Недостатки при нормировании закупок.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ государственные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
При этом из содержания статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что указанными государственными органами могут утверждаться как требования к закупаемым товарам, работам услугам и нормативные затраты, так и один из таких документов на выбор.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084 (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 1084)[11] федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации утверждают и размещают в ЕИС нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (далее – нормативные затраты). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927 (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 927)[12] федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации разрабатывают и утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее – требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Результаты проведенных в октябре 2016 года Счетной палатой проверок обоснованности показателей проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» показали следующее.
Нормативные затраты на обеспечение функций утверждены 72 федеральными государственными органами.
Анализ ведомственных актов показал, что в 18 федеральных государственных органах принятые акты не в полной мере соответствуют Правилам определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (далее – Правила № 1084), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1084.
Наиболее распространенным несоответствием ведомственных правовых актов, утверждающих нормативные затраты, Правилам № 1084 является отсутствие нормативов цены и (или) количества товаров, работ, услуг, вследствие чего правовые акты органов не позволяют обосновать объекты закупки и использовать акты при обосновании бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг.
Наряду с утвержденными нормативными затратами 59 федеральных государственных органов (81,9 %) утвердили требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 927.
Вместе с тем, в 11 федеральных государственных органах принятые акты не в полной мере соответствуют Правилам определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 927 (далее – Правила № 927), в частности:
отсутствие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых подведомственными государственным органам учреждениями;
отсутствие значений предельных цен отдельных видов товаров, работ, услуг;
установление предельных цен отдельных видов товаров, работ, услуг, превышающих значения, указанные в обязательном перечне (Приложение № 2 к Правилам № 927);
утверждение ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг по неустановленной форме.
Кроме того, анализ требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), установленных Правилами № 927, показал значительное отклонение предельных стоимостных показателей одноименных товаров для различных федеральных государственных органов (от 4 до 37,5 раз) (Таблица 12).
Таблица 12
Сведения о предельной стоимости аналогичных товаров, установленной федеральными государственными органами
Наименование товара | Стоимость групп товаров, установленная федеральными государственными органами, тыс. рублей | Отклонение | ||
тыс. рублей | % | |||
Ноутбук | 15,0 Росархив | 173,0 Ростехнадзор | 158,0 | 11,5 раз |
Планшет | 25,0 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации | 100,0 Министерство экономического развития Российской Федерации | 75,0 | 4,0 раза |
Принтер | 8,0 Минсельхоз России | 300,0 Минздрав России | 292,0 | 37,5 раз |
Многофункцио-нальное устройство | 14,0 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | 300,0 Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 286,0 | 21,4 раза |
Кресло руководителя | 20,0 Роставтодор | 150,0 Федеральное агентство по рыболовству | 130,0 | 7,5 раз |
Также необходимо отметить, что «предельная цена» различных групп товаров значительно варьируется (от 2 до 100 раз) в зависимости от должностей сотрудников, для которых предназначено их применение (Таблица 13).
Таблица 13
Сведения о стоимостных показателях одноименных товаров в разрезе различных категорий должностей государственной гражданской службы
Наименование товара | Стоимости групп товаров, установленные Федеральными государственными органами для различных категорий должностей государственной гражданской службы, тыс. рублей | Диапазон показателей |
1. Ноутбук | Генеральная прокуратура | в 1,3 раза (40 тыс. рублей) |
«старшая и младшая группа должностей» | «руководители» | |
130,00 | 170,00 | |
2. Моноблок | Генеральная прокуратура | в 2,3 раза (102,5 тыс. рублей) |
«старшая и младшая группа должностей» | «руководители» | |
77,50 | 180,00 | |
3. Системный блок и монитор | Федеральная служба судебных приставов | в 6,7 раз (170 тыс. рублей) |
«специалисты» | «руководители» | |
30,00 | 200,00 | |
4. Мебель для сидения с металлическим каркасом | Генеральная прокуратура | в 6,3 раз (210 тыс. рублей) |
«старшая и младшая группа должностей» | «руководители» | |
40,00 | 250,00 | |
5. Мебель для сидения с деревянным каркасом | Министерство образования и науки Российской Федерации | в 100 раз (346,5 тыс. рублей) |
«обеспечивающие специалисты» | «руководители» | |
3,50 | 350,00 | |
6. Мебель деревянная для офисов | Министерство образования и науки Российской Федерации | в 13,3 раза (370,0 тыс. рублей) |
«обеспечивающие специалисты» | «руководители» | |
30,00 | 400,00 |
Кроме того, в ходе анализа нормативной базы, определяющей порядок требований к закупаемым товарам, работам, услугам установлено, что постановление Правительства Российской Федерации № 927 и постановление Правительства Российской Федерации № 1084 применяются только при расчете затрат для различных категорий и групп должностей государственной гражданской службы. При этом для государственных должностей Российской Федерации указанные требования не установлены (Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации»).
