Президента Российской Федерации

С целью обеспечения непрерывности осуществления президентской власти Конституция Российской Федерации предусматривает следующие случаи досрочного прекращения полномочий главы государства: 1. его отставки; 2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3. отрешение от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

В российском законодательстве не определяется процедура прекращения полномочий в случаях отставки Президента и стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Регулирования порядка досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае его отрешения от должности ограничивается статьёй 93 Конституции Российской Федерации.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности является формой ответственности главы российского государства. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Наличие в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления подтверждается заключением Верховного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Предусматриваемая зарубежными странами конституциями процедура решения вопроса о виновности президента и его отстранения от должности часто обозначается термином «импичмент» (в качестве особой процедуры отстранения высших должностных лиц государства импичмент зародился в Великобритании, глее он применялся в XVII – XVIII веках), приобретающим все более универсальный характер. В европейских странах континентального права, во франкоязычных государствах Африки дело чаще всего возбуждается парламентом, а по существу вопрос решается соответствующей судебной инстанцией: Конституционным судом – в Германии, Италии, Венгрии, Болгарии; Верховным судом – в Финляндии, Румынии, странах Латинской Америки с однопалатными парламентами (Коста-Рика, Гватемала, Сальвадор); Высокой палатой правосудия во Франции и франкоязычных странах Африки; Государственным трибуналом в Польше.

Так, в ФРГ в соответствии с п. 1 ст. 61 Основного закона 1949 г. предложение о возбуждении перед Федеральным конституционным судом обвинения против федерального президента может быть выдвинуто не менее чем ¼ состава Бундестага или Бундесрата. Решение же о возбуждении обвинения принимается большинством в 2/3 голосов членов Бундестага или Бундесрата. Затем обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который принимает окончательное решение. Аналогичным образом в Венгрии обвинение против президента выдвигается по инициативе 1/5 депутатов Государственного собрания. Решение о возбуждении процедуры импичмента принимается большинством в 2/3 голосов депутатов Государственного собрания, а окончательно вопрос решается Конституционным судом (ст. 31/А Конституции 1949 г. в редакции 1990 г).

В соответствии с Основным Законом Израиля «О главе государства» инициатива и выдвижение обвинения президенту должна принадлежать не менее чем 20 членам Кнессета. Решение о об отрешении президента от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее ¾ голосов от общего числа членов Кнессета[456].

В США имели место три попытки импичмента президента (в 1868, 1974 1998-99 гг.), однако ни один президент так и не был лишен должности в порядке импичмента. Правда, в 1974 г. реальная угроза импичмента в связи с «уотергейтским скандалом» заставила уйти в отставку президента США Р. Никсона. Последнему вменялись в вину противоправные акты, выразившиеся в попытках скрыть причастность его подчиненных ко взлому и проникновению в штаб-квартиру Национального комитета Демократической партии в здании гостиницы «Уотергейт» с целью установления там подслушивающего устройства.

Непосредственное разбирательство дело имело место в 1868 и 1998-99 гг. В первом случае для осуждения президента Э. Джонсона в Сенате не хватило всего одного голоса. Американские историки считают, что данная попытка носила сугубо идеологический характер и, по большому счету, была юридически необоснованной. Многие конгрессмены были просто раздражены слишком «мягкой», по их мнению, политикой президента в отношении Юга, потерпевшего поражение в гражданской войне, и искали любой предлог для того, чтобы сместить Э. Джонсона со своего поста.

Во втором случае для отстранения от должности президента Б. Клинтона, признанного Палатой представителей виновным в лжесвидетельстве под присягой и препятствовании правосудию, также не хватило некоторого числа голосов в Сенате (где доминирование оппозиционной Б. Клинтону Республиканской партии было не столь явным, как в Палате представителей)[457].

Постановлением парламента, которое затем было подтверждено референдумом, был смещён с должности президент Азербайджана А. Эльчибей[458]

Попытка выдвинуть обвинение против Президента Российской Федерации была предпринята и в Российской Федерации. Впервые идея импичмента Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину была высказана депутатом Л.Я. Рохлиным в июне 1998 г. Её поддержали фракции КПРФ, «Яблоко» и ряд депутатов одномандатников. Была образована специальная комиссия, состоящая из 15 депутатов и действовавшая на основании регламента, принятого ею на заседании 6 июля 1998 г.

В адрес главы государства были выдвинуты пять обвинений:

1. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в разрушении Советского Союза и ослаблении Российской Федерации путём подготовки, заключения и реализации Беловежских соглашений.

2. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении им в сентябре 1993 г. государственного переворота.

3. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в развязывании и проведении военных действий на территории Чеченской Республики.

4. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении действий, приведших к ослаблению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

5. Обвинение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в совершении действий, приведших к геноциду российского народа.

По окончанию почти годичной работы Комиссии по выдвижению обвинения 13 мая 1999 г. данный вопрос был рассмотрен палатой. Все пункты обвинения были отклонены.

Таблица:

Наши рекомендации