обучение)
− Убеждающее
− Деловое
− Культурное
− Научное
− Межкультурное
− Ритуальное
− Светское
Структура:
• Субъект
• Цель
• Содержание
• Средства
• Получатели
• Воображение
Получатель может быть: реальным, иллюзионным, воображаемым
Средства общения:
1. Вербальное
➢ Внутреннее
➢ Внешнее
o Письменное
o Устное
2. Невербальное
➢ Знаковое (рисунки)
➢ Сигналы
➢ Внешний облик человека
➢ Тактильное мышление
Особые невербальные средства общения: - жесты (профессиональные, специальные)
- татуировки (профессиональные, уголовные)
- перстни
- аббревиатуры
Основные элементы невербального общения:
• Язык тела
• Манера говорения
Формы общения:
1) Монолог
2) Диалог
3) Полилог
4) Обмен репликами
Функции общения:
1. Социализация
2. Познавательная
3. Психологическая
4. Отождествление
5. Организационная
Социализация личности.
Социализация – процесс усвоения индивидом социальных нормативных образцов поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих ему адаптироваться к действительности и определенным функциям
Социализация бывает: первичная (агент – семья); вторичная (агент – трудовой коллектив)
Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, может выражаться как в реальных достижениях, так и путем словесных утверждений
Самореализация – высшее желание человека, стремление проявить себя в обществе с положительной стороны
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
1. Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
2. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
- Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.
- Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
I. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
II. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
III. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
IV. После трудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Понятие и виды познания.
Познание – процесс деятельности, содержание которого является отражение объектов реальности в сознании человека, а результатом получения новых знаний об окружающем мире
Участниками являются субъект и объект
Ученые о познании мира:
I. Агностицизм: утверждает невозможность познания мира и получение достоверных знаний
II. Скептизм: не отрицает возможность познания мира, но сомневается в достаточности знаний
III. Оптимизм: утверждает возможность познания мира и достоверность полученных знаний
Виды:
➢ Обыденное
➢ Научное
➢ Религиозное
➢ Мифологическое
➢ Художественное
➢ Социальное
Познание
Чувственное рациональное
− Ощущение (только у человека) получается
− Восприятие через мышление
− Представление - понятие
- суждение
Умозаключение(вывод)
Индукция, дедукция, аналогия, гипотеза, синтез, эксперимент, наблюдение)
Знания – результат познания действительности, содержащее познание, полученное человеком в ходе активного отражения идеального восприятия, объективных закономерностях, связей и отношений реального мира
Виды:
➢ Житейское
➢ Научное
➢ Практическое
➢ Художественное
➢ Образы
➢ Рациональное
➢ Иррациональное
➢ Личностное
Научное познание.
Научное познание – понимание действительности в прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов, играет прогностическую роль, реальность облекается в форму понятий и категорий общественных принципов и законов
i. Уровень: Эмпирический
ii. Уровень: рациональный
Научное познание и научное знание имеют два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое научное познание заключается в исследовании фактов и законов, устанавливаемых путем обобщения и систематизации тех результатов, которые получаются путем наблюдений и экспериментов. Эмпирическим способом выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления.
А теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Так развивается электронная и генная инженерия. Этот вид познания основан на построении в тесной связи друг с другом принципов, понятий, теоретических схем и логических следствий, вытекающих из исходных утверждений.
Понятие и функции культуры.
Культура – (лат. «взращивать»), понятие имеет несколько значений и изучается несколькими науками:
• Философия
• История
• Искусствоведение
• Политология
• Экономика
• Психология
В основном под культурой понимают деятельность человека в ее разумном проявлении, включая все формы и способы самовыражения, самопознания, накопления опыта и навыков.
Культура представляет собой совокупность установленных форм деятельности, без которых она не может существовать
− Практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей
− Исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и форма организаций жизни и деятельности людей, в созданных или материальных и духовных ценностей
− Продукт игры человека
− Совокупность генетической, не наследственной информации в области поведения человека
− (антропологическое понятие) – способ человеческой деятельности по преобразованию природы и общества, выраженный в материальной и духовной деятельности
− (аксиологическое, ценностное понятие) – совокупность произведений деятельности, ценность которых общепринята внутри определенной социальной системы
− (информационное понятие) – социально значимая информация, передающаяся через поколение и выраженные через ценности, знаки
1) Материальная культура
Связана с освоением материального мира и выражена в предметной форме. Удовлетворяет первичные потребности.