В результате, в ходе мониторинга принятых правовых актов установлено, что, например, значение характеристики «мощность двигателя» легкового автомобиля установлено для руководителя федерального государственного органа (Минсельхоз России, Минэкономразвития России) – не более 500 л.с. (значение в постановлении Правительства Российской Федерации № 927 – не установлено), а «предельная цена» – не более 7,00 млн. рублей (значение в постановлении Правительства Российской Федерации № 927 – не установлено, значение в постановлении Правительства Российской Федерации № 1084 – не установлено). Значение предельной цены телефона (смартфона) для руководителей указанных органов установлено в размере 80,00 тыс. рублей (значение в постановлении Правительства Российской Федерации № 927 – не установлено). Результаты анализа данной информации представлены в Таблице № 14.
Таблица № 14
Предельные требования к потребительским свойствам и стоимости отдельных групп товаров | Предельные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 | Предельные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 | Предельные требования, установленные в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 04.12.2015 № 912 | Предельные требования, установленные в соответствии с приказом Минсельхоза России от 10.06.2016 № 229 | Величина отклонения |
1. Автомобили легковые | а) должности государственной гражданской службы категории «руководители» | а) должности государственной гражданской службы категории «руководители» | а) государственные должности Российской Федерации (министр) | а) государственные должности Российской Федерации (министр) | |
б) цена приобретения – не более 2,5 млн. рублей | б) цена приобретения – не более 2,5 млн. рублей | б) цена приобретения – не более 7,0 млн. рублей | б) цена приобретения – не более 7,0 млн. рублей | в 2,8 раз | |
в) - | в) мощность двигателя – не более 200 л.с. | в) мощность двигателя – не более 500 л.с. | в) мощность двигателя – не более 500 л.с. | в 2,5 раз | |
2. Телефоны мобильные | а) должности государственной гражданской службы категории «руководители» | а) должности государственной гражданской службы категории «руководители» | а) государственные должности Российской Федерации (министр) | а) государственные должности Российской Федерации (министр) | |
б) цена приобретения – не более 15,00 тыс. рублей | б) цена приобретения – не более 15,00 тыс. рублей | б) цена приобретения – не более 80,00 тыс. рублей | б) цена приобретения – не более 80,00 тыс. рублей | в 5,3 раз |
Необходимо отметить, что в 2016 году Минфином России проводился мониторинг принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084, а также актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927.
Результаты проведенного Минфином России мониторинга в части нормирования закупок показали[13], что:
84 органа (из 85) приняли акты, утверждающие нормативные затраты (не утвердило Министерство обороны Российской Федерации);
80 органов (из 85) разместили утвержденные акты на официальном сайте (не подлежат размещению акты 4 органов: ФСВТС, СВР России, ФСБ России, ФСО Росси);
28 (из 84) органов приняли акты, утверждающие нормативные затраты, в полной мере соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации (33,3 %). Наиболее распространенным несоответствием, выявленным в актах, стало указание нормативных затрат не по всем группам расходов, а также отсутствие нормативов цены и (или) количества.
Результаты анализа актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 927, показали[14], что:
74 органа (из 100) представили информацию о принятии и размещении таких актов, из них 64 органа и организации (86 %) утвердили вышеуказанные акты;
64 органа (из 74) разместили акты в ЕИС, из которых более половины (33 акта) соответствуют требованиям законодательства о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд. Наиболее распространенным несоответствием, выявленным в актах, является несоответствие требованию об определении значений характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень и несоответствие требованию о включении в ведомственный перечень позиций обязательного перечня.
2) Проблематика при планировании закупок.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 44-ФЗ государственными заказчиками с 2016 года в процессе составления и рассмотрения федерального бюджета с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации формируется и утверждается план закупок в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетные учреждения должны утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана своей финансово-хозяйственной деятельности.
Результаты проведенных в октябре 2016 года Счетной палатой проверок обоснованности показателей проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» показали, что 20 федеральных государственных органов не сформировали до 1 июля 2016 года планы закупок.
Ряд федеральных государственных органов сформировал планы закупок без учета требований, установленных Правилами формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552, в частности:
не установлены сроки представления планов закупок для подведомственных учреждений;
отсутствовали объемы бюджетных ассигнований на 2018 и 2019 годы на закупку товаров, работ, услуг;
планы закупок не соответствовали форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552;
отсутствовали обоснования закупок или такие обоснования не соответствовали требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 555[15].
Таким образом, проведенный анализ планирования закупок свидетельствует о несоблюдении государственными органами требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части планирования закупок, в результате чего планы закупок не стали в полной мере источником обоснований бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг при формировании проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.