Демографическое поведение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знание отечественной истории неотделимо от понимания закономерностей и особенностей развития страны с древности до наших дней. Начиная с XVII в. многие процессы в истории России вполне убедительно объясняются с точки зрения теории модернизации. Ее чертами являются идеи о поступательном развитии страны, о неразрывности экономических, политических, социокультурных и иных процессов, о взаимосвязи российской истории с историей других государств.

Таким образом, опираясь на теорию модернизации, студент получает возможность аргументированно судить о специфике тех или иных событий и явлений прошлого. Зная особенности исторического пути России, магистранты- историки способны по-новому оценивать советский опыт, не замыкая его в рамках коммунистической идеологии.

В заявленном учебном курсе предполагается рассмотрение эволюции основных сфер жизни российского общества в XVIII–XX вв. Здесь будут рассмотрены политика, экономика, общественная жизнь, демография, урбанизация, культура. При этом основное внимание будет уделено не отдельным фактам, но процессам эволюции этих сфер на протяжении длительного времени.

Курс предполагает опору на современную исследовательскую литературу, а также на публикации источников, ставших доступными в последние десятилетия.

Целью курса является изучение магистрантами-историками основных положений теории модернизации и специфики модернизационных изменений в России. Предметом курса являются проблемы изучения отечественной истории с точки зрения теории модернизации. В соответствии с этим основными задачами являются: формирование у магистрантов целостного представления о теории модернизации и ее эвристических возможностях, о специфике исторического развития России в XVIII–XX вв., о наиболее значимых исторических исследованиях по истории России, выполненных с привлечением научного аппарата модернизационной теории, об оптимальных подходах к преподаванию соответствующих тем в общеобразовательной школе и вузе.

Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

В процессе изучения дисциплины «Модернизационные процессы в истории России» формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОПК-2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАВНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы занятия Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические занятия
Общая характеристика модернизационного подхода
Специфика российской модернизации
Основные направления модернизационных изменений в России в XVIII – XX вв.: экономика -
Демографическое поведение
Расселение. Городское и сельское население -
Культура -
Социальное устройство -
Политическое устройство -
Итого:

2.2 Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы занятия Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические занятия
Общая характеристика модернизационного подхода -
Специфика российской модернизации -
Основные направления модернизационных изменений в России в XVIII – XX вв.: экономика -
Демографическое поведение -
Расселение. Городское и сельское население -
Культура -
Социальное устройство -
Политическое устройство -
Итого:

СОДЕРЖАНЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Краткое содержание учебного курса

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Общая характеристика модернизационного подхода

Понятие модернизации. Определения модернизации. Критерии модернизации. Стадии модернизации. Теоретико-методологические подходы в изучении модернизации. Пространственный фактор модернизации. Урбанизация и модернизация: соотношение понятий. Временной фактор модернизации. Историография школы модернизации. Перспективы модернизации.

Специфика российской модернизации

Особенности российского исторического процесса. Волны российских модернизаций. Петровская модернизация. Модернизация второй половины XVIII в. Модернизация в XIX – начале XX вв. «Консервативная модернизация» в СССР. Постсоветская модернизация. Историографическое изучение российской модернизации. Особенности российской урбанизации.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РОССИИ В XVIII–XX вв.

Экономика

Основные характеристики экономики аграрного общества. Натуральное производство и товарно-денежные отношения. Крестьянское хозяйство как основная ячейка аграрного сектора. Мелкое промышленное производство. Формирование рынка в ходе индустриальной стадии. Индустриализация в России, ее особенности. Концентрация и специализация промышленного производства. Крупные сельскохозяйственные предприятия, их роль и специфика функционирования. Тенденции замены ручного труда машинным в аграрном производстве. Основы для формирования информационного общества в современной России. Роль сферы услуг. НТР, ее специфика в России.

Демографическое поведение

Типы демографического поведения, их эволюция в ходе модернизации. Традиционный тип воспроизводства населения, его основа. Роль семьи в аграрном обществе. Демографическая революция. Изменение роли семьи на индустриальной стадии. Современный тип демографического поведения. Тенденции депопуляции.

Расселение.

Городское и сельское население Аграрное расселение. Урбанизация в России, ее основные характеристики. Специфика городской поселенческой сети. Концентрация расселения. Расселение и транспортные пути. Поляризация в городском развитии. Сокращение сельской поселенческой сети. Формирование городских агломераций, их роль в эволюции системы расселения. Начало дезурбанизации. Изменение соотношения городского и сельского населения в ходе модернизации.

Культура

Господство религиозной культуры в традиционном обществе. Доминирование устной традиции. Предпосылки роста уровня грамотности по мере формирования индустриального общества. Секуляризация российской культуры. Развитие средств массовой информации. Феномен массовой культуры. Повышение роли науки в жизни общества. Национальное и интернациональное в культуре. Основы формирования новой информационной среды. Глобализация процессов культурного развития на постиндустриальной стадии.

Социальное устройство

Сословное общество, его основные характеристики. Особенности формирования сословий в России. Разрушение сословной структуры. Проблемы социальной диверсификации в советское время. Современная социальная структура. Проблемы формирования гражданского общества в России. Социальные гарантии в России и СССР. Система соцобеспечения и предпосылки перехода к «государству всеобщего благоденствия». Характер половозрастных ограничений в России, возможности их ликвидации. Этноконфессиональная структура России. Многонациональное государство и этнические противоречия. Общество и церковь.

Наши рекомендации