Зарубежный опыт взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления
В данной части мы рассмотрим примеры взаимодействия власти с некоммерческими организациями за рубежом.
Как известно, гражданское общество составляет взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и НКО. Взаимодействие между государством и некоммерческим сектором можно называть социальным партнерством. Такое партнерство выгодно обеим сторонам. Государство при этом, перекладывает часть своих социальных обязанностей на НКО.
Некоммерческому сектору уделено особое внимание во многих демократических странах. Многие политики понимают важность развития некоммерческих организаций, а так же то, что многие социальные функции государства можно возложить на НКО. В некоторых зарубежных странах законодательно закреплено важность участия в развитии некоммерческих организаций. А западные политики демонстрируют важность некоммерческих организаций тем, что сами в них состоят.
В Америке Конгрессом США в 2009 году был принят «Акт о служении Америке», в котором отмечалась важность участия граждан в развитии и деятельности некоммерческих организаций, а так же отмечена роль НКО в становлении гражданского общества в США [27].
Ярким примером участия политических деятелей в развитии и работе некоммерческих организаций может служить Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель. Она состоит в некоммерческой организации «Белое кольцо», деятельность которого направлена на помощь людям, пострадавшим в ходе действий криминального характера. В Великобритании под патронажем принца Уильяма находится около двадцати общественных объединений. Бывшая первая леди США – Мишель Обама является исполнительным директором программы “ Public Allies Chicago”.
В рамках данной программы проходит обучение и подготовка квалифицированных кадров для руководства некоммерческими организациями [34].
Важно отметить тот факт, что некоммерческие организации и их взаимодействие с властью по основным показателям значительно отстает от стран Западной Европы, Северной Америки и государств Скандинавии. Ниже мы предоставим таблицу (табл.2), в которой дадим сравнительную характеристику значению НКО для развития государства в целом [33].
Таблица 2 – сравнительная характеристика значения НКО для развития государства
Значение НКО | В России | В развитых странах |
Доля НКО в ВВП | 0,9% | 6,5% |
Доля занятых в НКО | 1,1% | 7,1% |
Доля социально ориентированных НКО от общего числа НКО | 13,5% | 60-70% |
Анализируя данную таблицe можно увидеть, что за рубежом некоммерческие организации имеют больший вес, чем в России. Государство зарубежных стран активнее, чем в России участвует в деятельности НКО и их развитии. Финансирование деятельности так же активнее и больше за рубежом. В среднем, доходы НКО от государства в развитых странах составляют 48%, что гораздо выше, чем финансирование от государства в развивающихся странах.
Пожалуй, самой явной отличительной чертой взаимодействие власти с НКО в России и других странах является вовлеченность некоммерческих организаций в социальную сферу. Зарубежные власти гораздо чаще пользуются делегированием функций. Так, например, на Западе роль государства, как поставщика социальных услуг снижена. Большая часть домов престарелых, детских домой, больниц, детских садов и интернатов является негосударственными. Государство же является всего лишь заказчиком социальных и общественных услуг [9].
Если же сравнивать законодательства нашей страны и зарубежных стран, можно увидеть существенных различия, ограничивающие деятельность некоммерческих организаций в России. Это касается и порядка регистрации и создания НКО, возможности участия иностранцев в деятельности НКО, а так же порядка ликвидации организации. Жестко регулируется деятельность НКО, в составе которых есть иностранные граждане.
В Европейских странах существует только две формы некоммерческих организаций: фонды и ассоциации. А это намного упрощает законодательство.
Так же стоит для усовершенствования взаимодействия можно учесть опыт взаимодействия НКО с наднациональными организациями, такими как Организация Объединенных Наций и Европейский союз. Важность взаимодействия НКО с ООН была отмечена еще в 1946 году, когда был создан Департамент общественной информации. Генеральная Ассамблея обязала департамент и его отделения: «...активно содействовать и оказывать помощь информационным органам различных стран, просветительным учреждениям и другим, правительственным и неправительственным организациям разного рода, заинтересованным в распространении информации об Объединенных Нациях. В этих и других целях он должен иметь полностью оборудованный справочный отдел, инструктировать или направлять лекторов и предоставлять в пользование этих учреждений и организаций свои издания, документальные фильмы, короткометражные фильмы, плакаты и другие наглядные пособия» [11].
Европейский союз так же взаимодействует с некоммерческими организациями. Там механизм взаимодействия включает в себя несколько форм: неформальные встречи и Европейский Экономический и Социальный Комитет. Самой эффективной формой являются неформальные консультации. На этих консультациях встречаются чиновники и представители НКО. Такие формы встречи чаще всего не имеют никаких формальных рамок. Так же в Европе НКО включены в консультативную деятельность. Их представители могут выступать в качестве консультантов на совещаниях и собраниях. Примером такой деятельности является Совещательная группа по общей сельскохозяйственной политике. В состав данной группы входят представители коммерческого сектора и общественных организаций. Европейские некоммерческие организации дважды в год проводят встречи с представителями органов власти [11].
