Что изучает курс социальной политики
Социальная политика является не только элементом политики, проводимой государством, но также и имеющей свой предмет учебной дисциплиной. Необходимость изучения курса социальной политики в высших учебных заведениях обусловлена многочисленными причинами, в числе которых: специфика социальных процессов в обществе, характер социального развития современного российского общества, социально-экономическая ситуация в стране, институциональная структура общества и многое другое, определяющее современную общественную ситуацию.
В курсе социальной политики изучаются отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения (благосостояние домохозяйств). Эти отношения являются предметной областью социальной политики как учебного курса.
В качестве объектов в учебном курсе социальной политики рассматриваются различные отраслевые блоки общества, изменение условий функционирования которых может отразиться на уровне жизни населения (благосостоянии домохозяйств) и социальной структуре общества. К таким блокам относятся, в частности, рынок труда и трудовые отношения, социальное страхование, социальная сфера (здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальная сфера и т.п.).
Основным методом в курсе социальной политики является социальная экспертиза, позволяющая дать количественную и качественную оценку предполагаемых изменений условий функционирования тех или иных блоков общества, обосновать возможные варианты таких изменений.
В результате изучения курса социальной политики у студентов, в какой бы области они ни работали после окончания вуза, должен появиться "социальный стиль мышления", умение предвидеть социальные последствия принимаемых на различных уровнях (от государственного до конкретных хозяйствующих субъектов) экономических и политических решений.
Курс социальной политики необходим для подготовки специалистов не только в области социальной теории, экономической социологии, экономической теории, институциональной экономики, но и так называемых "прикладников", занимающихся конкретными вопросами организации социальной защиты населения, отраслей социальной сферы, политики занятости и т.п.
1.4.2. Учебная литература по социальной политике
В современной России преподавание социальной политики находится в стадии становления, что отличает нашу страну от многих экономически развитых государств. Так, во многих западных университетах курс "Социальная политика" преподают на протяжении уже достаточно длительного времени; он входит во многие образовательные программы (включая магистерские), а также обеспечен необходимой учебной и учебно-методической литературой.
Среди западных учебников по социальной политике и близкой проблематике, знакомство с которыми может быть полезно при изучении курса социальной политики в российских вузах, предлагаем обратить внимание на следующие:
• Social Policy [Социальная политика] / Ed. by N. Manning. Oxford University Press, 1999;
• Social Policy and Social Justice [Социальная политика и социальная справедливость]: Reader / Ed. by J. Franklin. Cambridge: Polity, 1998;
• Readings in Social Welfare. Theory and Policy [Хрестоматия по социальному благосостоянию. Теория и политика] / Ed. by R.E. Kuenne. Oxford: Blackwall Publishers, 2000;
• Geyer R.R. Exploring European Social Policy [Исследование европейской социальной политики]. Cambridge: Polity, 2000;
• Pierson К. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare [За пределами государства благосостояния? Новая политическая экономия благосостояния]. Cambridge: Polity, 1998;
• The Welfare State Reader [Хрестоматия по государству благосостояния] / Ed. by K. Pierson, F. Casteles. Cambridge: Polity, 2000.
Начало рыночных реформ в Российской Федерации в 1990-е гг. заставило по-новому отнестись к проблемам социальной политики, ввести этот термин в учебные курсы и вывести содержание соответствующих учебников за рамки собственно социального обеспечения.
Так, во второй половине 1990-х гг. в России выходят следующие учебные книги по социальной политике и смежным проблемам:
• Бурджалов Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1996;
• Быков С.В. Социальная политика государства: Учебное пособие. Хабаровск, 1997;
• Управление социальной сферой / Под ред. В.Э. Гордина: Учебник. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
Перечисленные, а также другие учебные издания, подготовленные известными западными и российскими специалистами, могут быть использованы в преподавании и изучении дисциплин социального комплекса в различных учебных заведениях. При этом большинство из них предназначены, как правило, для определенных образовательных и профессиональных направлений. Например, учебник "Управление социальной сферой" под редакцией В.Э. Гордина, подготовленный профессорами Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, предназначен для будущих менеджеров организаций социальной сферы, и поэтому в нем выявлены и раскрыты те особенности управления данными организациями, которые возникают в условиях становления рыночных отношений. Отметим, что вопросы организации, управления, финансирования социальной сферы в современном российском обществе органично входят в круг проблем государственной социальной политики и наличие учебника, в котором подробно рассматриваются данные вопросы, оказывает значительную помощь при изучении курса "Социальная политика", но этот лишь небольшой раздел последнего. Непосредственно к дисциплине "Социальная политика" в рассматриваемом учебнике относится только первая глава "Социальная политика и социальная сфера", где рассмотрены сущность и модели социальной политики, экономические отношения в социальной сфере и структура социальной политики.