2) Духовная
Совокупность духовных ценностей, их процесс создания. Основан на творчестве, выражен в субъектной форме, удовлетворяет вторичные потребности
Функции культуры:
❖ Познавательная
❖ Регулятивная
❖ Оценочна я
❖ Информативная
❖ Коммуникативная
❖ Социализация
Образовательные уровни и типы учебных заведений. Системы обучения.
1. Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Социальная мобильность.
Соц мобильность-перемещение индивидов или групп в соц структуре, изменение статуса
Виды:
- вертикальная
- Горизонтальная
- Индивидуальная
- Коллективная (из-за революций или войн)
- Межпоколенная (сын рабочего становится инженером)
- Внутрипоколенная
- Организоваанная
- Структурная (вызвана изменениями в экономике)
Пути по которым происходит перемещение людей из одного слоя в другой называются соц лифтами
1. Статус семьи
2. Образование
3. Физ и умственные способности
4. Внешние данные
5. Профессиональный спорт
6. Принадлежность к профессиональным организациям
7. Политика
8. Церковь
9. Собственность, бизнес
10. Шоу-бизнес
11. Военная служба
12. Вступление в брак
Показатели соц мобильности:
- скорость
- Объём (интенсивность-количество человек , меняющих свой соц статус за определённый промежуток времени)
Она может сопровождаться появлением маргиналов- индивиды или группы, исключённые из системы соц связей
Типы маргиналов:
* Этномаргиналы
* Экономический маргинал
* Религиозный маргинал (секты)
* Социум маргинал
* Политический маргинал
* Био маргиналы, люди чьё здоровье перестало быть заботой государства
Социализация индивида.
Социальные конфликты.
Социальный конфликт (от лат. confliktus - столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта – разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д.
Этнические общности.
Этническая общность - исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей , обладающих общими чертами и особенностями культуры, языка, психики; самосознанием и исторической памятью , а также осознанием своих интересов и целей , своего единства и отличия от других
Теории происхождения этносов:
1. Естественно-биологическая - неравенство человеческих расс, превосходство европеоидной рассы
2. Марксистская - экономические отношения - главная основа формирования наций "право наций на самоопределение" вплоть до отделения
3. Социо-культурный - рассматривает этнические общности как компоненты соц структуры общества
4. Пассионарная этногенеза (Лев гумелев)
5. Рассматривает этнос как природное биологическое географическое явление, как результат адаптации человеческой группы природно-климатическим явлением
6. Пассионарность - определённая характеристика поведения и природных свойств человека, определяемых природной средой
* Наличие солн дней в году
* Радиация
Виды этнических общностей :
- род (кровные родственники от 1 предка)
- Племя (совокупность несколько родов, объединённых общими чертами)
- Народность- исторически сложившаяся общность людей, объединённых общей территорией, языком, культурой, псих складом
- Нация- исторически сложившаяся общность людей , характеризующаяся сложившимися эконом связями, общей территорией, языком, но с диалектами, культурой и этническим самосознанием (американцы исключение)
Каждый этнос имеет свои национальные интересы
Межнациональные отношения.
Межнациональные отношения и конфликты - отношения между этносами, охватывающие все сферы общественной жизни
Разновидности межнациональных отношений:
- отношениями между нациями внутри одного государства
- Отношения между национальными государствами
Формы:
* Мирное сотрудничество
* Межнациональный конфликт
Проявляются в виде политических, эконом, культурных и др отношений между нациями
Способы мирного сотрудничества:
1. Этническое смешивание
2. Этническое поглощение (ассимиляция)
Самый цивилизованный путь объединения народов это создание многонациональных государств, в котором соблюдаются права и свободы каждого народа и нации, включая гарантию использовать нац язык (Швейцария, Канада, Финляндия)
Основные тенденции развития наций:
- межнациональная дифференциация- процесс разъединения, разделения различных наций и народов самых разных планов
* Самоизоляция - запрет браков с др нациями
* Национализм в различных формах в политике и культуре
* Религиозный фанатизм и экстремизм
- Межнациональная интеграция - процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
* Экономические и политические союзы - ЕС
* Тнк - транс нац корпорации
* Международные культурные и народные центры
* Взаимопроникновение религий, культур и ценностей
Экономические системы.
Материальное производство
• материальные блага и услуги
нематериальное производство
• нематериальные блага и услуги
Ценные бумаги
Ценные бумаги – это документы, составленные по установленной форме при наличии обязательных реквизитов (№, кто получил, стоимость) удостоверяющие неимущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении данного документа
Ценные бумаги могут быть:
〰 долевыми - удостоверяют право их обладателя на долю что имуществе компании - акции
Акция - это бессрочная ценная бумага, свидетельствующая о праве её владельца на долю в имуществе компании и получении дивидендов от прибыли компании.
