Правонарушение: понятие, признаки, состав.

См. вопрос № 77.

82.Формы правовой деятельности: правотворчество, толкование права, реализация права, правоприменение.

Правотворчество– процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной (общей) воли в источниках права. В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности. Правотворчество включает деятельность, во-первых, по изданию новых нормативно-правовых актов; во-вторых, по их совершенствованию, изменению, переработке; в третьих, по отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества:

1.Сознательно-волевой характер.

2.Объективно-исторический характер.

Указанные признаки отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень, эмоционально-чувственную сферу. На правотворчество влияют личные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существует мощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальных групп нормативных актов.

Несмотря на влияние субъективных факторов, право не создается законодателем произвольно, исключительно по собственному усмотрению. Правовые нормы всегда соответствует определенному уровню экономического, политического, социально-культурного развития общества. Право отражает некоторые объективные закономерности общественных отношений. В нормах находят выражение потребности социума на определенном историческом этапе. Характерно высказывание К.Маркса: “Законодательная власть не создает закона - она лишь открывает и формулирует его”. Государство формирует право на основе анализа объективно существующей экономической, социально-политической, культурно-духовной реальности. “Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества” (К.Маркс). Lex non cogit ad impossibilia (перев. с лат.) – закон не должен требовать невозможного, то есть должен быть реально исполнимым. Quae rerum natura prohibentur, nulla lege confirmata sunt (перев. с лат.) – ни один закон не может предписывать того, что не допускает природа вещей (Цельс). Попытки волюнтаристски, произвольно устанавливать нормы права ведут к негативным последствиям. В лучшем случае это будет “мертвое”, недействующее право. В худшем - реальный вред общественным отношениям.

Принципы правотворчества:

1.Демократизм. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее позволяет оценить эффективность и качество правотворческого процесса. Как отмечает А.С.Пиголкин, демократизм правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений.

2.Актуальность, своевременность. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам “устаревать”. Законодателю нельзя плестись в хвосте” общественного развития; его задача создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции России закреплены определения Российской Федерации как “правового”, “социального”, “демократического” государства.

3.Научность и профессионализм. Правотворчество – специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических. Она требует высокой квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом процессе. Правотворчество должно опираться на “научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации юридической науки”.

4.Баланс публичных и частных интересов. Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны с одной стороны гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика стимулы к приобретению имущества, получению доходов (прибыли), осуществлению предпринимательской деятельности.

Виды правотворчества:

1.Народное правотворчество. Референдум - всенародное голосование населения по важнейшим вопросам государственного или местного значения, выступающий одной из форм непосредственной демократии. Vox populi – vox dei (перев. с лат.) – глас народа есть глас божий (Сенека). Участие в нем принимают граждане государства, обладающие активным избирательным правом. Решения, принятые на референдуме носят общеобязательный характер и оформляются нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти. Именно на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года была принята действующая Конституция России.

2.Государственное правотворчество – правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Это основной вид правотворчества, остальные два носят несущественный, вспомогательный характер.

3.Санкционированноеправотворчество - государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы (корпоративные, моральные, религиозные, традиционные), придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Рассмотрим основные элементы государственного правотворчества. Последнее представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий:

1.Выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.

2.Решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.

3.Предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всеми заинтересованными субъектами.

4.Официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта.

5.Принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.

6.Доведение нормативно-правового акта до адресата - опубликование и вступление в силу.

О толковании, реализации и применении права см. соответствующие вопросы.

83.Причины и условия правонарушений. Способы предупреждения правонарушений.

Общей причиной конкретного правонарушения является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:

1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.

2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения правонарушения, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного правонарушения является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно- психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию.

Изучение причин неправомерного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности правонарушение должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно- следственные зависимости.

Важным условиям неправомерного поведения выступает нравственное формирование личности, которое нельзя рассматривать в отрыве от социальной микросреды. Для криминологического изучения наибольший интерес представляют такие типы микросреды как семейно-бытовая, учебно-воспитательная и производственно-трудовая.

В семье человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность.

Существуют объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье. К объективным относятся: неполнота семьи, болезнь родителей, материальные затруднения и т.п. К субъективным: нравственно-педагогическая позиция семьи, сложившийся в ней уровень воспитывающих отношений. Причем, нравственно-педагогическая ущербность семьи может проявляться по- разному. Самым опасным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи, особенно несовершеннолетних, другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и иные антиобщественные занятия.

