Русское государство в последней трети ХV в

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. После смерти Василия II престол перешел к его сыну без всякого упоминания об Орде. В правление Ивана III (1462–1505) Московское княжество успешно развивалось: практически без сопротивления к Москве были присоединены многие русские земли – Ярославские, Ростовские, а также Пермские, Вятские, с проживающими здесь нерусскими народами. Это расширило многонациональный состав Российского государства. От Литвы перешли Чернигово-Северские владения.

Независимой от московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. В 1471 г. Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее сражение произошло на реке Шелони, когда москвичи, находясь в меньшинстве, одержали победу над новгородцами. В 1478 г. республика в Новгороде была окончательно ликвидирована. Из города в Москву был увезен вечевой колокол. Городом теперь управляли московские наместники.

В 1480 г. было окончательно свергнуто ордынское иго. Это произошло после столкновения московских и монголо-татарских войск на реке Угре. Во главе ордынских войск стоял хан Ахмат. Простояв на Угре несколько недель, Ахмат понял, что вступать в сражение бессмысленно. Это событие вошло в историю как «стояние на Угре». Русь еще за несколько лет до похода Ахмата прекратила выплачивать дань Орде. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес сокрушительное поражение Золотой Орде, после чего ее существование прекратилось.

В 1497 г. был введен свод законов – «Судебник» Ивана III, укреплявший власть государя и вводивший единые правовые нормы на всей территории государства. Одна из статей «Судебника» регулировала переход крестьян от одного владельца к другому. Согласно «Судебнику» крестьяне могли уходить от феодалов лишь неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября), уплатив пожилое. Стали формироваться общегосударственные органы управления страной – приказы. Существовало местничество – порядок получения должностей в зависимости от знатности рода. Управление на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с населения, наместники часть средств оставляли у себя. Укреплению авторитета государя послужила женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог.

Дело отца завершил Василий III (1505–1533), присоединив Рязань и Псков, отвоевав у Литвы Смоленск. Все русские земли объединились в единое Российское государство. В годы правления Василия III во многих русских городах развернулось каменное строительство. В Москве был построен в Кремле Благовещенский собор и окончательно достроен Архангельский собор, в который были перенесены останки великих московских князей. Ров около Московского Кремля выложили камнем. Деревянные стены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и Зарайске были заменены каменными. А в Новгороде, в который любил наезжать великий князь московский, кроме стен были перестроены улицы, площади и ряды.

Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в. Политика опричнины. После смерти Василия III престол перешел к трехлетнему Ивану IV (1533–1584), впоследствии прозванному Грозным. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Все государственные дела она поручила вести Боярской думе. В правление Елены Глинской в войне с Литвой были присоединены небольшие территории на западе, а также отражены набеги татарской конницы на Московские земли. Была проведена денежная реформа: монеты различных княжеств заменялись монетами единого образца – копейками. В 1538 г. Елена неожиданно скончалась (есть предположение, что она была отравлена). После ее смерти обострилась борьба за власть между боярскими группировками.

По достижении 17-летнего возраста в 1547 г. Иван Васильевич венчался на царство, став первым царем на Руси. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти.

При молодом царе сложился кружок друзей – Избранная рада. В нее входили дворянин Алексей Адашев, протопоп Сильвестр (духовник молодого царя), князь Андрей Курбский, митрополит Макарий. Задачей этих людей была помощь царю в управлении государством и разработка реформ.

В 1549 г. состоялся созыв первого в истории страны Земского собора, в который вошли выборные представители от каждого сословия. В 1550-х годах завершилось складывание приказной системы, до 1568 г. называлась «приказная изба». Создание приказов было вызвано усложнением государственного управления в связи с ростом подвластных территорий. Возникли Посольский, Поместный, Разрядный, Разбойный приказы, Челобитная изба – высший контрольный орган государства. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник.

В 1550 г. был принят новый «Судебник», подтвердивший правило Юрьева дня.

В 1555–1556 гг. завершилась реформа местного управления, была отменена система кормлений, создано стрелецкое войско, проведены губная и земская реформы. В 1551 г. принят «Стоглав» – решение церковного собора, упорядочившего дела церкви.

