Меры безопасности при перевозке сжиженного газа и переходе судна в балласте.

6.4.1. При перевозке сжиженного газа или переходе судна в балласте с недегазированными танками стационарная система обнаружения утечки газа должна постоянно находиться в работе и позволять производить замеры концентрации газа в контролируемых помещениях.

При появлении в помещениях концентраций газа, превышающих предельно допустимые (ПДК), должны приниматься неотложные меры к устранению причин загазованности и проветриванию помещений.

6.4.2. В районе грузовой зоны запрещается пользоваться:

а) открытым огнем;

б) переносными светильниками и другим электрооборудованием не во взрывобезопасном исполнении, электрорадиоприборами;

в) инструментом, могущим образовать искру, и обувью с подошвой, не исключающей возможность образования искр.

6.4.3. Во время проведения грузовых операций или подготовки грузовых емкостей (инертизация, дегазация) на борту газовоза запрещается пользоваться открытым огнем и проводить огневые работы.

6.4.4. Члены экипажа газовоза не должны входить в трюмные и другие закрытые редко посещаемые помещения, в которых может скапливаться газ, без разрешения вахтенного помощника капитана и без предварительного анализа атмосферы в помещениях. Запрещается вносить в эти помещения какие-либо источники воспламенения.

Тушение пожаров сжиженного газа.

6.5.1. В случае возникновения на газовозе загорания сжиженного

газа действия экипажа должны быть направлены на:

а) аварийное прекращение грузовых операции;

б) аварийное отключение вентиляции машинного отделения и жилой надстройки;

в) ликвидацию источника воспламенения;

г) ограничение и полное устранение аварийной утечки газа;

д) тушение очага пожара;

е} тушение горящих струй и пролитого сжиженного газа;

ж) установку водяной завесы между судном и берегом, орошение надстройки, куполов и шлангоприемников;

з) защиту водяной завесой членов аварийной партии, занимающихся ликвидацией источника воспламенения или отключением источника поступления газа. Экипаж газовоза должен располагаться, по возможности, с наветренной стороны;

и) рассеивание не возгоревшихся паров струями распыленной воды из стволов, снабженных распылительными насадками;

к) недопущение облака газа к возможному источнику воспламенения (водяная завеса и т. п.). Все эти действия должны быть обязательно отражены в судовом расписании по тревогам.

6.5.2. Одновременно с ликвидацией источника воспламенения необходимо произвести эвакуацию людей из района пожара, осмотреть этот район, определить визуально размер газового облака и направление его движения, о чем необходимо известить портовые власти и находящиеся вблизи суда.

6.5.3. При тушении пожара находящиеся в зоне теплового воздействия оборудование и надстройки должны охлаждаться струями воды из шлангов.

6.5.4. На судне должны быть предусмотрены меры для немедленной отбуксировки или отхода судна от пирса в случае пожара или взрыва. При необходимости, по совместному распоряжению администрации порта и пожарно-технической службы отряда ВОХР судно должно быть отведено в безопасный район порта или рейд.

Требования безопасности

7.1. Настоящие требования являются дополнением к п. 9.2 Правил техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10 – 75). Соблюдение требований и положений настоящих Правил является обязательным для всех членов экипажа газовоза.

7.2. Экипаж газовоза должен комплектоваться из лиц, прошедших специальную подготовку и имеющих соответствующее удостоверение о прохождении обучения для работы на судах-газовозах.

7.2.1. Береговой персонал, связанный с обработкой и обслуживанием судов-газовозов, выполнением научно-исследовательских и других работ на газовозах, находящихся в эксплуатации, должен иметь соответствующие удостоверения о прохождении курсов специальной подготовки.

7;2.2. Запрещается посещение газовозов посторонними лицами, не имеющими разрешения капитана судна. Лица, находящиеся на борту газовоза с разрешения капитана судна, должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты из судового комплекта и пройти инструктаж у компетентного лица из числа экипажа о правилах пользования средствами индивидуальной защиты. Число посторонних лиц, одновременно находящихся на судне, не должно превышать количества резервных средств индивидуальной защиты, имеющихся на судне.

7.2.3. Лица берегового состава, участвующие в выполнении грузовых операций, шланговки и отшланговки, замерах, отборе проб, а также связанные с обработкой и обслуживанием судов-газовозов, допускаются на судно только при наличии у них средств индивидуальной защиты, соответствующих роду перевозимого груза.

7.2.4. Запрещается выход членов экипажа на грузовую палубу без разрешения вахтенного помощника капитана.

7.3. Каждый член экипажа судна-газовоза должен быть снабжен закрепленными за ним изолирующим (воздушным) дыхательным аппаратом и фильтрующим дыхательным аппаратом.

