Управленческая матрица» Г. Хофштеде и Д. Боллинже

Управленческая матрица» Г. Хофштеде и Д. Боллинже

Для сравнения типов управленческих культур в различных обществах и странах в современной науке используется так называемая "четырехфакторная модель" управленческой культуры ("управленческая матрица"), разработанная Г. Хофштеде и Д. Боллинже.

Авторы выделили четыре основных критерия для выявления базовых характеристик культуры управления в той или иной стране:

1) уровень иерархии или "дистанция власти", по которому ученые предлагают различать общество с высоким индексом дистанции власти ("вертикальные управленческие культуры") и с низким уровнем дистанции власти ("горизонтальные управленческие культуры");

2) стремление избежать неопределенности (оценивается степень, в которой население боится неорганизованных структур);

3) индивидуализм – коллективизм (выясняется, в какой степени в массовом сознании преобладают индивидуальные или коллективные ценности);

4) система мужественности (культуры сравниваются по дихотомии: маскулинизация – феминизация).

В этой системе оценок определяется, в какой мере в общественном сознании и поведении преобладают мужские (ориентация на результат, конкуренцию, борьбу) либо женские ценности (качество жизни, согласие, толерантность, милосердие).

Классификация субъектов лоббизма

В современной науке существуют различные классификации субъектов лоббизма, в основу которых чаще всего кладется различие по виду интереса и по степени организованности. Так, по виду интереса современные авторы выделяют четыре основные группы лоббистов, действующие сегодня в России:

• "политизированные" группы, представляющие группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и непосредственно вовлечены в политическую борьбу;

• социальные лоббисты, отстаивающие интересы социальных групп (профсоюзы, феминистские, экологические, молодежные организации);

• группы экономических лоббистов, к которым принадлежат различные корпорации и отраслевые комплексы, а также финансово-промышленные группы;

• региональные лоббисты, представленные лоббистами от обеих столиц и регионов, в которых сосредоточены жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые, транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс).

9. Компоненты, составляющие систему моральной регуля­ции

В систему моральной регуляции, обычно включают такие ее компоненты, как моральные нормы, моральные принципы, нравственные ценности и идеалы.

Моральные принципы – нравственные установки, в общей форме выражающие выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Моральные нормы– наиболее простые, имеющие характер обязательных предписаний, нравственные требования к поступкам и поведению людей.

Нравственные ценности - это высшие надличностные, ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма, и как принцип поведения.

Нравственный идеал - это процесс, построенный на восприятии моральных требований через определенный образ личности

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры.

Основные функции морали

К основным функциям морали относятся:

1)оценочная - его особенность состоит в тот, что во первых в отличие от норм права и политических оценок моральные ценности носят универсальный характер и распространяются на все поступки и действия человека. Во вторых эти оценки осуществляются через сравнения должного и сущего соотнесения наличного поведения с ценностью и идеалом и исходят как из вне от общественного мнения так и из внутри самой морально развитой личности из моральных убеждений индивида.

2)познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравственное существо, приобретать моральные знания о должном о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких условиях

3)коммуникативная, её значение определяется той огромной ролью, которую выполняет коммуникация как важнейшая цивилизаионная потребность современного мира, подразумевающая процесс гуманизации человеческого общения ведущий к взаимному пониманию.

4)воспитательная. Особенность воспитательной функции заключается в том, что моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека способствует становлению личности.

Основные функции этикета

Выделяют ряд функций, которые выполняет этикет на государственной и муниципальной службе. К ним, в частности, относятся:

• информационная функция;

• функция стандартизации моделей индивидуального и группового поведения;

• функция социального контроля и социального влияния;

• функция создания психологического комфорта.

Это означает, что нормы этикета:

1) информируют государственного и муниципального служащего о том, как вести себя в той или иной служебной ситуации и какого поведения следует ожидать от других;

2) стандартизируя поведение каждого члена коллектива (и руководителей, и подчиненных), помогают им, не задумываясь, выбирать адекватную ситуации линию поведения без риска попасть в неловкое положение или вызвать осложнения в отношениях с другими;

3) требуя от всех без исключения членов коллектива следовать принятым правилам поведения, способствуют тем самым снижению их чувства тревоги в связи с ожидаемым поведением каждой из сторон и укрепляют уверенность сторон в правильности своих действий, создают чувство психологического комфорта;

4) являются одним из важных способов управления социальными отношениями и поведением членов коллектива, средством преодоления нежелательных отклонений в поведении сотрудников и обеспечения устойчивости организации как системы.

31. Особенности взаи­моотношения политики и морали

Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Мораль и политика – одни из ранних социальных регуляторов общественной жизни. Они относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы.

Мораль и политика относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей происходит при помощи нравственных и политико-правовых норм, которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средствами реализации.

Так, нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после опубликования которых они становятся общеобязательными. Нормы морали не закрепляются в специальных актах – они находятся в сознании людей. Вместе с тем они в большинстве случаев соблюдаются добровольно, поскольку люди понимают справедливость их предписаний, что регулируется внутренним убеждением и силой общественного мнения. Политико-правовые нормы лишь в зрелом гражданском обществе могут соблюдаться добровольно на основе понимания людьми их справедливости. Однако для их соблюдения государство вправе применять и средства принуждения.

Нравственные нормы выступают в виде обобщения правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни, определенных ее состояний.

32. Особенности приветствия, представления и об­ращения на государственной службе

Особое место в деловом общении принадлежит правилам приветствий и представлений. Особенно важно учитывать специфику приветствий, представлений, рукопожатий, использующихся в различных ситуациях. Она выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях.