В 1565–1572 гг. Иван IV установил режим опричнины, приведший к многочисленным жертвам и разорению страны. Территория государства была Разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее важные земли. В них поселились дворяне, входившие в опричное войско. Опричники за короткий срок привели эти земли в самое нищенское положение, крестьяне бежали оттуда на окраины государства. Содержать это войско должно было население земщины. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Во главе опричников Иван Васильевич совершил карательный поход против Новгорода и Пскова. Города, находившиеся на пути в Новгород, сам Новгород и его окрестности были подвергнуты страшному разорению. Псков сумел откупиться очень большими деньгами. В 1581 г. вводятся «заповедные лета» – запрет перехода крестьян в Юрьев день.

Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Во внешней политике Иван IV стремился к расширению территории государства: в 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. – Астрахань, в 1582 г. началось покорение Сибирского ханства.

В 1558–1583 гг. проходила Ливонская война за получение Россией выхода к Балтийскому морю. Но эта война окончилась неудачей для России: по Ям-Запольскому миру (1582) к Польше отходила Ливония, по Плюсскому миру (1583) Швеция закрепляла за собой Финский залив, часть Карелии, крепости Нарву, Ивангород, Копорье, Ям, Карелу.

В период Ливонской войны и опричнины весной 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей двинулся на Москву. Опричное войско не смогло оказать сопротивление внешнему врагу. Москва была сожжена ханом. В пожаре погибло до 80 тыс. человек.

В 1582 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV был вынужден отказаться от Разделения войска. В результате объединенное войско под руководством воеводы князя М. И. Воротынского разбило татар у села Молоди. Опричнина была отменена.

Смута. Начало династии Романовых. После смерти Ивана Грозного Земский собор, составленный из служилых людей, признал царем сына Ивана IV Федора. В 1589 г. было введено патриаршество, что означало независимость Русской православной церкви от Константинополя. В 1597 г. вводились «урочные лета» – пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1598 г. со смертью Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей Земский собор большинством голосов избрал Бориса Годунова на царство.

Начало ХVII в. – период Смутного времени. Причины Смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.

1) В 1570—1580-х гг. в запустение пришли наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. В результате опричнины и Ливонской войны часть населения разбежалась, другая – погибла. Центральная власть, чтобы предотвратить бегство крестьян на окраины, пошла по пути прикрепления крестьян к земле феодалов-землевладельцев. Фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Введение крепостного права привело к обострению социальных противоречий в стране и создало условия для массовых народных выступлений.

2) После смерти Ивана IV Грозного не оказалось наследников, способных продолжить его политику. В царствование мягкого по характеру Федора Ивановича (1584–1598) фактическим правителем страны был его опекун Борис Годунов. В 1591 г. в Угличе при неясных обстоятельствах погиб последний из прямых наследников престола, младший сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Народная молва приписывала организацию убийства Борису Годунову. Эти события вызвали династический кризис.

3) В конце XVI в. происходит усиление соседей Московской Руси – Речи Посполитой, Швеции, Крымского ханства, Османской империи. Обострение международных противоречий станет еще одной причиной разразившихся в период Смуты событий.

В период Смуты страна фактически находилась в состоянии гражданской войны, сопровождавшейся польской и шведской интервенциями. Широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спасшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Согласно официальной версии московского правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за Дмитрия, был беглый монах Григорий Отрепьев. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I.

В июне 1605 г. ставленник польской шляхты Лжедмитрий I вступил в Москву. Однако его политика вызывала недовольство и простого народа, и бояр. В результате заговора боярства и восстания москвичей в мае 1606 г. Лжедмитрий был убит. Бояре провозглашают царем Василия Шуйского (1606–1610).