а) обыкновенные: дают право на управление компанией (контрольный пакет), право на получение части прибыли (вопрос о размере прибыли и её выплате решает акционерное собрание), право на получение части имущества компании в случае её банкротства, право получать информацию о компании.
Б) привилегированные: право на получение фиксированного дохода; первоочерёдное право на получение долю в имуществе компании в случае её банкротства; право на получение информации о компании
〰долговые ценные бумаги - не дают права владения компанией, а лишь удостоверяют существование долга перед её владельцем
Облигации - ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение в определенный срок её номинальной стоимости и закреплённого в ней процента или иного имущественного эквивалента
Права:
- право на безусловный возврат всей суммы в определенный срок
- право на получение процента
- первоочерёдное (даже перед привилегированными акциями) право на получение доли в имуществе в случае банкротства
Существуют ещё 2 вида ценных бумаг 1) фьючерсы - контракт по которому покупатель получит товар в бушующем, но заплатит за него по настоящей цене (платит страховую сумму) 2) вексель - долгосрочное долговое обязательство, обязанность вернуть в определенный срок определенную сумму (долг)
Эмиссия - выпуск ценных бумаг, а операции с ними происходят на фондовой бирже)
Безработица и её виды.
Безработица – соц.-эконом явление, суьть которого заключается в том, что трудоспособные граждане, желающие работать, не могут найти работу
ПРИЧИНЫ:
− Завышение требований работников
− Низкий спрос на рабочую силу
− Негибкость рынка труда (не совпадают потребности работодателей и работников)
Виды:
I. Структурная (возникает тогда, когда вакансий по определенной специальности оказывается меньше, чем работников на нее претендующих)
II. Фрикционная (возникает из-за того, что работнику, уволившемуся с предыдущей работы или студенту, закончившему обучение нужно время, чтобы найти работу)
III. Циклическая (возникает в стране, переживающую экономический кризис)
Формы:
Открытая (полная потеря доходов и работы)
Скрытая (работник считается работающим, но ему сокращается продолжительность рабочего дня, зп или он принудительно отправляется в отпуск за свой счет)
Текучая
Застойная (человек длительное время не имеет работы, но периодически на короткий период находит случайный заработок)
Сезонная
Уровень безработицы = общее число безработных/численность экономически активного населения * 100%
Цена, конкуренция.
Конкуренция – соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства и продажи товаров и услуг
Условия возникновения:
• Полная экономическая обособленность производителей
• Полная зависимость производителей от рынка
• Противопоставление производителей в борьбе за покупателей
Положительные черты: | Отрицательные черты: |
➢ Снижение затрат ➢ Ограничение возможности создания монополий ➢ Формирование гибких условий реагирования для экономики ➢ Стимулирует внедрение НТП в правительство | ➢ Разорение мелких производителей ➢ Необоснованные затраты на рекламу ➢ Использование нечестных методов борьбы (подкуп, скрытие дефектов, подделка, шпионаж) ➢ Неразумное использование ресурсов ➢ Экономическое нарушение |
•
Виды конкуренции:
Основания сравнения | современная | Монополистическая | олигопольная | Чистая монополия |
Число фирм | много | Много мелких | Несколько | Одно |
Тип товаров | Одинаковые | Разные, но сходные по значению | Одинаковые | Без заменителей |
Контроль над ценой | Нет | Незначительный | Ограничительный | Значительный |
Условия вхождения в отрасли | Свободные | Сравнительно легкие | Есть препятствия | Невозможно |
Примеры отрасли | c/х, быт | Розничная торговля, производство одежды, аптеки | Производство стали, с/х, машинный инвентарь | Местные предприятия коммунального хозяйства |
Спрос и предложение.
Спрос – желание потребителя купить конкретный товар у конкретного производителя по конкретной цене в определенный период времени
Величина спроса – объем товаров конкретного вида, который потребители готовы приобрести
Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы приобрести товары и услуги
Закон спроса – снижение цены = возрастанию спроса
Предложение – желание производителя предложить для продажи товары и услуги по конкретной цене в определенный период времени
Величина предложения – объем товаров и услуг, которые производители готовы предложить для продажи по конкретной цене в определенной период времени
Цена предложения – минимальная цена, по которой производители готовы продать за определенное время
Закон предложения – рост услуг = спад предложения и наоборот
Неценовые факторы спроса:
− Вкусы и предпочтения потребителей (мода)
− Число потребителей
− Денежные доходы потребителей
− Цены на сопряжения товаров
− Ожидания потребителей
− Налоги и дотации
− Внешние условия (традиции, праздники)
Неценовые факторы предложения:
− Цены на ресурсы
− Число продавцов
− Технологии производства
− Цена на взаимно заменяемые товары
− Ожидания изменения цен
− Налоги и дотации
− Природные условия
Финансовые институты
Государственный бюджет.
