Тема 28. Государственно-политическая система.

Цель занятия: анализгосударственно-политической системы.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Оформление диктатуры ВКП б.

2. Реорганизация советской системы.

3. Правовое урегулирование многоукладной экономики.

4. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

5. Советское государство и церковь.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв.М., 1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Чистяков О.И. История отечественного государства и права: Учебник. Часть 1 ,2.. М.,2002 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание. Противоречия и НЭП, ее кризис и стратегии преодоления кризиса.

Исходные данные:

В результате реализации НЭП удалось довольно быстро восстановить довоенный уровень народного хозяйства. "Восстановительный период" был завершен к 1925 году. Было объявлено о начале "Периода реконструкции", а затем в повестку дня было поставлено проведение индустриализации. Однако эти новые задачи оказались невыполнимыми в рамках НЭП. Проблема заключалась в том, что для реконструкции старых предприятий (установка новых станков и оборудования) и на строительство новых требовались огромные деньги. Предполагалось, что их заработают государственные хозрасчетные предприятия, продавая свою продукцию крестьянству (это- основной потребитель). Однако наладить товарообмен между городом и деревней не удавалось. Как всегда в таких ситуациях обозначилась альтернатива: два противоположных пути, две стратегии выхода из этого кризиса, одна из которых предусматривала сохранение и углубление НЭП, а вторая, - полный отказ от нее.

Стратегия углубления НЭПа.

Сформулируйте основные принципы этой стратегии, ответив на вопросы:

В чем заключались противоречия политики НЭПа, не дающие этой экономической модели эффективно работать (какие несовместимые элементы в ней присутствовали)

Какую систему мер необходимо было предпринять, чтобы снять эти противоречия и добиться эффективного функционирования экономики в рамках НЭП?

Почему эти меры оказались неприемлемы для большевистской власти?

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое НЭП?

2. Охарактеризуйте процесс реорганизации советской системы?

Темы рефератов:

Оформление диктатуры ВКПб.

Реорганизация советской системы.

Правовое урегулирование многоукладной экономики.

Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

Советское государство и церковь.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

ГПУ, НЭП, РКИ.

Тема 29. Национально-государственное строительство. РКПб о национальном вопросе.

Цель занятия: изучение национально-государственного строительство.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. I съезд Советов СССР.

2. Договор 1922 г.

3. Декларация об образовании СССР.

4. Конституция РСФСР 1925 г.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв.М., 1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Режим личной власти Сталина. К истории формирования. МГУ. 1989 г.

Чистяков О.И. История отечественного государства и права: Учебник. Часть 1 ,2.. М.,2002 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание. Сравните в виде таблицы основные положения Конституции 1924 года и Конституции 1918 года. Найдите общее и особенное.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные этапы и особенности образования СССР.

2. Каковы структурные особенности Конституции ССССР 1924 г?

Темы рефератов:

Декларация об образовании СССР.

Конституция РСФСР 1925 г.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

СССР, ратификация, ЦИК СССР, конституционный надзор, экономическое совещание.

Наши рекомендации