В 1606–1607 гг. происходит народное выступление под предводительством Ивана Болотникова. Летом 1606 г. Болотников из Кром двинулся на Москву. По дороге небольшой отряд превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, посадские люди и даже отряды дворян во главе с Прокопием Ляпуновым. Болотниковцы на два месяца осадили Москву, но в результате измены части дворян были разгромлены войсками Василия Шуйского. В марте 1607 г. Шуйский издал «Уложение о крестьянах», вводившее 15-летний срок сыска беглых крестьян. Болотников был отброшен к Калуге и осажден царскими войсками, однако вырвался из осады и отступил к Туле. Трехмесячную осаду Тулы возглавил сам Василий Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной и крепость затоплена. После обещания В. Шуйского сохранить жизнь восставшим те открыли ворота Тулы. Нарушив слово, царь жестоко расправился с повстанцами. Болотников был ослеплен, а затем утоплен в проруби в городе Каргополе.

В то время, когда Шуйский осаждал Болотникова в Туле, на Брянщине объявился новый самозванец. Опираясь на поддержку польской шляхты и Ватикана, в 1608 г. из Польши на Россию выступил Лжедмитрий II. Однако попытки взять Москву окончились безрезультатно. Лжедмитрий II остановился в 17 км от Кремля в селе Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор».

Для борьбы с тушинцами Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Шведы давали войска для борьбы с «Тушинским вором», а Россия отказывалась от своих претензий на Балтийское побережье.

Польский король Сигизмунд III приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий II бежал в Калугу, где вскоре был убит. Тушинские бояре пригласили на московский престол сына польского короля царевича Владислава.

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Шуйский был свергнут, власть захватили бояре во главе с Ф. И. Мстиславским. Это правительство получило название «семибоярщина». Несмотря на протесты патриарха Гермогена, «семибоярщина» заключила договор о призвании на русский престол царевича Владислава и пустила польских интервентов в Кремль.

Катастрофическое положение всколыхнуло патриотические чувства русского народа. В начале 1611 г. сложилось Первое народное ополчение во главе с П. Ляпуновым осадившее Москва, но из-за внутренних разногласий между участниками оно распалось, а Прокопий Ляпунов был убит.

Шведские войска, освобожденные после свержения Шуйского от договорных обязательств, захватили значительную часть севера России, включая Новгород, осадили Псков, поляки после почти двух лет осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Осенью 1611 г. сложилось Второе народное ополчение по инициативе нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина и возглавленное князем Дмитрием Пожарским. В 1612 г. Москва была освобождена от поляков.

В феврале 1613 г. на престол Земским собором был избран Михаил Романов.

Культура. Литература. Одним из наиболее ярких произведений второй половины XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466–1472 гг. Произведение Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии. Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Публицистика представлена перепиской Ивана Грозного с Андреем Курбским, сочинениями М. Башкина, Ф. Косого, И. Пересветова. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец положили начало книгопечатанию в России. Первая датированная русская книга «Апостол» (1564), затем «Часослов» (1565), первый русский букварь (1574).

Живопись. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий, продолживший традиции А. Рублева. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение. Дионисием созданы знаменитые росписи Ферапонтова монастыря.

Архитектура. В конце XV в. Москва стала столицей Русского государства, что должно было быть закреплено и во внешнем облике города. В правление Ивана III под руководством итальянских мастеров была построена современная кремлевская стена с башнями. Для того времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду. Итальянских же мастеров Иван III привлек для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси – Успенский собор – архитектор Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Была построена Грановитая палата Пьетро Солари и Марком Фрязиным. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. В создании последнего принимал участие еще один итальянский зодчий – Алевиз Новый. В первой половине XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Выдающимся памятником этого стиля стал храм Вознесения в Коломенском. В 1554–1560 гг. в честь взятия Казани по приказу Ивана IV был построен Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного) (русские зодчие Барма и Постник), ставший на многие века символом России. В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений был Федор Конь. Им построены стены Белого города в Москве (на месте нынешнего Садового кольца), стены Смоленского кремля.

9. Культура Московской Руси в XIV–XVI вв.

С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380). Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", а также другие произведения.

"Задонщина" написана в 80-90-е годы XIV века. Считается, что автором ее был Софоний Рязанец. "Задонщина" испытала сильное влияние "Слова о полку Игореве". В ней нашли отражение героический пафос, идея единства Русской земли. В повести созданы образы участников битвы: князь Дмитрий, его брат Владимир, воевода Волынский, чернецы Пересвет и Ослябя - бесстрашные воины, считавшие, что лучше быть убитыми, но не "полоненными".

