Перевозка сжиженного газа автотранспортом

Тема 2. ТРАНСПОРТ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ

Перевозка сжиженного газа автотранспортом

Индивидуальные потребители, расположенные вблизи кустовых баз или газонаполнительных станций (до 30÷50 км), получают сжиженные газы непосредственно с КБ или ГНС в баллонах. Баллоны доставляются бортовыми автомобилями грузоподъемностью до 2,5 т или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов.

При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до КБ и ГНС непосредственная доставка сжиженных газов становится нерациональной. В таких случаях организуются промежуточные пункты обмена баллонов (ПОБ). Баллоны, заправленные на КБ и ГНС, доставляются на такие промежуточные пункты в большегрузных автомобилях (бортовых или специально приспособленных).

На промежуточных пунктах производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда сжиженные газы с КБ и ГНС доставляются в автоцистернах. В зависимости от установленного на промежуточных пунктах оборудования сжиженные газы из автоцистерн могут сливаться в емкость, соединенную с наполнительной рампой или непосредственно в баллоны посредством подключения автоцистерн к наполнительной рампе. Баллоны, заправленные на промежуточном пункте обмена баллонов, доставляются автотранспортом потребителю. Таким образом, сжиженный газ доставляется потребителю автотранспортом в баллонах непосредственно с ГНС или через ПОБ.

Автотранспорт баллонов можно разделить на два вида: специальными (баллоновозами) и бортовыми автомобилями.

Специальные автомобили предназначены для перевозки баллонов со сжиженным газом в ячейках кузова. Кузов такой машины представляет клетку, сваренную из металлических труб и уголков. Кузов укрепляется на шасси автомобиля. Баллоны укладываются в ячейки горизонтально к середине кузова. Для облегчения погрузки и разгрузки баллонов их укладывают в ячейки на подвижные ролики, обтянутые резиновыми трубками, смягчающими удары. Баллоны в ячейках запираются специальной штангой. Кузов автомобиля сверху покрыт теневым кожухом, который предохраняет баллоны от солнечных лучей.

Баллоновоз служит для перевозки баллонов вместимостью 50 л, которые укладываются горизонтально в 2 ряда вентилями к осевой продольной линии в 2 яруса.

В последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полуприцепом.

Таблица 1

Краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов

Тип автомобиля Габаритные размеры, мм Число перевозимых баллонов вместимостью 27 л Масса газа в баллонах, кг База автомобиля Тип полуприцепа Число ярусов
Спецавтомобиль Автопоезд АП Автопоезд АП-1 6147 1970 2250 10950 2500 3180 9050 2310 2505 ГАЗ-53 МАЗ-504 ЗИЛ-13081 – МАЗ-5245 ММЗ-548

В России и за рубежом доставка сжиженного углеводородного газа отдаленным от кустовых баз или газонаполнительных станций производственным и коммунально-бытовым хозяйствам осуществляется в резервуарах вместимостью от 0,5 до 3,5 т, получивших название «скользящие». Такой способ снабжения сжиженным газом отдаленных хозяйств очень удобен и выгоден.

В России для газоснабжения различных потребителей (туристских баз, санаториев, домов отдыха, производственных помещений) применяют съемные резервуары PC-1600.

Резервуар представляет собой сварной сосуд, состоящий из цилиндрической обечайки и двух эллиптических днищ, изготовленных из листовой малоуглеродистой стали.

3а рубежом транспорт сжиженного газа в «скользящих» емкостях получил широкое распространение. Фирма «Беаирт Амф» (США) изготавливает эмалированные «скользящие» емкости с предполагаемым сроком службы до 50 лет.

В Англии «скользящие» емкости транспортируют специальными автомобилями, оборудованными гидравлическими кранами. По территории газонаполнительной станции (ГНС) «скользящие» емкости транспортируют с помощью специального приспособления, оборудованного ручной лебедкой для подъема и опускания емкости.

Во Франции каждый потребитель сжиженного газа имеет свой способ погрузки, разгрузки и транспортировки «скользящих» емкостей. Одни используют специальные автомобили с консольными кранами, другие – площадку кузова грузовика или специальные прицепы. Емкости на ГНС погружают в кузов автомобиля автопогрузчиками.

Увеличение объема «скользящей» емкости ведет к уменьшению транспортных расходов, однако она должна удовлетворять условиям погрузо-разгрузочных работ и быть транспортабельной. Расчеты показывают, что наиболее рациональный объем «скользящей» емкости 7 м3, при длине 2600 мм и диаметре обечайки 2000 мм.

Таблица 2

Характеристики скользящих емкостей

Страна Тип емкости Объем, м3 Диаметр, мм Длина, мм Высота, мм Ширина, мм Масса емкости со сжиженным газом, кг Масса емкости без сжиженного газа, кг Коэффициент металлоемкости
  Россия       Съемный резервуар РС-1600     1,597                                           0,985  
Англия   Сферическая емкость 1,6               0,725  
США   Горизонтальная емкость 0,41   4,37   –   –   –   –   –   –  
Германия Горизонтальная емкость 3,68 7,36

Наши рекомендации