Религия в российском современном информационном пространстве: проблемы законодательного обеспечения
Научный руководитель: д-р филос. наук, проф. Сулима И.И.
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Бытование религий в современном информационном пространстве – усложняющаяся проблема, существующая во взаимодействии ряда социальных процессов. Наблюдается нисходящая волна секуляризационных процессов [3, с. 151-166], увеличение интереса к религии в обществе. Это выражается в деятельности СМИ, а также динамичном развитии религиозной ситуации и религиозных организаций в России. Также усложняется законодательное регулирование деятельности СМИ в современном информационном пространстве и обеспечения деятельности религиозных организаций, существующих в публично-правовом пространстве на законных основаниях. Налицо несогласованность и конфликт между разнообразными правовыми актами, регулирующими деятельность СМИ, и положениями, касающимися деятельности религиозных организаций.
Активное развитие законодательства о СМИ в России в 1990-х гг.началось с принятия принципиально важных актов, давших основу информационной деятельности в России. Ядром законодательства о СМИ является Закон РФ «О средствах массовой информации» 1991 г. Поправки, внесённые в его текст, были вызваны развитием других отраслей права, что требовало синхронизации норм законов. Тезисы закона вошли в статью 29 Конституции РФ 1993г. В сентябре 1993 г. был принят Закон РФ «О государственной тайне», обозначивший круг сведений, не подлежащих разглашению в прессе; в феврале 1995 г. – «Об информации, информатизации и защите информации», создающий правовые гарантии развития информационного пространства России; Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», подтверждающий отказ государства использовать право в качестве рычага давления на независимую прессу, но недостаточно регулирующий отношения собственности в сфере деятельности СМИ. Указ «О переходе России к информационному обществу», подписанный в 1997 г. Президентом России, положил начало ряду специализированных документов, позволяющих развивать и внедрять современные информационные технологии. В это же время, несмотря на противоречия и недостатки, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997 г. создал новую нормативно-правовую базу, дающую право на существование в публично-правовой сфере религиозным организациям, отражающую потребности современности в упорядочении государственно-конфессиональных отношений и взаимоотношений с обществом такого его института, как СМИ.
Законодательная деятельность в области регулирования СМК должна дополняться в соответствии с изменениями в информационном поле. Вопрос освещения религиозных процессов и деятельности религиозных организаций в СМИ многоаспектен. Нейтральное и непредвзятое отношение к этой теме –задача, которую обязан решать каждый журналист. Однако медиапространство даёт огромное количество непрофессиональных публикаций, которые с позиций юриспруденции квалифицируются как ксенофобские [1, с. 77]. Судя по законодательным инициативам и определённой конфликтности между Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Законом «О СМИ РФ», и Федеральным законом РФ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», ответственность за качество публикации лежит на пишущем журналисте и СМИ, которое является его работодателем. Без строгой категориально-терминологической базы, основанной на профессионализме, толерантности и нейтральности к представителям разных религиозных организаций невозможно понимание происходящих процессов и перспектив развития общества [3, с. 271-279].Сформировалась необходимость работы научного сообщества в привлечении внимания к положительному решению стоящей проблемы, для чего необходимо ее анализировать, расширяя круг источников, проводить конференции [2, с. 65-71], повышающие профессиональную грамотность журналистов, пишущих на тему религии. Это позволит создать в информационном пространстве реальную, а не апологическую или гиперкритическую картину религиозной жизни, в связи со сложившейся современной философско-мировоззренческой ситуацией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы: Монография. М.: Институт Европы РАН; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. 520с.
2. Паршаков А.С., Сенюткина О.Н., Шиманская О.К. Воспитание толерантности как фактор этноконфессиональной безопасности. // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия, 2014. № 1. 261 с.
3. Романова В.Н. Медиаотражение акции PussyRiot / Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания: Коллективная монография / под.ред. О.К. Шиманской. Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2014. 699 с.
4. Шиманская О.К. Цивилизационный кризис России в контексте динамики волновых процессов секуляризации и десекуляризация (контрсекуляризация) как вариант его разрешения // Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания: Коллективная монография / под. ред. О.К. Шиманской. Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2014. 699 с.
Мельситова И.В.