В "Сказании о Мамаевом побоище" события получили более развернутое описание. Оно отличается глубиной осмысления роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси.

В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Это русские святые, особенно почитаемые народом. Их совместное изображение (пешими или на коне) символизировало братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству. Это был новый, чисто русский иконографический мотив, неизвестный Византии. На московской иконе Борис и Глеб изображены как воины с мечом и крестом в руках. Икону отличает линейный ритм, "согласованное и мерное звучание цвет

Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона "Донская Богоматерь"). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с Прохор Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Основной здесь была деисусная композиция иконостаса.

Считается, что фигуры второго ряда (деисусного) были Феофаном, третьего (праздничного) - Рублевым.

Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - 1430). О жизни великого художника известно мало. Первым периодом его творчества считается работа вместе с Феофаном Греком по росписи Благовещенского собора в Кремле. Второй период - время его зрелости. В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Из этих фресок сохранилась композиция Страшного суда, расположенная в нескольких плоскостях. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указы путь праведникам, левой - грешникам. Рублев вводит в рус искусство новую трактовку образа Христа: он изображаете как грозный судия, карающий без пощады людей, а как человек любящий, желающий им помочь. Художник провозглашает божество доброго, светлого начала, гуманизм, ставший основой творчества. В образах ангелов Рублев изобразил свой идеал душевной легкости и моральной чистоты. Впечатляют величественность и лирическая приподнятость фигур иконостаса (до 3 м вы сотой).

Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы - "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". Их отличают просветленные, чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт.

Для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422-1427 годах икона "Троица". Сергий, настоятель Троицкого монастыря, в котором прошла юность Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства - основная в иконе. Сюжет иконы восходит к библейскому эпизоду. К патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, он заклал тельца и угостил их, угадав в дивных странниках воплощение триединства божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностях. Рублев сосредоточил внимание на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраз евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Именно на нее указывает средний ангел, символизирующий Бога-сына. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония выражена и в цвете: синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Небесная голубизна плаща среднего ангела лежит поверх тяжелой багряницы, и отзвуки этого цветового аккорда звучат в боковых фигурах: голубое, розовое и зеленое пятна.

В конце своей жизни Рублев выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (совместно с Даниилом Черным). В Андрониковом монастыре, где проводит Рублев несколько лет, он создает свою последнюю работу. На стене снаружи Спасского собора (каменный собор возводился на месте деревянного) он пишет образ Нерукотворного Спаса. О фресках этого собора сохранились восторженные отзывы писателя XV века Пахомия Серба: Рублев "последнее рукописание на память о себе оставльше...".Рублев проявил себя не только как фрескист и иконописец, но и как иллюстратор книги. Так, им выполнена миниатюра в Евангелии Хитрово: фигура ангела (символ евангелиста Матфея) вписана в круг; ангел изображен идущим с Евангелием в руках.

В своем творчестве Рублев утвердил чисто русский идеал красоты. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие помыслы, выразительность художественных средств поставили Рублева в один ряд с лучшими художниками мира.

В XV веке возрастает роль литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. К XV веку относится творчество Епифания, монаха Троице-Сергиевского монастыря, прозванного за свою ученость Премудрым. Он был автором двух житий - Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Эти произведения отличаются торжественностью, высокопарностью стиля: этот литературный прием был воспринят из южнославянских земель. Оттуда же пришла новая, среднеболгарская орфография. В XV веке было создано "Хождение" Афанасия Никитина - тверского купца, "Сказание о Псковском взятии".

К XVI веку относится переписка князя Курбского с Иваном Грозным. Это яркие образцы эпистолярного стиля (эпистола - письмо), отразившие две полярные системы мировоззрения и культурной традиции. Популярной книгой была "История о казанском царстве". Идеологию официальных кругов московской Руси отразил "Домострой".

В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти изучал древнерусскую архитектуру (Успенский собор во Владимире) и многие ее черты отразил в Успенском соборе Кремля, но использовал и достижения архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы.