Принятые на государственной и муниципальной службе правила субординации предписывают, например младшему по должности и рангу первым приветствовать старшего, при этом руку должен первым протягивать старший. Эти же правила распространяются и на женщин-сотрудниц.

Приветствуя старшего по должности, младший должен встать. Однако какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет своего подчиненного, первым руку протягивает хозяин кабинета, независимо от его пола и возраста.

Процедура представления основана на тех же правилах: младшего по должности представляют старшему.

При обращении, напротив, основным является принцип паритетности, симметричности: с этической точки зрения недопустимо обращение начальника к подчиненному на "ты" в ответ на "вы". Неправильным считается и избирательное обращение начальника к подчиненным на "ты", демонстрирующее выходящее за пределы служебных рамок отношение к некоторым из них.

Политическая этика

В широком смысле политическая этика призвана объяснить каким образом политика связана с моралью и насколько применимы моральные оценки к политике и как совмещаются моральные представления о добре и зле с реальной политической деятельностью, в основе которой лежат принципы пользы, политической целесообразности и государственной выгоды.

В узком смысле политическая этика как особый вид этики профессиональной является нормативной основой политической деятельности. Она призвана формулировать моральные принципы и нормы, регулирующие поведение людей в сфере политики, задавать решения политическим действиям и решениям.

В таком сложном вопросе, каким является вопрос об отношении политики и морали необходимо избегать двух крайностей:

1) недооценки значения морального аспекта в политике

2) его переоценка в области политики как особой специфической сферы жизни общества

Политика занимается проблемами взаимоотношения людей, которые не могут быть морально нейтральными сталкивающимися интересами и их возможным примерением на основе принципа добра и справедливости. Поэтому методы политики должны вписываться в рамки существующих принципов о добре и зле. Политика не может быть свободной от моральной ответственности, ибо люди занимающиеся политикой и тем самым берущие на себя функцию выступать от имени всего общества, уже возлагают на себя ответственность за судьбу общества и его граждан. С другой стороны в связи с наличием у политиков властных полномочий и реальных средств принуждения всегда существует опасность их злоупотребления властью в ущерб многим людям.

По настоящему потребность политической этики возникла только в новое и в новейшее время при освобождении личности и общества от опеки государства, при переходе от подданнической патерналистской культуры к культуре политического участия.

Содержание кодексов поведения государственных и муниципальных служащих

Согласно общепринятой практике этический кодекс включает в себя три типа нравственных норм: предписывающие, запретительные и рекомендательные. В предписывающих и запретительных разделах этического кодекса содержатся указания на то, как требуется поступать в конкретных и наиболее важных ситуациях и что не разрешается делать с точки зрения профессиональной этики государственной и муниципальной службы в рамках служебного поведения. Рекомендательные нормы ориентируют служащего, как следует вести себя в той или иной нравственной ситуации.

В то же время совершенно очевидно, что внедрение этического кодекса в деятельность служащих аппарата государственного и муниципального управления не может произойти автоматически, само собой. Для этого необходимы определенный механизм и определенные структуры, проверяющие и контролирующие соблюдение норм и положений этического кодекса.

В ряде стран созданы этические комитеты и комиссии, призванные способствовать разрешению конфликтов в органах исполнительной власти, разрабатываются этические кодексы, развивается и совершенствуется этическое законодательство. Так, Во Франции существует три центральных органа по этике: Центральное управление по предупреждению коррупции, Межминистерская инспекционная комиссия по контрактам, Высший совет по этике при Национальной полиции.

Для России важность этического воспитания государственных и муниципальных служащих становится очевидной, если учесть "переходный" характер развития современного российского общества и связанное с ним неустойчивое состояние общественной морали, которая, как известно, является основой профессиональной этики в любом обществе.

Этика служебных отношений

Служебная этика – совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности.

Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых состоят люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом, чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем бо́льшую силу имеют принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов.

Служебные (формальные) отношения возникают только в процессе выполнения служебных обязанностей (врач – пациент, чиновник – посетитель, руководитель – подчиненный). Эти отношения регулируются служебными инструкциями и нравственными нормами (такими, как требование служебного долга, взаимное уважение и вежливость и др.).

Опыт показывает, что наибольшую сложность в этике служебных отношений представляет проблема соотнесения понятий "дружбы" и "службы" в рабочем коллективе, в отношениях между руководителем и его подчиненными, между сотрудниками учреждения.

Одним из основополагающих принципов служебного поведения, безусловно, является требование ориентироваться в своих поступках и решениях на личное достоинство людей, относиться к ним с уважением.

Управленческая матрица» Г. Хофштеде и Д. Боллинже

Для сравнения типов управленческих культур в различных обществах и странах в современной науке используется так называемая "четырехфакторная модель" управленческой культуры ("управленческая матрица"), разработанная Г. Хофштеде и Д. Боллинже.

Авторы выделили четыре основных критерия для выявления базовых характеристик культуры управления в той или иной стране:

1) уровень иерархии или "дистанция власти", по которому ученые предлагают различать общество с высоким индексом дистанции власти ("вертикальные управленческие культуры") и с низким уровнем дистанции власти ("горизонтальные управленческие культуры");

2) стремление избежать неопределенности (оценивается степень, в которой население боится неорганизованных структур);

3) индивидуализм – коллективизм (выясняется, в какой степени в массовом сознании преобладают индивидуальные или коллективные ценности);

4) система мужественности (культуры сравниваются по дихотомии: маскулинизация – феминизация).

В этой системе оценок определяется, в какой мере в общественном сознании и поведении преобладают мужские (ориентация на результат, конкуренцию, борьбу) либо женские ценности (качество жизни, согласие, толерантность, милосердие).

Наши рекомендации