США в последней трети XIX в. Эволюция двухпартийной системы
Тридцатилетие после гражданской войны, которое часто называют «позолоченным веком», стало временем взрывного экономического роста. В аграрном секторе, составлявшем накануне гражданской войны основу американской экономики, произошли кардинальные перемены. В 1877–1900 гг. площадь обрабатываемых земель увеличилась более чем вдвое. Климатические условия, плодородие почв позволяли получать на значительной территории «кукурузного и пшеничного поясов» два и даже три урожая в год. Число занятых сельскохозяйственным трудом выросло в полтора раза и достигло 10,4 млн человек. Стремительно росло количество малых и средних фермерских хозяйств, которых к началу нового столетия стало почти 6 млн.
Успехам сельского хозяйства способствовала передовая агротехника, использование опыта европейских стран, внедрение селекционных пород в животноводстве и гибридных сортов зерновых и технических культур в растениеводстве. Прогресс в развитии промышленного производства сказался на появлении первых химических удобрений и гербицидов. Опыт использования сельскохозяйственных машин, который американцы приобрели в период хлопкового, табачного и зернового бума накануне гражданской войны, повысил интерес к новой сельскохозяйственной технике, поощрению изобретательства в этой сфере.
Необходимость быстрого освоения гигантских территорий при недостатке и дороговизне рабочей силы, заставляла собственников земли охотно заниматься механизацией труда, порождала постоянный спрос на перерабатывающее оборудование, сельскохозяйственные машины, топливо и запчасти к ним. Только Юг, где сохранялись крупные латифундии и широко распространилась система аренды-издольщины, медленно включался в этот процесс. Быстро растущее население страны обеспечивало спрос на продукты питания. Перед Первой мировой войной США занимали первое место в мире по потреблению зерновых, включая кукурузу и рис. Высокая продуктивность и, сравнительно низкая товарная себестоимость в этом секторе экономики позволили США выступать крупнейшим в мире поставщиком пищевых продуктов и сырья вплоть до начала ХХ в., когда мировой кризис перепроизводства ограничил спрос на продовольствие и аграрное сырье в Европе.
Прогресс в развитии сельского хозяйства был очевиден, но не шел ни в какое сравнение с темпами промышленного развития. США к началу ХХ в. превратились из аграрно-промышленной страны в развитое индустриальное государство. В 1890 г. США выдвинулись на первое месте в мире по объему промышленного производства, обогнав по основным показателям все остальные страны.
Разведанные запасы золота, открытые по всей стране новые рудные и нефтяные месторождения стали в послевоенный период мощным стимулом предпринимательства. Освоение природных богатств требовало развития строительной отрасли в связи с прокладыванием новых железных, а затем и автомобильных дорог, других путей сообщения, созданием центров связи и коммуникаций, с городским, в том числе начавшимся с 1880-х годов, высотным многоэтажным строительством, модернизацией портового хозяйства, строительством новых доков и товарных складов. Был очевиден прогресс в ключевых для того времени отраслях промышленности: металлургии, машиностроении, станкостроении. Появились новые отрасли: электротехническая, химическая, нефтеперерабатывающая, автомобилестроительная.
Произошла модернизация пищевой и легкой промышленности. Строительство предприятий на новейшей для своего времени технической базе, позволяло снижать издержки и себестоимость единицы продукции. США первыми в мире начали шить стандартную рабочую одежду (в том числе знаменитые джинсы), выпускать стандартную обувь и белье. Для обеспечения сохранности при перевозке больших объемов скоропортящейся сельхозпродукции были изобретены и усовершенствованы рефрижераторы, компактные упаковки (в том числе консервные банки из мягкой жести), началось производство сухих и сублимированных продуктов. В США в начале ХХ в. впервые был построен конвейер для сборки автомобилей, началось массовое производство готовых строительных конструкций.
