Демократический государственно-правовой режим: понятие и виды.

Демократический государственно-правовой режим – (от народовластие) предполагает такие способы, приемы и методы осуществления государственной власти, на основе которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами общества и государства, как непосредственно, так и через выборные представительные органы власти. Признак демократического режима – реальное участие народа в управлении делами государства.

При демократическом режиме власть осуществляется в интересах большинства членов общества, но при этом обязательно должны признаваться, защищаться интересы меньшинства.

Личность при демократическом режиме обладает максимально широким объемом прав и свобод, во всех сферах жизни общества, причем эти права и свободы должны быть не просто декларированы, и не просто прописаны в нормативно правовых акта, они должны быть реально гарантированны.

Для демократического режима характерен политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм полагает многопартийность и как следствие существование в обществе реальной конструктивной оппозиции государственной власти. Идеологический плюрализм предполагает многообразие идеологии. (Ст. 13 К. РФ подразумевает идеологическое многообразие, но политика вне идеологии существовать не может, для эффективного функционирования государства нужна общегосударственная идея для сплочения общества. В России пока нет идеи. В Америке автономная личность).

Для демократического государства характерна многоукладность экономики, и как правило экономика должна носить обменный характер.

Можно выделить две формы существования демократии:

1. Прямая демократия.

2. Демократия представительная.

Прямая демократия (непосредственная демократия) – непосредственное осуществление власти самим народом. Между народом и властью нет посредников. Воля, выраженная народом напрямую становиться властной волей государства. Высшими формами прямой демократии является свободные выборы и референдум, но только ими прямая демократия не исчерпывается (собрания, митинги и т.д.).

Представительная демократия – это осуществление власти народов через выборные представительные органы, т.е. народ избирает своих представителей в органы государственной власти и там уже эти представители осуществляют власть от имени народа и в интересах народа.

Эти две формы между собой тесно взаимосвязаны они взаимообусловливают и дополняют друг друга и друг без друга существовать не могут. На фоне этого каждая из этих форм имеет и положительные и отрицательные черты, плюсы и минусы и сочетание необходимо для того, чтобы плюсы одной формы перекрывали минусы другой.

Прямая демократия: имеет «+», что воля народа не искажается, но прямая демократия предполагает высочайшую степень политической активности, в противном случае волей народа можно будет манипулировать. При помощи прямой демократии можно решать далеко не все вопросы, можно решать те вопросы на который можно дать прямой ответ – либо «да» либо «нет». Если вопрос развернутый, то прямая демократия не эффективна. Осуществление прямой демократии требует больших временных затрат (пока вопрос будет разрабатываться и пройдет голосование пройдет много времени). Ещё это требует больших материальных затрат.

Представительная демократия:«+» – экономичность принятия решения, оперативность принятия решения, Профессионализм принятия решения. Решить можно любой вопрос. «-» – искажение воли народов, сужается социальная база. Избиратели будут выражать не волю народа, а свое представление об этой воле. Искажение будет тем большим, чем больше будет существовать промежуточных звеньев между народом и властью (испорченный телефон).

П а р ф ё н о в:

Демократический режим – одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Демократическое государство не ограничивается формальным равенством возможностей, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся реальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания являются политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, рекомендаций. Участие народа в управлении делами общества становится массовым и идет по двум направлениям: выборы управленцев и прямое участие в решении общественных дел, а также контроль за исполнительной властью.

Управление производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом: экология, предотвращение конфликтов и др. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В идеале в демократическом государстве снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.

Недостатки демократии:

1. Чрезмерное социальное расслоение общества, своеобразная диктатура демократии, в некоторых случаях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка.

2. Демократический режим появляется в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита вынуждена идти на уступку народу, другим социальным силам.

Наши рекомендации