Что касается учебного пособия Ф.Э. Бурджалова "Современная социальная политика: между планом и рынком", то оно рассчитано на социальных работников и студентов вузов, изучающих общественные процессы. С учетом выбранной целевой группы автор вполне оправданно ставит в центр рассмотрения проблемы социальной политики России с акцентом на специфику развития российского общества в переходный период. Социальным работникам и студентам, готовящимся к работе в сфере социальной защиты, очень важно детальное рассмотрение и изучение тем, наиболее подробно изложенных в данном учебном пособии: прямая социальная защита населения, реорганизация социальной инфраструктуры, регулирование заработной платы др. В то же время для будущих социологов и экономистов, в частности специалистов в области экономической социологии, социальных процессов в экономике — будущих ученых, аналитиков, подготовка которых требует рассмотрения широкого спектра современной социальной проблематики, обращения к истории становления и развития различных сфер общественной жизни и деятельности, теоретического обоснования применяемых методов и процедур и многого другого, что предусматривается университетским образованием, данное пособие, к сожалению, не может стать базовым. Так, теоретические проблемы социальной политики, ее становление и развитие в самом общем виде рассмотрены лишь в первой главе "Основы социальной политики". Историю формирования социальной политики автор пособия практически не рассматривает — ни как направления социального регулирования, ни как направления социальных исследований (этому посвящены только четыре страницы пособия).
Известные западные учебные пособия по курсу социальной политики также не могут быть непосредственно использованы в качестве базовых учебников, поскольку в силу национальных особенностей социально-экономического развития России. В частности, учебник под редакцией Н. Мэннинга, подготовленный известными английскими специалистами, охватывает основные направления социальной политики и ее реализацию в странах Западной Европы. Рассмотрение проблем социальной политики предваряется изложением ее истории. Однако в учебнике отсутствуют специальные главы, посвященные конкретным направлениям социальной политики, что особенно важно для современной России, — как функциональных (финансирование социальной политики), так и отраслевых (государственная политика на рынке труда).
Отметим, что существенную помощь в изучении курса социальной политики могут оказать некоторые учебники по смежным областям знаний, в том числе учебное пособие "Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса" (М: Права человека, 2000) под общей редакцией профессора В.П. Колесова (экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). Это пособие подготовлено на основе трехлетнего опыта преподавания студентам экономического факультета МГУ курса концепции человеческого развития. Первый блок пособия посвящен истории создания и основным положениям концепции человеческого развития и рассматривает вопросы измерения человеческого развития и его статистической интерпретации. Второй блок посвящен экономическим аспектам человеческого развития: в его состав входят вопросы экономического роста и неравенства, занятости и безработицы, уровня жизни. В третьем блоке пособия рассмотрены демографические составляющие человеческого развития — здоровье, продолжительность жизни, старение населения, рождаемость и репродуктивное здоровье. В четвертом — проблемы взаимосвязи человеческого развития и образования. Помимо этого в учебном пособии дан анализ роли государства, вопросов тендерного неравенства в человеческом развитии, экологических аспектов человеческого развития. Связь материала этого пособия с курсом "Социальная политика" очевидна: в современном мире формирование социальной политики не может осуществляться в отрыве от передовых исследований именно в области количественного измерения показателей человеческого развития. Среди наиболее значимых из таких показателей могут быть названы: индекс человеческого развития, уровень и качество жизни, рождаемость и смертность, состояние здоровья населения, уровень занятости и безработицы и многие другие.
Еще одно издание, которое имеет самое непосредственное отношение к учебному курсу социальной политики — это опубликованное в 2002 г. издательством "ЮНИТИ-ДАНА" учебное пособие для вузов Е. Черносвитова "Социальная медицина". В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный автором в Московском государственном социальном университете (МГСУ). Интерес представляет то, что автор курса фактически обосновывает направления социальной политики ("социальной медицины") исходя из известного высказывания Дж. Сэлинджера: "Все вдруг поняли, что общество больно, и эта боль идет не от ран".
Наконец, нельзя не отметить, и такие удачные издания последних лет, как книга доктора экономических наук С.В. Шишкина "Экономика социальной сферы" (М.: ГУ ВШЭ, 2003), в которой автор подробно анализирует экономику большинства отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, сферы культуры, жилищного хозяйства, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, а также рассматривает существующие формы организаций в социальной сфере, и классический "отраслевой" труд — книгу профессоров В.М. Жеребина и А.Н. Романова "Уровень жизни населения" (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002).