Научные и технологические открытия стали доходным делом. В конце XIX в. по всей стране стали создаваться исследовательские лаборатории, опытные станции, что привлекало в Америку зарубежных ученых. Производственные компании приобретали патенты и наперебой внедряли многочисленные изобретения. Разбогатели или приобрели популярность работавшие в Америке изобретатели: Томас Эдисон (лампа накаливания, электростанции, фонограф), Александр Белл (телефон), Джордж Вестингауз (оборудование железнодорожных вагонов и локомотивов) и многие другие.
По протяженности железнодорожного полотна (более 193 тыс. миль) США вышли к концу XIX в. на первое место в мире, оставив далеко позади ближайших конкурентов. Особое значение имела постройка трансконтинентальных дорог. В 1869 г. было завершено строительство железной дороги Нью-Йорк – Сан-Франциско, а к середине 1880-х годов действовали уже 4 железнодорожные линии, соединявшие центральные и тихоокеанские штаты.
Расцвет крупного производства и строительства требовал значительных финансовых вложений. В США происходил процесс концентрации капитала. Для реализации долгосрочных затратных проектов часто использовалось акционирование, укрупнение производства. В США, где размах предпринимательства был несравнимо выше, чем в тот же период в Европе, создавались производственные объединения – картели, синдикаты, тресты. Только в стальной и металлургической промышленности число предприятий за период 1870–1900 гг. сократилось с 726 до 668 при росте стоимости выпускаемой продукции в шесть раз.
Объединение в процессе акционирования собственности промышленников и крупнейших банкиров формировало финансовую олигархию, способную устанавливать монопольный контроль над целыми отраслями производства. Появились промышленные «короли»: Вандербильт и Гульд – в железнодорожной отрасли, Карнеги – в сталелитейной, Рокфеллер – в нефтяной, Гавемейер – сахарной и т. д. Ситуация осложнялась тем, что строительство средств коммуникации, имевших стратегическое значение или обеспечивавших инфраструктуру для граждан-налогоплательщиков, дополнительно финансировалось из федеральной казны и бюджетов отдельных штатов. Например, железнодорожные компании получили более 200 млн акров федеральных земель в виде правительственных грантов. Деятельность монополий, особенно в железнодорожном строительстве, сопровождалась беззастенчивой коррупцией, расхищением государственного земельного фонда и спекуляцией. Это придавало особую остроту циклическим экономическим кризисам, происходившим в 1873–1876 гг., 1883–1884 гг. и 1893–1894 гг. Разорение мелких и средних собственников в кризисные периоды, в свою очередь, облегчало концентрацию производства и капитала.
Рыночная экономика предполагала сохранение мелкой и средней собственности, гибкой к изменению спроса, приспосабливавшейся к разнообразию потребительского рынка. Средний класс, значительно выросший в послевоенный период, составлял основу американского общества. Несмотря на то, что монополизация развернулась лишь в отдельных отраслях, в меньшей степени затронула сферу услуг или аграрный сектор, где было занято множество фермеров, свободная конкуренция как основа рыночных отношений в этот период оказалась под угрозой, что вызывало особую тревогу у средних слоев. В ходе монополизации от нечестной конкуренции (нередко с применением силового давления, криминальных методов, вроде поджогов, и других способов разрушения собственности, подкупа судей и представителей местной власти, демпинговых сговоров и внеконкурсного получения правительственных грантов) пострадало множество независимых предпринимателей, разорившихся и пополнивших низшие слои общества.
