Социальные конфликты в молодежной среде
Понятие конфликт: Конфликт - это «форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. А.Г.
Здравомыслов выделяет три основные группы конфликтов:
1) конфликты по поводу жизненных средств;
2) конфликты как столкновения интересов;
3) ценностные конфликты.
Первая группа касается конфликта потребностей и связана с распределением жизненных средств. Такие конфликты возникают из-за ограниченности ресурсов и - в качестве результата - возможностей удовлетворить в достаточной степени как краткосрочные, так и долговременные потребности.
Вторая группа конфликтов связана со столкновением интересов. В отличие от потребностей, стимулирующих людей (социальные общности) к обладанию жизненно необходимыми благами, интересы ориентируют субъектов социальных процессов на определенный тип взаимодействия. В ряде случаев оно выступает в форме столкновения, цель которого - нейтрализовать, нанести ущерб или даже уничтожить противоположную сторону конфликта.
Третья группа конфликтов имеет ценностный характер. В них сталкиваются противоположные оценки и трактовки целей, перспектив тех или иных общественных процессов.
Сущность социального конфликта: Социальный конфликт (от лат. конфлитус - противоборство) - это противоборство двух и более социальных субъектов в процессе достижения вознаграждения. В качестве вознаграждения может выступать интерес, ценность (политическая власть, власть в семье) или социальный статус.
Типология молодежных конфликтов: К ним относятся:
1. Межпоколенные молодежные конфликты - наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.
2. Межгрупповые молодежные конфликты - конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.
3. Межличностные молодежные конфликты - конфликты между индивидами, в основе которых лежит конфликт ценностей.
Ценностные конфликты. Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она для него источником средств существования, возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи и какой соответственно она должна быть, и т. д. Наконец, в систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.
Ролевые конфликты. Ролевые конфликты - это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
Конфликты связанные с возрастным неравенством социального статуса: Положение становящегося субъекта воспроизводства социальной структуры, не достигшего социальной зрелости, предопределяет неравенство статуса молодых индивидов по сравнению с другими статусно-возрастными группами и сопровождается ущемлением интересов молодежи. Возраст становится проводником социального неравенства. В условиях социальной и правовой незащищенности молодежи статусный конфликт приобретает наиболее острые формы. Так, в отсутствие рыночных и правовых механизмов регулирования трудовых отношений молодежь чаще страдает от нарушений трудового договора, имеет ограниченные возможности для повышения квалификации и служебного роста. Нарушаются права и гарантии молодежи на оплату труда, а традиционно относительно низкие заработки молодых работников объясняются недостатком у них опыта и навыков. В подобных обстоятельствах социально-профессиональная мобильность молодежи больше зависит от таких факторов, как аскриптивный статус, включенность в неформальные и корпоративные отношения, степень доброжелательности начальника и трудового коллектива и многих других факторов, не связанных с личными достижениями молодого человека. В результате увеличивается численность низкостатусных и депривилегированных групп в составе молодежи. В массовом проявлении данные процессы отражают ущемление уже не индивидуальных, а групповых интересов молодежи и квалифицируются как возрастная дискриминация.
Конфликты с институтами социализации: Источником данного типа конфликтов являются противоречия между новыми нормативными структурами молодежного сознания и существующими институциональными нормами; между инновационной функцией молодежи и институциональными формами самореализации; между стремлением молодежи к реализации социальных потребностей и существующими механизмами социальной регуляции. Поэтому источником этого типа конфликтов рассматривается противоречие между преемственностью и социальным новаторством молодого поколения, т. е. между ролью молодежи в простом и расширенном воспроизводстве.
Субкультурные основания молодежных конфликтов: В результате социоструктурных изменений молодежь усваивает специфический набор ценностей, стандартов и образцов поведения, отличных от принятых в мире взрослых. Возникает состояние напряженности, вызванное неприятием образа жизни и ценностей другого поколения. Молодежные субкультуры становятся специфическими способами организации жизнедеятельности молодых людей и призваны компенсировать разрыв в отношениях между поколениями. В случае поддержки со стороны общества отдельные виды субкультур могут способствовать успешному включению молодого поколения в общество на стадии его обновления. В случае отрицания обществом молодежной субкультуры происходит ее дифференциация, возникают неформальные группы в форме андеграунда. Поскольку молодежь как социально-демографическая группа дифференцирована, то одновременно сосуществует множества субкультур, зачастую конфронтирующих друг с другом. Вследствие социокультурных конфликтов возникают маргинальные социальные группы (группы риска, контркультура).