Понятие, принципы организации, функции и полномочия прокуратуры
Прокуратура как система специализированных органов, осуществляющих надзор за соблюдением законности, появилась при Петре I для контроля за деятельностью администрации. В отличие от Зап. Европы и США, где роль прокурора сводится исключительно к поддержке гос. обвинения в суде, а для защиты прав человека в деятельности гос. администрации существует упч. по правам человека, в России прокуратура выполняет функцию об. надзора за законностью. В отличие от Упч. по правам человека, прокуратура не столь очевидно выступает в качестве органа парламентского контроля за исп. власти, тем более что в дореволюционной традиции она осуществляла контроль от имени монарха, сосредоточивавшего в своих руках не только зак., но и исп. власть. Место прокуратуры в системе гос. органов остается неопределенным, и несмотря на помещение статьи о прокуратуре в главу «Суд. власть» действующей конституции, в осуществлении суд. власти прокуратура принимает не больше участия, чем в осуществлении зак. и исп.
Помимо функции об. надзора за законностью, прокурор осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
ФЗ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ": Прокуратура РФ - единая фед. централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением КРФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина фед. мин-вами, гос. комитетами, службами и иными фед. органами исп. власти, предст. (зак.) и исп. органами субъектов, ОМС, органами военного управления, органами контроля, их д/лицами, а также органами управления и руко-лями комм. и некомм. организаций.
Прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, ФЗ.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет х-р преступления, прокурор возбуждает уг. дело. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет х-р адм. правонарушения, прокурор возбуждает производство об адм. правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или д/лицу, которые полномочны рассматривать дела об адм. правонарушениях.
Система прокуратуры централизованная с назначением и подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Средства реагирования прокуратуры на обнаруженные нарушения закона гл. образом носят пр. х-р. Последствиями такого реагирования может быть возбуждение производства по уг. делу, делу об адм. правонарушении или производства в суде о/ю по поводу отмены незаконно изданного пр. акта.
Упч. по правам человека – см. № 49.
Упч. по правам человека – относительно новый пр. институт для России. УПЧ (омбудсмен) первоначально возник в Швеции как орган парламентского контроля за администрацией (исп. властью). На эту должность назначались известные и авторитетные граждане, что и обусловило те средства, которые использовал омбудсмен для воздействия на чиновника, нарушающего права человека – моральное воздействие, общ. мнение, создание плохой репутации. Главной формой деятельности УПЧ. выступала огласка в печати и в докладах, регулярно представляемых парламенту, тех фактов, которые омбудсмену удалось обнаружить.
В России должность УПЧ впервые была упомянута в КРФ 1993 г.. Однако ФКЗ «Об Упч. по правам человека в РФ», принятия которого требует конституция, был принят только в 1997 г. Особенность росс. общества обусловило изменение класс. (шведской) модели. С одной стороны, в УПЧ сохранились многие черты омбудсмена: он назначается парламентом из числа лиц, имеющих познания в области прав человека и опыт их защиты, представляет ежегодные доклады о положении дел с соблюдением прав и свобод человека. В то же время УПЧ наделен рядом средств пр. реагирования – напр., правом обращения в суд. Деятельность УПЧ регламентирована процессуально, что создает ненужную формализацию его деятельности, и при этом средства, которыми он располагает, весьма ограничены – помимо обращения в суд, это право передать жалобу органу, упч. принять по ней юр. значимое решение.
ФКЗ предусмотрено создание УПЧ в субъектах РФ, причем во многих субъектах они назначены и успешно действуют. Однако характер их деятельности мало отличается от деятельности фед. УПЧ.