Одним из важных последствий событий 1861–1877 гг. стало формирование в США гражданского общества. Революционная война, сопровождавшаяся резким изменением привычной жизни множества людей, раскрепостила социальную активность. Радикальные социально-экономические реформы, перестройка хозяйственной жизни южных штатов привели к усложнению социальной структуры общества, увеличили количество маргинальных слоев. Война позволила резко подняться по социальной лестнице талантливым выходцам из низов общества, ставшим военачальниками, общественными деятелями, политиками. Деятельность обществ помощи, комитетов согласия, всевозможных ассоциаций и просветительских кружков способствовала повышению гражданского самосознания американцев, формированию чувства социальной ответственности в различных слоях общества. На период войны пришелся подъем профсоюзного, рабочего, фермерского движений, создававших свои организации. Гражданская активность имела и негативные проявления, вроде роста ксенофобии, нетерпимости, вплоть до создания тайных расистских обществ, однако общая тенденция свидетельствовала о росте популярности демократических ценностей.
Беспрецедентная в американской истории сделка Республиканской и Демократической партий («компромисс 1877 г.»), ценой которой была судьба южных штатов и завершение Реконструкции, показала, что характер Республиканской партии, поднявшей некогда народ на войну, кардинально изменился. Она стала ориентироваться на поддержку интересов наиболее состоятельных предпринимательских слоев, выигравших от победы в войне. В результате, ее целью стало не развитие, а закрепление достигнутого. Основные лозунги партии потеряли остроту и социальную направленность, они все чаще носили чисто экономический характер. Главным стало обеспечение наилучших условий развития бизнеса, защита крупных предпринимателей от иностранной конкуренции (протекционистский тариф), поддержка золотого денежного стандарта.
Республиканцев больше не интересовала судьба освобожденных рабов. Во имя сохранения за собой командных постов в государственной власти они пошли на компромисс с южанами по расовому вопросу, не воспротивившись ограничению прав черных избирателей (ценз грамотности, избирательный налог), принятию Верховным судом решения о «равных, но раздельных правах», что закрепило сегрегацию и расистские ограничения.
На протяжении полувека после гражданской войны республиканцы лишь дважды на президентских выборах позволили победить кандидату от Демократической партии. В 18851889 гг. и 1893–1897 гг. президентом был демократ Стивен Гровер Кливленд.
Экономическое господство промышленного и финансового капитала по всей стране было достигнуто при поддержке государственной власти. Крупный бизнес использовал возможности Республиканской партии и контролируемых ею государственных структур для быстрого обогащения. Защищая протекционистские тарифы, республиканцы создавали благоприятные условия для получения корпорациями монопольных сверхприбылей на внутреннем рынке. Республиканская партия выступала на стороне банкиров, отстаивая золотой стандарт и не позволяя фермером расплачиваться за кредиты бумажными деньгами, которые вполовину обесценились из-за инфляции и огромного государственного долга в 2700 млн долларов, оставшегося после гражданской войны. Именно тарифы и денежный стандарт оставались в центре предвыборных дебатов на протяжении 1880-1890-х годов.
Стремясь гарантировать влияние на власть, крупный бизнес стал активно использовать своих ставленников для продвижения на руководящие партийные и правительственные посты «на фалдах фрака» победившего президента в обмен на помощь в финансировании избирательных кампаний. Сенат, как палата, санкционирующая все государственные расходы, особенно интересовала новых магнатов. В конце XIX в. ее называли «клуб миллионеров» из-за того, что треть представителей от штатов оказались финансово-промышленными воротилами. Инициативным и независимым кандидатам в президенты все чаще предпочитали скучных, предсказуемых и малоизвестных политиков, деятельностью которых было проще манипулировать. Ратерфорд Хейс, Джеймс Гарфилд, Честер Артур, Бенджамин Гаррисон и Уильям Мак-Кинли были либо провинциальными партийными активистами, имевшими, в лучшем случае, опыт работы в нижней палате Конгресса, либо ветеранами войны. Их мало интересовала международная политика (некоторые никогда не были за границей), но во внутриполитической сфере, где требовались вполне конкретные действия, все они, так или иначе, выполняли партийную программу по защите интересов влиятельных деловых кругов.