Баллоны сжатого воздуха изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов должны иметь вместимость не менее 1200 л воздуха при нормальных условиях.

Кроме того, на судах-газовозах должно быть:

а) не менее 3 резервных изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов;

б) на газовозах вместимостью до 25000 м3 – не менее 6, а на газовозах большей вместимости – не менее 8 полных комплектов защитного снаряжения, обеспечивающего безопасность людей при входе в загазованные помещения и выполнение работ в них;

в) комплект защитного снаряжения должен состоять из:

· изолирующего (воздушного) дыхательного аппарата с баллонами

вместимостью не менее 1200 л воздуха при нормальных условиях;

· защитной одежды, обуви, перчаток, каски;

· спасательного линя со стальным сердечником и предохранительного пояса взрывобезопасного фонаря.

7.4. Фильтрующие многофункциональные коробки с масками, предназначенные для защиты органов дыхания, а также глаз и кожи лица от воздействия вредных веществ, разрешается использовать только на открытых палубах.

7.5. На судне должна быть вывешена на видном месте заводская инструкция о пользовании изолирующими (воздушными) дыхательными аппаратами, по уходу за ними и определению их исправности.

Все члены экипажа должны четко знать эту инструкцию, быть обучены и натренированы в практических условиях к работе в изолирующих дыхательных аппаратах.

7.6. Члены экипажа, выходящие на вахту и судовые работы, должны иметь при себе фильтрующие дыхательные аппараты. При выполнении судовых работ в грузовой зоне и в местах, где нет резервных изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов, члены экипажа должны иметь с собой проверенные закрепленные за ними изолирующие (воздушные) дыхательные аппараты, которые должны находиться в непосредственной близости от места работы.

7.7. На всех этапах перевозки сжиженных газов и во время балластного перехода в жилых помещениях и в местах проведения работ регулярно администрацией судна должны проводиться замеры концентрации паров груза с записью результатов в специальном журнале. Замеры производятся с помощью переносных и стационарных газоанализаторов, настроенных на соответствующий род груза.

7.8. При нарушении герметичности грузовой системы, сопровождаемой утечкой газа, на судне должна быть объявлена тревога, экипаж должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам. Для борьбы с утечками газа на судне должен использоваться аварийный инвентарь (хомуты, прокладки, манжеты, быстрозатвердевающие материалы для заделки свищей и т. д.)

с применением не искрящих материалов и инструмента.

7.9. С целью предотвращения аварийных ситуаций, а также своевременного предупреждения экипажа о возникновении опасной ситуации перед началом грузовых операций также должны быть выполнены следующие требования:

а) перед приходом судна в порт погрузки-выгрузки необходимо провести учебную тревогу;

б) на все время проведения грузовых операций на борту судна должен находиться капитан или старший помощник капитана;

в) весь экипаж должен быть обеспечен защитной спецодеждой (например, костюмы химкомплекта), которая должна быть проверена, подготовлена к использованию и находиться в легкодоступном месте; а также выполнены требования пункта 8.3 настоящих Правил;

г) защитная одежда и оборудование для аварийной партии должны быть проверены и подготовлены к использованию и храниться в легкодоступном месте или специальном помещении, ключ от которого должен находиться у вахтенного помощника капитана;

д) должны быть подготовлены к использованию необходимые медикаменты и медицинское оборудование, согласно требованиям технических условий, морской перевозки к грузу, подлежащему перевозке;

е) энергетическая установка должна находиться в готовности к немедленному отходу судна;

ж) с морской стороны судна должны быть спущены с носа и кормы аварийные буксирные канаты, парадный трап приспущен до поверхности воды;

з) вахтенная служба должна вести непрерывное наблюдение за местами возможной утечки или выброса сжиженного газа (береговые емкости, стендеры, грузовые системы, вентиляционные колонны танков и т. п.);

и) должна осуществляться постоянная связь между вахтенным помощником капитана и вахтенными матросами с помощью постоянно включенных на прием-передачу радиотелефонов УКВ;

к) на судне должно находиться необходимое количество экипажа для обеспечения немедленного отхода судна.

Запрещается отвлечение вахтенного помощника капитана и вахтенных матросов от своих прямых обязанностей.

7.9.1. При обнаружении газового облака необходимо:

а) остановить грузовые операции и объявить тревогу;

б) при помощи постоянно действующей связи с берегом (см. п. 2.5) сообщить береговым службам о возникновении опасной ситуации;

в) собрать экипаж и лиц, присутствующих на судне, внутри жилой надстройки в месте сбора;

г) аварийной партии находиться в готовности и действовать по указанию капитана или старшего помощника;

д) произвести эвакуацию экипажа и лиц, присутствующих на судне, в безопасную зону на берег. Эвакуируемые должны надеть изолирующие (воздушные) аппараты (см. п. 7.2.2). В случаях накрытия судна аммиачным облаком эвакуируемые должны быть одеты в одежду, не оставляющую открытых участков тела, и изолирующие воздушные дыхательные аппараты. Эвакуацией руководит вахтенный помощник капитана;

е) капитану и аварийной партии оставаться на судне для ликвидации утечки газа и обеспечения безопасности судна.

