Демографическое пространство

Люди разного возраста, чаще всего, имеют разные жизненные ценности, установки, решают разные проблемы, а поэтому и методы агитации для работы с ними должны быть разным.

Так, избиратели молодого возраста (18-24 года), при всей их загруженности учебой или поисками заработка, все же остаются

«борцами за свободное время и охотниками за удовольствиями». По большей части, работу, поиски заработка, да и жизнь в целом молодежь воспринимает как игру. В это время происходит быстрая социализация молодых людей во «взрослом жизненном пространстве», они озабочены поисками новых жизненных опор, способов самовыражения и самоутверждения и для этого нуждаются в интенсивном общении, прежде всего, со своими сверстниками. По сути дела, даже стремление к заработку или получению образования для большинства молодежи -лишь «ключ» к получению благ жизни.

Наиболее волнующие их темы - досуг, экстремальные впечатления, необходимость признания какой-либо значимой референтной группой, демонстрация своей самостоятельности от родителей и установленных взрослыми правил.

Голосуют очень неактивно. Лишь 15-20% от числа избирателей этого возраста приходят на избирательные участки. Чаще голосуют «за правых», «за крутых», «назло», «как прикажет командир». Молодежь очень подвержена политическому манипулированию.

Наиболее эффективные методы политической работы: через лидеров неформальных образований, шоу-мероприятия, прямые действия, спортивные соревнования, «отцов-командиров» в армии.

Люди в возрасте 25-40 лет рассматривают высокий заработок как необходимость для исполнения своего социального долга перед семьей, детьми, а также в качестве самоутверждения.

Ведь этот период - время вступления в брак для большинства россиян, воспитания детей, окончательного определения в выборе профессии. Основные волнующие темы - поиск «своей половины» для создания семьи, приобретение нормальных жилищных условий, забота о здоровье и школьном образовании, безопасности детей.

При этом у мужчин и женщин жизненные ценности достаточно несхожи. Мужчины более обеспокоены своей карьерой, заработком, видимыми критериями успеха, женщины - семейным спокойствием и детьми.

Голосуют не очень активно, но пытаются сделать осознанный выбор между кандидатами. Наиболее эффективно воздействие через пропаганду программы, печатные СМИ, решение конкретных проблем, массовые политические акции, административный ресурс, корпоративных агитаторов.

Возраст 41-55-60 лет. Этап, в котором люди начинают подводить итоги своей жизни, задумываются о «вечном». Немаловажное значение имеет и критическая оценка со стороны их подрастающих детей. Обычно для мужчин - верх карьеры или полное разочарование.

Мужчины очень озабочены социальным статусом, успехом у молодых представительниц противоположного пола.

Для женщин - это ярко выраженный предклимаксовый период со всеми вытекающими отсюда последствиями: жалобами на здоровье, резкими сменами настроения, поисками виновных в неудавшейся жизни.

Для мужчин и женщин характерно повышенное внимание к своему здоровью, к вопросам социальной защиты, будущего размера пенсии,забота о внуках.

Это наиболее «политический» период в жизни людей, характеризующийся возвратом к «традиционным ценностям и взглядам». Наиболее эффективные методы работы: СМИ, личные встречи с кандидатом, решение конкретных проблем избирателей, слухи, поддержка кандидата известными людьми, административная кампания, прямая рассылка. Группа очень чувствительна к «черному PR», негативным кампаниям.

Ранний пенсионный возраст (55-65 лет). Основное содержание -адаптация к вынужденному «безделью», ощущению социальной «ненужности», а также интенсивная забота о здоровье и выстраивание отношений с подросшими внуками и взрослыми детьми.

Накануне этого возраста российские избиратели начинают резко «леветь», многие становятся сторонниками уравнительного распределения, коммунистической идеологии, очень часто за неимением других форм социального общения становятся активистами политических партий. Основное восприятие программ политиков - через призму повышения уровня социальной защиты, здоровья, уважения к возрасту. Положительно оценивают благотворительность, но голосуют за кандидатов близкой политической ориентации.

Рекомендуемые методы воздействия: электронные СМИ, кампания «от двери к двери», телефонная агитация, благотворительность, административная кампания, общественные организации пенсионеров, агитация через известных людей, прямая рассылка, выступления агитационных бригад артистов, слухи.

Старший пенсионный возраст. После 65 лет. Основная проблема - здоровье физическое и психологическое, одиночество. Эта группа наиболее подвержена манипулированию со стороны нечестных политиков. Наиболее эффективная работа через службы «социальной помощи», благотворительность, кампании «от человека к человеку», электронные СМИ, административный ресурс.

Наши рекомендации