Демократическая партия мало отличалась от Республиканской. Предвыборные платформы двух ведущих партий сблизились. Демократам пришлось измениться со времен гражданской войны, когда их усилия были направлены на поддержку южных плантаторов, собрать под свои знамена всех недовольных политикой правящей партии. В результате, сохраняя ориентацию на новые предпринимательские круги Юга, они стали в некоторой степени учитывать интересы мелких собственников других регионов страны, предпринимательских слоев, недовольных привилегиями корпораций, фермеров и части квалифицированных рабочих.
Не подвергая критике базовые политические установки республиканцев, демократы не чурались «скандальных разоблачений», персональной критики правительственных чиновников и публичного обсуждения тяжелого положения рядовых избирателей. Гровер Кливленд, дважды становившийся президентом от Демократической партии, столкнувшись с блокированием своих инициатив в сфере тарифов и финансов Конгрессом, где большинство было за республиканцами, легко отступил, а в период своего второго президентства, которое совпало с экономическим кризисом, сосредоточил внимание не на борьбе с корпорациями, а на пресечении стачечной борьбы и выступлений безработных.
Монополистический капитал финансировал на выборах обе партии, чтобы гарантированно воспользоваться результатами победы в целях дальнейшего обогащения. Не оставались в накладе и партийные функционеры. Политика становилась доходным бизнесом – чужих в нее не пускали. Иерархия закреплялась системой боссизма, когда наиболее влиятельным становился не идейный лидер, а руководитель, обеспечивавший привлечение спонсоров для финансирования партийных мероприятий.
Разочарование рядовых избирателей в деятельности ведущих партий породило в этот период движение за создание третьей партии. Стремительные экономические изменения создавали социальную пестроту в американском обществе. Кроме того, с каждым годом увеличивался разрыв между положением новой экономической элиты и основной массы населения. Это заставляло различные социальные группы объединяться в движение против крупных корпораций, приобретавшее общенациональный размах, и включаться для отстаивания своих интересов в политическую борьбу.
На выборах 1878 и 1880 гг. почти миллион голосов избирателей удалось собрать фермерской партии гринбекеров, выступавшей за реформу денежной системы с программой защиты дешевых бумажных денег, уничтожения монополии банков, снижения налогов и регулирования железнодорожных тарифов. Положение фермеров осложнялось снижением цен на зерно, обострением конкуренции на мировом рынке хлеба и ускорением социального расслоения мелких земельных собственников.
В 1890 г. в выборы включилось массовое движение фермерских альянсов (Северо-Западного и Южного). Наиболее серьезно угроза подорвать существовавшую двухпартийную систему и предложить альтернативную демократическую организацию проявилась на президентских выборах 1892 г. На базе прежних фермерских союзов и ряда общественных организаций в 1891 г. возникла Популистская партия (Народная партия Америки). Именно она впервые объявила своей целью приход к власти в стране и получила более 8 % голосов избирателей. Выборы 1896 г. привели к расколу в Демократической партии, которая в разгар массовых выступлений фермеров не смогла сохранить единство по вопросу о денежной системе. Защитник «золотого стандарта», выгодного крупным землевладельцам, Гровер Кливленд не получил поддержку однопартийцев и на выборы от демократов пошел защитник дешевых серебряных денег и биметаллизма Уильям Брайан. На выборах 1896 г. популисты выступили совместно с Демократической партией, которая включила их требования в предвыборную программу, но проиграли.
В дальнейшем организованное популистское движение распалось, поскольку фермеры потеряли к нему интерес. Власть приступила к многообещающей программе реформ, экономическая ситуация в стране стала изменяться, и часть активистов партии нашла себе место среди демократов или в анти-монопольном движении Эдварда Беллами, призывавшего к социальным реформам, социальной ответственности и контролю граждан над справедливостью действий правительства.
Кризисы, ухудшившие положение всех трудящихся слоев населения, сближали лозунги фермерского и зародившегося рабочего движений. Созданная в 1878 г. Гринбекерская рабочая партия до 1880 г. сотрудничала с Социалистической рабочей партией, но организационные и идейные различия оказались слишком велики.