При невозможности устранения утечки газа и усложнении аварийной ситуации аварийная партия и капитан должны эвакуироваться в безопасную зону любым путем.

7.9.2. После ликвидации аварийной ситуации и прохождения газового облака аварийная партия приступает к вентиляции жилых и служебных помещений до достижения санитарных норм концентрации газа. Судовой врач и группа разведки производят замеры загазованности во всех жилых и служебных помещениях.

Замеры загазованности производятся переносными газоанализаторами. При достижении ПДК газа в контролируемых помещениях дальнейший контроль загазованности ведется, как и в период нормальной эксплуатации судна, судовым стационарным газоанализатором.

7.10. Коллективную защиту экипажа в случае утечек газа на газовозе должна обеспечивать жилая надстройка судна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины Определения  
Должно, необходимо, следует Обозначает обязательность выполнения требований настоящих Правил.  
Рекомендуется Означает, что данное решение является лучшим.  
Допускается   Означает, что данное решение является удовлетворительным но не обязательным.  
Балластный газ     Паровая и жидкая фазы газа, остающегося в танке на момент окончания выгрузки и во время балластного перехода.  
Взрывобезопасность По ГОСТ 12.1.010 – 76.  
Вторичный барьер   Наружная герметичная обшивка грузовых танков, служащая временным барьером для предотвращения проникновения любых возможных утечек груза через оболочку грузовых танков в трюмные помещения и предотвращения снижения температуры корпуса судна до недопустимого предела.  
Грузовая зона     часть судна, в которой расположены танки, грузовая система, насосные и компрессорные помещения грузовой системы и которая включает палубные пространства над всеми упомянутыми помещениями по всей ширине и длине судна. Если предусмотрены коффердамы, балластные или пустые помещения у кормовой границы трюмных помещений или в носовой части трюмных помещений, то они исключаются из грузовой зоны.  
Дегазация   Введение наружного воздуха в танк, отсек или емкость с целью удаления токсичных или инертных газов до такого уровня, который требуется для спуска людей в танк и для производства в нем работ.  
Изолированноe пространство   Пространство в грузовой зоне, расположенное ниже главной палубы, не являющееся грузовыми или балластными помещениями.  
Изолирующий фланец Вставной фланец, прерывающий электрическую цепь в трубопроводе.  
Ингибитор   Вещество, добавляемое в груз с целью торможения химических процессов (полимеризации и т. п.).  
Инертизация     Замена воздуха или паров груза инертным газом перед погрузкой или дегазацией с целью предотвращения образования воспламеняющихся смесей.  
Межбарьерное пространство   Пространство между первичным и вторичным барьерами, полностью или частично заполненное изоляцией ли другими материалами.  
Нижний предел взрываемости смеси (НПВС)   Максимальная концентрация паров груза в смеси с инертным газом, ниже которой не происходит образование взрывоопасной концентрации при смешивании с воздухом.  
Нижний предел взрываемости (НПВ)   Минимальная концентрация паров груза в газовоздушной смеси, при которой возможна их взрываемость (воспламенение).  
Очистка атмосферы танков и грузовой системы   Замена инертного или остаточного газа недопустимого состава или качества азотом или парами загружаемого сжиженного газа.  
Первичный барьер Оболочка грузового танка.
Пожарная безопасность По ГОСТ 12.1.004 – 76.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) По ГОСТ 12.1.005 – 76.  
Служебные помещения Помещения вне грузовой зоны, которые используются для камбузов, буфетов, кладовых, складов, мастерских и т. п., за исключением тех, которые входят в состав машинного отделения.
Электрическое заземление   Заземление, при котором сопротивление утечки тока в любой точке при самых неблагоприятных условиях (повышенная сухость воздуха и пр.) не превышает 106 Ом при площади контакта измерительного электрода не более 20 мм2.
Береговая база     Специализированное предприятие, ведущее погрузку или выгрузку судна, накопление и хранение груза.
Остаточный газ   Газ в жидкой или газообразной фазе, оставшийся в грузовой емкости после выгрузки.
Сухой воздух   Воздух, имеющий точку росы ниже минус 45'C, при атмосферном давлении.
Замещающий газ Пары погружаемого груза.
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обязательное

Наши рекомендации