Гос бюджет ⁃смета доходов и расходов государства на определённый период времени с указанием источников поступления денежных средств и их расходования
В РФ составляется правительством и утверждается в виде фед закона фед собранием, принимается на 3 года и правительство ежегодно отчитывается перед парламентом за его исполнение
Бюджетная система РФ - основанное а экономических отношениях и гос устройстве, регулируемая нормами права система федерального, регионального и местного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
1 уровень - фед бюджет - составляет правительство, утверждает фед собрание
2 уровень - региональный - составляет правительство субъекта, принимает законодательные органы субъекта
3 уровень - местные - составляет МО, утверждает - законодательные органы власти МО
Гос внебюджетные фонды:
•Пенсионный - выплачивает пенсии и пособия, материнский капитал
•Фсс(фонд соц страхования) выплачивает больничные листы, по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 3 лет, санаторно-курортное лечение
•Фонд обязательного мед страхования - финансируют мед учреждения для оказания мед помощи населению, организуют квоты на лечение , организуют выезд за границу на лечение и оплату лекарств
Важнейшими частями гос бюджета являются доходная и расходная часть
Доходная часть показывает откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества
Источники:
• Налоги
• Выпуск облигации (эмиссия)
• Пользование федеральным имуществом
• Деятельность Гупов и казённых предприятий
• Международные кредиты и займы
• Эмиссия денег
Расходная часть показывает на какие цели направляет государство аккумулированные средства
Источники:
• Оборона и обеспечение внешней политики
• Экономические нужды на науку здравоохранения образования, соц пособия, мероприятия физ культуры, на культуру, содержание административно-управленческого аппарата, на выплату гос долга, инфраструктура, на хоз нужды, канцелярия, субсидии
Налоги
Налоги⁃обязательные платежи физ и Юр лиц государству на основе специального налогового законодательства
Элементы:
⁃Субъект налога (физ и Юр лицо)
⁃Объект налога (доход или имущество, подлежащее налогообложению)
⁃Ставка налога (величина налогообложения на единицу объекта налога)
⁃Источник налога (доход из которого выплачивается налог)
Системы налогообложения :
1.Пропорциональный налог ; является таковым, если ставка налогообложения не зависит от величины дохода
2.Регрессивная - люди с меньшим доходом платят больше налогов
3.Прогрессивная - получаешь больше, платишь больше
Налоги бывают:
•Прямые
⁃Подоходный
⁃Налог на прибыль, имущество, недвижимость, дарение, наследство и финансовые операции
•Косвенные
⁃Ндс
⁃Акцизы
⁃Таможенные сборы
⁃Налог на экспорт
⁃Дорожный налог
Принципы налогообложения⁃ правила которым следует руководствоваться при формировании налоговой системы
•Всеобщность
•Легитимность
•Справедливость
•Определенность и точность
•Удобство для взывания
•Эффективность
•Обязательность
•Стабильность
•Фискальность
•Распределительный
•Стимулирующий
•Социально-воспитательный
Понятие власти и её виды.
Форма правления.
Политические режимы.
Политические режимы - совокупность методов и способов осуществления в стране гос власти
Определяется:
• уровнем развития общества
• структурированность элиты
• бюрократическим аппаратом
• развитием общественных политических традиций
• легитивностью
Обеспечивает:
• стабильность политической власти
• управляемость граждан
• достижение целей политики
Бывает:
Демократический
• опора для большинства населения
• правовое государство гражданское общество
• многопартийность
• наличие оппозиции
• действует легально
• разрешено все, что запрещено
• участие граждан в политике
• политический плюрализм
• карательные органы существуют в рамках закона
Антидемократический
• .тоталитарный
• авторитарный
• государство одной партии
• отсутствие оппозиции
• отсутствие прав граждан
• гражданское общество
Судебная власть в РФ.
Президент РФ.
Федеративное устройство РФ
Система российского права.
Гражданство РФ.
77.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Понятие общества. Общественные отношения.
Общество – это отделенная от природы, но непрерывно связанная с ней часть материального вида, включающая способы взаимодействия людей для удовлетворения потребностей.
• Круг людей, объединенных 1 целью, интересами и тд
• Все человечество в целом
• Определенное государство, страна, регион
• Определенное общество на этапе развития
Функции:
➢ Воспроизводство и социализация организма (первичная, вторичная)