Законодательная и нормативно-правовая база молодежной политики по формированию и реализации ГМП в Российской Федерации.
В Российской Федерации система государственной молодежной политики начала складываться в 1991 году, после принятия Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16 апреля 1991 г. № 2114-1. Данный закон в соответствии с п. 2 Раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ является частью правовой системы РФ, однако он практически не применяется.
Формирование государственной молодежной политики в современной России на рубеже 1980-90-х гг. было связано с изменением социально-политического устройства страны, подготовкой проекта закона СССР по молодежной политике, активизацией мирового сообщества в области решения проблем молодежи. Во взаимоотношениях федеральных и региональных органов власти в процессе становления молодежной политики на протяжении 1990-2000-х гг. можно выделить три этапа, характеризующихся переходом инициативы в развитии молодежной политики либо на уровень регионов, либо на уровень центра:
1. Первый этап становления институционально-правовой базы молодежной политики (первая половина 1990-х гг.), когда инициатива данного процесса безраздельно принадлежала федеральному центру. В условиях кризиса советской и становления новой демократической политической системы в начале 1990-х гг. на федеральном уровне требовалось переосмысление принципов и направлений работы государства с молодежью, выработка новых подходов к воспитанию молодого поколения в соответствии с ценностями зарождающейся системы.
Основными вехами становления институционально-правовой базы молодежной политики на первом этапе стали:
- Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.);
- Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992 г.);
- Постановление Верховного Совета «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 г.);
- Указ Президента РФ О федеральной целевой программе (ФЦП) «Молодежь России» (1994 г.);
- Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Российской Федерации» (1995 г.).
2. Вторая половина 1990-х гг. знаменует следующий этап становления молодежной политики в современной России, когда инициатива переходит на региональный уровень. Период конца 1990-х гг. обнаружил элементы стагнации режима, что выражалось в экономическом кризисе и неспособности системы с ним справиться, непрекращающейся военной кампании в Чечне, болезни президента Б. Ельцина, развитии на этом фоне феномена фаворитизма, делегировании во власть членов семьи. В данной политической ситуации становление молодежной политики на федеральном уровне существенно замедлилось, что восполнялось нормотворческой активностью в регионах.
3. Третий этап становления институционально-правовой базы молодежной политики начинается со сменой политического руководства в государстве в 2000 г. и продолжается по настоящее время. На этом этапе инициатива по формированию молодежной политики вновь переходит на федеральный уровень, что обусловлено постепенной эволюцией политического режима в сторону усиления вертикали президентской власти, централизации отношений федерального центра и регионов: введение федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ, главных федеральных инспекторов в субъектах федерации, изменение порядка формирования Совета Федерации, отмена прямых выборов губернаторов, введение пропорциональной составляющей в избирательные системы по выборам региональных легислатур, процесс укрупнения регионов.
Основные вехи становления институционально-правовой базы молодежной политики на данном этапе:
- Постановление Правительства РФ О ФЦП «Молодежь России на 2001-2005 гг.» (2000 г.);
- Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (2001 г.);
- Стратегия государственной молодежной политики РФ (2006 г.).
На сегодняшний день правовое регулирование государственной молодежной политики в Российской Федерации основывается на международных документах, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
Понятие целевой программы. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики публичной власти, активного воздействия на социально-экономическое развитие.
Целевая программа является комплексной системой целевых ориентиров развития определенной сферы общественных отношений и публично-правовых образований и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Реализация целевой программы представляет собой увязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем развития в соответствующей сфере (государственного, экономического, экологического, социального, культурного развития).
Целевые программы должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции соответствующего уровня публичной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.