В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор - Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель - итальянец Алевиз Новый. Стены собора украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, карнизами, коринфскими пилястрами.

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, строятся башни, которые имели оборонное значение и играли роль триумфальных въездов. Воздвигается Грановитая палата (зодчие - Марко Руффо и Пьетро Солари).

Расцвет живописи конца XV - начала XVI веков связан с творчеством выдающегося художника Дионисия (ок. 1440 - после 1502). Он развил в своем творчестве те идеи гуманизма, которые воплотил полстолетия до него Андрей Рублев. Дионисий создавал фрески и иконы. Для Вознесенского монастыря Московского Кремля он пишет икону "Богоматерь Одигитрия". Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы - все служит созданию величественного образа.

В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основное место здесь занимает Акафист - двадцать пять гимнов, еще в VI веке сложенных в честь Богоматери византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Это сцены Благовещения, Покрова, Собора Богоматери, страшного суда и другие. Как бы кругами разворачиваются эти циклы на столпах и стенах собора. Тема круга, как основная, повторяется и в построении каждой композиции, передавая ритмичность песнопения. Краски чистые, яркие, но вместе с тем нежные. Впервые в русской живописи Дионисий ввел в иконы белые фоны. Эмоциональной взволнованности он достиг, передавая движения персонажей, их жесты.

К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексей". Они представляют собой тип "житийных икон": в центре изображается сам святой, его окружают маленькие композиции с основными эпизодами из его жизни.

В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей. Эти росписи отличает декоративность.

XVI век - период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города). Возводятся деревянные церкви - восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в селе Уне Архангельской области и другие). И в каменной архитектуре XVI века создаются также столпообразные шатровые храмы. Самый выдающийся памятник такого типа - церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника - будущего царя Ивана Грозного. Очевидно, на столпообразный характер этой церкви оказали влияние храмы-колокольни, самой знаменитой из которых была церковь Ивана Великого, построенная в Кремле в 1505-1508 годах. Перекрытие шатром возникло под влиянием деревянного зодчества.

Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Нахождение храма на Красной площади определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в симметричную композицию. Главный храм, перекрытый шатром, создает центральную вертикаль. Особую нарядность храму придают кокошники разной формы и масштаба, различные причудливые формы куполов, богатство декора.

В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются светские сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Многие иконы ("Видение Евлогии", "Притча о хромце и слепце" и другие) иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописцы стремятся более подробно и полно раскрыть тему. Композиции перегружены деталями. На церковном Соборе 1551 года, названном Стоглавым, было вынесено решение о введении иконописных образцов для изображения святых и целых композиций, т. к. иконопись все более отходит от установленных канонов.

Выдающейся иконой этого времени является "Церковь воинствующая", или "Благословенно воинство", где представлено торжественное шествие пеших и конных воинов. Среди них - князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. Процессия движется к Москве, где перед стенами города на троне сидит Богоматерь, на ее коленях - младенец, который передает ангелам венцы, они же увенчивают ими воинов. В иконе много жанровых деталей.

В этот период развивается книжная миниатюра. В 1560-1570-е годы иллюстрируется многотомная летопись - Лицевой летописный свод. В десяти томах - шестнадцать тысяч миниатюр! Материалом книги становится бумага, рисунки выполняются акварельными красками. В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван. Федоров издал "Апостол" (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.

В иконописи конца XVI - начала XVII века получает развитие так называемая "строгановская школа" (некоторые художники работали по заказу купцов Строгановых). Это небольшие по размерам иконы, отличающиеся тонкой работой, почти ювелирно выписанными деталями, изысканной красочной гаммой, обильным использованием золота и серебра. Фигуры святых вытянуты, они как бы стоят на носках, в их движениях много манерности.

Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в "царском" или "молельном месте" Ивана Грозного в Успенском соборе. Поиски объемной пластической формы отразились в статуе св. Георгия, исполненной мастером Ермолиным. Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.

10. Иван IV Грозный и укрепление государственной власти

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:

- на царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

- церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя;

- установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

Введение опричнины не способствовало военным успехам и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Были нарушены организация и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.

Наши рекомендации