Нравственно-педагогическая ущербность семьи может выражаться также в том, что в ней имеются антиобщественные взгляды, привычки, нравы и традиции, что в ней сложились нездоровая морально-психологическая атмосфера в целом, ненормальные взаимоотношения, постоянно имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствуют сплоченность, забота друг о друге и т.д.

Важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы. К недостаткам воспитательной работы школы можно отнести: 1)применение неправильных методов и упрощенных форм воспитания, отрыв его от обучения; 2)подмена воспитательного воздействия «голым» администратированием; 3)отсутствие индивидуального подхода к учащимся, нежелание или игнорирование особенностей детской психики, подавление самостоятельности и инициативы учащихся; 4)предвзятое отношение к детям, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, пресловутая «показуха», «замазывание» отрицательных фактов; 5)снижение требовательности к учащимся, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, правил поведения; слабые связи с семьями и общественными организациями по месту жительства школьников и работы их родителей; 6)нездоровая моральная атмосфера в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики.

Другой тип микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность, - производственно-трудовая сфера. В деятельности коллективов встречаются разнообразные недостатки, неблагоприятно влияющие на нравственное формирование личности:

1)неудовлетворительная организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей;

2)нарушение демократических принципов управления производством, отсутствие гласности;

3)бюрократическое отношение к людям, безразличие к материально-бытовым нуждам и духовным запросам работников; 4)недостатки в подборе кадров, в частности назначение на руководящие должности лиц с антиобщественными установками;

5)слабая сплоченность коллектива;

6)слабая работа администрации, общественных объединений по борьбе с негативными явлениями, безнаказанность нарушителей дисциплины и других лиц, совершающих антиобщественные действия, попустительство им, низкая социальная активность граждан.

Под условиями, способствующими совершению правонарушений понимаются те факты реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление.

Это могут быть недостатки в организационно-технической сфере, в деятельности различных государственных органов, например, милиции, прокуратуры, юстиции, судов в организации борьбы с преступностью, в деятельности местных и иных органов власти и т. п.

Эти условия могут в конкретных случаях присутствовать или отсутствовать, а преступление может и не быть совершено. Так, например, отсутствие замков на дверях склада материальных ценностей – бесспорное условие, способствующее совершению преступлений, но краж с этого склада может и не быть. И наоборот.

Так, например, имущественное расслоение общества в нашей стране происходит по причине принятия непродуманных экономических решений, которые довольно часто носят популистский характер. Низкая оплата труда практически во всех бюджетных сферах деятельности также ведет к появлению имущественного неравенства. Сегодня можно констатировать, что современное российское общество разделилось на два класса - богатых и бедных. Это разделение повлекло за собой падение уровня жизни подавляющей массы населения, за счет чего незначительное количество людей фантастически обогатилось, причем далеко не всегда честным путем. Именно это имущественное неравенство и побуждает небогатых людей к улучшению своего благосостояния преступным путем. Невозможность удовлетворения материальных потребностей законным путем содержит порой реализуемый потенциал удовлетворения их противоправным способом, и потому противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения представляют собой основную причину корыстных преступлений, включая мошенничество, присвоение, растрату, причинение имущественного ущерба. Следовательно, устранение колоссального разрыва между доходами богатых и бедных является первостепенной задачей государства, решение которой позволит стабилизировать не только социальную, экономическую, но и криминогенную ситуацию в стране.

Важнейшей задачей является деятельность по предупреждению и искоренению правонарушений. Предупреждение правонарушений – это совокупность различных способов, направленных на устранение причин и условий совершения правонарушений. Их целью является предотвращение возможности таких действий.

Такие общие способы характеризуются созданием условий, объективно способствующих предупреждению совершения правонарушений. К подобным можно отнести:

проведение социально-экономической политики, направленной на повышение уровня материального благосостояния населения;

совершенствование действующего законодательства, устранение пробелов, коллизий;

осуществление культурно-идеологической работы, нравственное воспитание населения, борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и др.

профилактическую работу правоохранительных органов и (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); борьбу с правонарушениями,

обеспечение неотвратимости наказания за их совершение.

Наши рекомендации