Рабочее движение в США вплоть до 1900-х годов оставалось, хоть и активным, но крайне малочисленным, поскольку положение наемных работников имело некоторую специфику. В целом, норма оплаты труда была значительно выше европейского уровня и часть рабочих не стремилась в какие-либо объединения. Отсутствие четкого рабочего законодательства, разобщенность между квалифицированными рабочими, имевшими американское гражданство и разноязыкими иммигрантами, большей частью не обладавшими необходимыми навыками и подготовкой, а также сохранение дискриминации по расовому признаку, препятствовали политическому объединению.
Между тем, рабочие партии в Америке создавались и, наряду с профсоюзами (союз рабочих «Рыцари труда» (1871), объединение квалифицированных рабочих Американская федерация труда (1881), союз неквалифицированных работников и рабочих-иммигрантов «Индустриальные рабочие мира»), выступали в ходе предвыборных дебатов.
С 1867 г. в США работали секции I Интернационала, а также Социал-демократическая рабочая партия Северной Америки (1874), Прогрессивная рабочая партия (1887), Социал-демократическая партия Америки во главе с Ю. Дебсом (1898) и множество других небольших рабочих партий. Заметным влиянием в политической жизни страны пользовалась Социалистическая партия США, образованная в 1901 г. и насчитывавшая к выборам 1912 г. более 150 тыс. членов. Ее кандидату удалось собрать голоса 1 млн избирателей.
Движение за третью партию появилось и получило поддержку избирателей в условиях общего оживления общественной активности американских граждан. Снижение реального значения демократии, невозможность изменить ситуацию голосованием на выборах или другими способами политической деятельности пробудили к жизни множество самодеятельных гражданских объединений: суфражистское движение за права женщин, ассоциации в защиту прав иммигрантов, негритянские альянсы, союзы граждан по борьбе с коррупцией на государственной службе, общества трезвости и любителей животных, благотворительные, молодежные, религиозные организации, американское отделение Армии спасения, Красного Креста и целый ряд других организаций.
Многочисленность радикальной оппозиции, ее стремление к консолидации и выдвижению демократических, бесспорных лозунгов, выявлявших несовершенство существующего порядка и несущих революционный запал, заставили правящие круги США искать способы мирной нейтрализации протестных движений в рамках существующей двухпартийной системы. Внутри республиканской партии появилось крыло радикальных либералов, предлагавших широкую программу социальных реформ. В 1911 г. они создали Национальную прогрессивную республиканскую лигу. Реформаторы появились и в рядах Демократической партии. Период разработки и внедрения в жизнь программ модернизации политической и экономической жизни американского общества получил название прогрессистского, или прогрессивной эры (1900–1914).
Накануне выборов 1912 г. представители прогрессистского крыла республиканцев во главе с Р. Лафоллетом и Т. Рузвельтом, не добившись выдвижения предложенных ими реформистских лозунгов в предвыборной платформе, вышли из состава партии. Они создали Прогрессистскую партию и пошли на выборы самостоятельно. В программе новой партии были требования реформ избирательной системы, социальной защиты граждан со стороны государства, введения законов по охране природы и естественных ресурсов США. Одновременно кандидат прогрессистов Т. Рузвельт выдвигал джингоистские лозунги, призывал к усилению роли США в мировой политике и проведению активного внешнеполитического курса. Не сумев противостоять боссизму и отлаженным действиям избирательной машины старых партий, прогрессисты проиграли выборы.
Вместе с тем, острая политическая борьба в 1912 г. заставила победившего президента-демократа Вудро Вильсона (19131921) провести ряд реформ, предложенных прогрессистами и другими представителями демократической оппозиции. Двухпартийная система в очередной раз вынуждена была подстроиться под нужды практической политики, но смогла удержать ситуацию в рамках конституционной политической системы.