Политическая власть имеет множество разновидностей.
Основа классификации | Разновидности политической власти |
С точки зрения своего предназначения | Законодательная» исполнительная, судебная |
По месту в структуре власти | Центральная, региональная, местная |
По основному субъекту | Монархическая, республиканская |
Легитимность– общественное признание власти, готовность общества ей подчиняться. Право, признанное за лидером или группой с согласия общества принимать политические решения (М. Вебер).
Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства, которые с ней связаны (Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером)
Типы политической власти
• Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности. Традиционный тип легитимности – вера в святость традиций и право властвовать по этой традиции.
• Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях. Рациональный (легальный) тип легитимности – вера в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний.
• Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера. Харизматический тип легитимности – вера в сверхъестественную святость, героизм, гениальность властителя, не подлежащие понятному объяснению.
Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.
Исследователи выделяют следующие функции политической власти: формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами; управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества.
Политическая власть в современном мире должна быть:
— ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
— регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
— институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
— легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство, которое в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
Государственная власть имеет свои отличительные признаки:
— публичный характер, т. е. выступает от имени общества;
— суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);
— ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.
Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Большое значение для политической власти имеет проблема ее устойчивости.
Основные принципы устойчивости политической власти | ||||||
Легитимность власти | Результативность власти | |||||
Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений | Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население | |||||
Признаки | Признаки | |||||
• Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение • Признание власти гражданским обществом • Признание власти мировым сообществом | • Успешная экономическая политика • Устойчивый рост благосостояния основной части населения • Укрепление общественного порядка • Авторитет на международной арене | |||||
Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.
Цель разделения властей: Предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении
Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)
Основные положения:
Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции
Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
Разделение властей и их основные функции:
Законодательная (парламент)
Представляет интересы граждан, издает законы
Исполнительная (правительство)
Управляет государственными делами
Судебная (судьи всех уровней)
Следит за соблюдением законов органами власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма, предотвращает возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении
Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Образец задания
1 А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?
А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресурсами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 1.