В Польше также развито социальное партнерство. Там в 2002 году было принято Постановление о социальном диалоге. В данном документе закреплена важность сотрудничества государства и НКО и их влияние на развитие гражданского общества. Существуют следующие группы социальных партнеров: коллективные представители рынка труда (профсоюзы и организации работодателей), инициативные группы граждан (общественно-полезные ассоциации, фонды, группы интересов).
Можно выделить тройку стран–примеров того, как государство должно сотрудничать с некоммерческим сектором, чтобы это приносило пользу всем гражданам общества и самому государства. К таким странам можно отнести США, Эстонию и Хорватию. В США доля вовлеченности НКО в формирование ВВП составляет 7,5%, что даже больше, чем среднее значение по развитым странам вообще. Эстония и Хорватия демонстрируют пример успешной государственной поддержке некоммерческих организаций. В США государственное финансирование
некоммерческого сектора осуществляется через профильные министерства (образования, здравоохранения, социальной защиты), сфокусированные на решении социальных задач. Унифицированные для всех ведомств, стандарты предоставления финансирования НКО задаются в коде лучших практик финансирования НКО. Активно используется направление финансовой поддержки НКО через такие инструменты, как гранты, государственные контракты, налоговые льготы. Особенностью в реализации финансовой поддержки НКО является применении сложного в реализации финансового механизма — ваучера (подразумевает возмещение стоимости услуг третьими лицами). Среди нефинансовых инструментов инфра структурной поддержки распространение получают: упрощение регистрации для НКО; требования к прозрачности отчетности НКО; повышение квалификации НКО; развитие инфраструктуры; повышение финансовой устойчивости путем предоставления займов государства НКО и государственных гарантий, компенсаций процентов по займам банков для НКО. Такие направления инфраструктурной поддержки НКО, как «координация» и «участие в процессе принятия решений» реализуются в рамках деятельности института Межсекторного комитета по развитию гражданского общества, который формируется из представителей государства и НКО, является публичной площадкой для обсуждения
государственной политики в области некоммерческого сектора.
Система поддержки НКО в Эстонии основана на принципе четкого разделения источников финансирования конкретных программ и развития инфраструктуры НКО. Так, финансирование профильных программ возложено на профильные министерства и фонды при них. Основным государственным органом в Эстонии, отвечающим за построение общественно-государственного партнерства со стороны
государства, является министерство внутренних дел, в функции которого входят финансирование программ регионального развития НКО, а также участие в разработке и мониторинге программ. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки в рамках принятия Кода лучших практик финансирования НКО. Среди инструментов финансовой поддержки используется стандартный набор: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров — при финансировании сертифицированного списка НКО. В Эстонии максимально упрощена регистрация: НКО можно зарегистрировать даже по телефону. Действуют требования к прозрачности отчетности НКО. В 2008 г. Создан Национальный фонд гражданского общества для финансирования обучения, развития инфраструктуры НКО. Информационной площадкой для НКО и диалога с государством выступает сеть НКО Эстонии (NENO), которая было создана в 1991 г. Стратегия развития НКО в Эстонии институционализируется в рамках концепции развития гражданского общества, которая впервые была принята парламентом Эстонии в 2002 г. по инициативе NENO и министерства внутренних дел.
В Хорватии произошла трансформация от централизованной поддержки НКО (1998 2003 гг.) —через Государственный офис по взаимодействию с НКО — к децентрализованной поддержке НКО через профильные министерства. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки, в рамках которых принят Код лучших практик финансирования НKO и создана online-база НКО-получателей государственного финансирования. За Государственным офисом по взаимодействию с НКО закреплены функции мониторинга существующих государственных программ и разработки перспективных. В стране действует «обязательный» набор финансовых инструментов: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров. Среди нефинансовых инструментов распространение получает обучение НКО, информационная помощь через специальным портал. Формируется национальный план развития гражданского общества, созданы различные институты по развитию взаимодействий между властью и НКО: национальный фонд развития гражданского общества, который работает с региональными фондами; совет по развитию гражданского общества, выступающий площадкой для диалога НКО и государства. Требования к прозрачности отчетности НКО не сформированы, проводится пропаганда социальной ответственности, отсутствует упрощение регистрации для НКО. Таким образом, в Хорватии при реализации всего обязательного набора финансовых инструментов поддержки НКО наблюдается действие не всех компонентов основного набора нефинансовых механизмов (отсутствуют упрощение регистрации для НКО, требования к прозрачности отчетности).[26]
Как мы видим, вовлеченность некоммерческих организаций за рубежом значительно выше, что позволяет гораздо эффективнее реализовывать социальную политику. Доверяя часть своих функций НКО, государство освобождает себя от решения данных вопросов. Важно найти удобные формы взаимодействия с властью и тогда полезность деятельности НКО и власти будет гораздо выше. А главное, если наши политические деятели начнут активно участие в деятельности НКО, это значительно повысит привлекательность третьего сектора. Государству в целом и муниципальным образованиям в частности пойдет на пользу такое сотрудничество, а самое главное, как только на законодательном уровне произойдут изменения в сфере отношений государства и НКО, так можно будет наблюдать положительную динамику в развитии гражданского общества.
2. Формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления (в г.о. Самара)