Либерализация экспорта сжиженного природного газа
Одной из важнейших стратегических задач развития газовой отрасли является развитие производства и экспорта сжиженного природного газа. В 2014 году, в рамках принятого Федерального закона от 30 ноября 2013 г. № 318-ФЗ о либерализации экспорта СПГ приняты следующие нормативные правовые акты:
– постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 г. № 785 «Об утверждении Правил предоставления информации об экспорте газа»;
– постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 770 о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»;
– распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 1277‑р, которым утвержден перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии;
– распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 октября 2014 г. № 2001-р о дополнении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии.
В настоящее время выданы 5 исключительных лицензий на экспорт газа в сжиженном состоянии: 5 сентября 2014 г. – ОАО «Ямал СПГ»; 19 ноября 2014 г. – ООО «Арктик СПГ 1», ООО «Арктик СПГ 2», ООО «Арктик СПГ 3».
В 2015 - 2016 годах Минэнерго России продолжена работа по мониторингу представления экспортерами газа информации об экспорте газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Развитие биржевой торговли газом
По итогам 2016 года объем реализации природного газа на бирже составил 16,8 млрд. куб. метров, что на 119,8% больше показателя 2015 года. Более чем двукратный рост объемов биржевых торгов газом достигнут за счет совершенствования механизма торгов, роста интереса участников рынка к биржевой торговле газом, развития инструмента торгов с поставкой «на сутки», запуска нового инструмента с поставкой «на нерабочий день n».
В общем объеме реализации газа 15,2 млрд. куб. метров реализовано с поставкой «на следующий месяц», 1,6 млрд. куб. метров - с поставкой «на сутки» и «на нерабочий день n».
В угольной отрасли
В 2016 году Минэнерго России в соответствии с Программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-р и с целью обеспечения конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами, осуществляло взаимодействие с представителями заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний, а также научного сообщества.
Минэнерго России в установленном порядке в пределах своей компетенции участвовало в разработке предложений и актуализации мероприятий по развитию логистической и транспортной инфраструктур (железнодорожной и портовой), совершенствованию тарифного регулирования, строительству и модернизации объектов энергетики, работающих на угольном топливе, в том числе объектов ЖКХ (котельные), импортозамещению, а также повышению эффективности угольного производства за счет комплексного использования сырьевой базы и создания стимулирующей среды для разработки и внедрения высокоэффективных технологий глубокой переработки угля и продуктов углехимии.
Минэнерго России в 2016 году продолжило работу по созданию биржевых механизмов для последующей реализации угля/угольной продукции на биржевых и электронных торговых площадках согласно поручениям Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 26.08.2013 № А60-26-569 и Правительства Российской Федерации от 07.11.2013 № АД-П9-7970, а также в целях реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».
В 2016 году АО «СПбМТСБ» была изменена структура реестра внебиржевых договоров на поставку угля коксующегося, каменного, бурого и антрацита. Также определены новые форматы и правила предоставления угольными компаниями информации о внебиржевых договорах и рекомендации, содержащие разъяснения технических и методологических аспектов осуществления их регистрации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 764 "О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра".
Планируется осуществлять расчет 10 ценовых индексов на уголь/угольную продукцию. Однако пока для формирования АО «СПбМТСБ» репрезентативных показателей на ежедневной основе, учитывая территориальное деление и разделение по типам угля, количество договоров, приходящийся на каждый отдельный индекс, объем информационной базы пока недостаточен.
Определение (расчет) индикативных ценовых показателей, учитывающих влияние качественных характеристик угля/угольной продукции и издержек на транспортировку товара, а также отражающих региональные особенности формирования цены на товар, будет способствовать развитию конкурентной среды и обеспечению прозрачности заключаемых сделок на поставку угля и его производных на внутреннем рынке.
В 2016 году ЗАО «СПбМТСБ» по представлению угольных компаний зарегистрировало значительные объемы внебиржевых сделок на поставку угля/угольной продукции. Так, только в IV квартале 2016 года 61 угольная компания зарегистрировала 828 новых внебиржевых договора на поставку 204 270 тыс. тонн угля/угольной продукции в объеме 813 199 млн. рублей. При этом средневзвешенная цена за тонну поставленного угля составила 3 981 рубль.
5.2. Мероприятия по развитию конкуренции, планируемые на 2017 год
В сфере электроэнергетики
Минэнерго России письмом от 07.02.2017 № ВК-1132/09 представило в ФАС России предложения по редакции нового плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в электроэнергетике Российской Федерации, основанной, во многом, на принципиальных положениях, предусмотренных вышеуказанной концепцией.
Дополнительно отмечаем, что Минэнерго России приняло активное участие в работе над представленным ФАС России проектом указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».