Тема 28. Государственно-политическая система.
Цель занятия: анализгосударственно-политической системы.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Оформление диктатуры ВКП б.
2. Реорганизация советской системы.
3. Правовое урегулирование многоукладной экономики.
4. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.
5. Советское государство и церковь.
Хрестоматийный материал
Российское законодательство Х - ХХ вв.М., 1984-1994 г.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.
Дополнительная литература
Чистяков О.И. История отечественного государства и права: Учебник. Часть 1 ,2.. М.,2002 г.
Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.
Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.
Практические задания
Задание. Противоречия и НЭП, ее кризис и стратегии преодоления кризиса.
Исходные данные:
В результате реализации НЭП удалось довольно быстро восстановить довоенный уровень народного хозяйства. "Восстановительный период" был завершен к 1925 году. Было объявлено о начале "Периода реконструкции", а затем в повестку дня было поставлено проведение индустриализации. Однако эти новые задачи оказались невыполнимыми в рамках НЭП. Проблема заключалась в том, что для реконструкции старых предприятий (установка новых станков и оборудования) и на строительство новых требовались огромные деньги. Предполагалось, что их заработают государственные хозрасчетные предприятия, продавая свою продукцию крестьянству (это- основной потребитель). Однако наладить товарообмен между городом и деревней не удавалось. Как всегда в таких ситуациях обозначилась альтернатива: два противоположных пути, две стратегии выхода из этого кризиса, одна из которых предусматривала сохранение и углубление НЭП, а вторая, - полный отказ от нее.
Стратегия углубления НЭПа.
Сформулируйте основные принципы этой стратегии, ответив на вопросы:
В чем заключались противоречия политики НЭПа, не дающие этой экономической модели эффективно работать (какие несовместимые элементы в ней присутствовали)
Какую систему мер необходимо было предпринять, чтобы снять эти противоречия и добиться эффективного функционирования экономики в рамках НЭП?
Почему эти меры оказались неприемлемы для большевистской власти?
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое НЭП?
2. Охарактеризуйте процесс реорганизации советской системы?
Темы рефератов:
Оформление диктатуры ВКПб.
Реорганизация советской системы.
Правовое урегулирование многоукладной экономики.
Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.
Советское государство и церковь.
Основные понятия, которые необходимо уяснить:
ГПУ, НЭП, РКИ.
Тема 29. Национально-государственное строительство. РКПб о национальном вопросе.
Цель занятия: изучение национально-государственного строительство.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. I съезд Советов СССР.
2. Договор 1922 г.
3. Декларация об образовании СССР.
4. Конституция РСФСР 1925 г.
Хрестоматийный материал
Российское законодательство Х - ХХ вв.М., 1984-1994 г.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.
Дополнительная литература
Режим личной власти Сталина. К истории формирования. МГУ. 1989 г.
Чистяков О.И. История отечественного государства и права: Учебник. Часть 1 ,2.. М.,2002 г.
Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.
Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.
Практические задания
Задание. Сравните в виде таблицы основные положения Конституции 1924 года и Конституции 1918 года. Найдите общее и особенное.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные этапы и особенности образования СССР.
2. Каковы структурные особенности Конституции ССССР 1924 г?
Темы рефератов:
Декларация об образовании СССР.
Конституция РСФСР 1925 г.
Основные понятия, которые необходимо уяснить:
СССР, ратификация, ЦИК СССР, конституционный надзор, экономическое совещание.