Основы теории государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Научный руководитель: канд. физ.-мат. наук, доц. Филатова Ю.М.
Тульский государственный университет
Одним из важнейших источников повышения конкурентоспособности региона является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). В условиях глобализации она выполняет важную функцию интернационализации экономики.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» под ВЭД понимают внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [1]. Основа государственного регулирования ВЭД – внешнеэкономическая политика, под которой понимается система мер, направленных на развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в международном разделении труда с целью решения стратегических задач её социально-экономического развития.
Границы государственного регулирования ВЭД определяются с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта, а с другой – правилами международных организаций. Эти принципы отражены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), принятом в 1947 г. С 1995 г. на основе ГАТТ была создана Всемирная торговая организация (ВТО), которая ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой «увязок»: решение о повышении тарифа на ввоз одного товара должно быть увязано со снижением тарифа на ввоз другого товара.
Регулирование внешнеторговых операций осуществляется на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Наличие большого количества организаций, имеющих свои правила и принципы работы, порождает проблему унификации международных правовых норм, которая состоит в преодолении различий, существующих в законодательстве отдельных государств. Проблема решается путем принятия единых правовых актов, например, в вопросах интеллектуальной собственности действует Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883 г.), Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.) и т.д.
Государство имеет в своем арсенале большое количество методов регулирования ВЭД: протекционистские и либеральные, экономические и административные, но самыми распространенными являются тарифные и нетарифные.
Тариф выполняет две основные функции: защита национальных производителей и обеспечения поступления средств в доходную часть бюджета страны. К нетарифным методам регулирования ВЭД относят лицензирование и квотирование. Эти методы являются наиболее распространенными административными методами регулирования ВЭД. Лицензирование предполагает регулирование государством спроса и предложения на рынке путем выдачи специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Квотирование устанавливает количественные ограничения по общему объему и/или общей стоимости конкретного вида товара для всех лицензиатов, т. е. даже при разрешении на ввоз/вывоз определенного товара без наличия квоты нет возможности торговли данным товаром внутри страны [2]. Таким образом, тарифы приводят к ограничению предложения иностранных товаров на внутреннем рынке через удорожание импорта. Нетарифные методы дополняют эффект удорожания товаров установлением прямых препятствий в виде ограничений на ввоз этих товаров. Они носят более глубокий характер, чем однократно взимаемые пошлины, и проявляют себя на каждом тапе импортной сделки. С другой стороны, развитие нетарифного регулирования позволяет государству преследовать свои интересы в мировой торговле. Например, в Великобритании квоты на ввоз картофеля устанавливаются в зависимости от урожая в стране, что позволяет стране сначала реализовать свой собственный запас и только после его истощения переходить к импорту.
Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Оно представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства, которая направлена на обеспечение возвратности экспортной выручки, укрепление национальной валюты и т.д. Цель валютного контроля заключается в обеспечении возвратности экспортной выручки и соблюдении обоснованности платежей по импортным контрактам. Применение мер валютного контроля призвано сократить масштабы вывода капитала за рубеж, путем оформления фиктивных сделок на поставку, которые заведомо предполагают непоставкутоваров и неоказание услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле». Доступ из справ. Правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Андреева И. Н. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 104 с.
3. Филатова Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие. Тула: Изд-во «Тульский полиграфист», 2015. 72с.
Хо ТхуТхюи