Демографическое старение и его последствия для современного общества.
В странах Европы, в Японии и ряде стран СНГ с последней четверти XX в. происходит демографический кризис, проявляющийся в медленном росте и даже естественной убыли и старении населения, стабилизации или сокращении его трудоспособной части. Демографическое старение (увеличение доли населения в возрасте старше 60 лет свыше 12% общей численности населения, старше 65 лет — сверх 7%) — это закономерный процесс, в основе которого лежат успехи медицины, повышение качества жизни и другие факторы, способствующие продлению жизни значительной части населения.
Для экономики развитых и переходных стран увеличение продолжительности жизни населения имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К первым относится возможность продления трудовой деятельности пожилых граждан сверх нынешнего порога пенсионного возраста. Ко вторым следует отнести проблемы как материального обеспечения пожилых и престарелых граждан, так и их медицинского и бытового обслуживания. Принципиальный выход из такого положения лежит в переходе к накопительной пенсионной системе, в которой ответственность за размер своей пенсии несет прежде всего сам гражданин.
Что касается такого аспекта демографической проблемы в этих странах, как сокращение экономически активного населения, то его решение видится прежде всего в притоке иммигрантов из других стран.
7. Глобальная энергетическая проблема.
Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.
Локальные энергетические кризисы возникали и в доиндустриальной экономике (например, в Англии XVIII в. в связи с исчерпанием лесных ресурсов и переходом на уголь). Но как глобальная проблеманехватка энергоресурсов проявилась в 70-х гг. XX в., когда разразился энергетический кризис, выразившийся в резком повышении цены на нефть (в 14,5 раза в 1972-1981 гг.), что создало серьезные трудности для мировой экономики. Хотя многие затруднения того времени были преодолены, глобальная проблема обеспечения топливом и энергией сохраняет свое значение и в наши дни.
Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Со стороны предложения он вызван открытием и эксплуатацией огромных нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, на Аляске, на шельфе Северною моря, а со стороны спроса — увеличением автомобильного парка и ростом объема производства полимерных материалов. безопасность проблема гомосфера пожар
Наращивание добычи топливно-энергетических ресурсов повлекло за собой серьезное ухудшение экологической ситуации (расширение открытой добычи полезных ископаемых, добыча на шельфе и др.). А рост спроса на эти ресурсы усилил конкуренцию как стран — экспортеров топливных ресурсов за лучшие условия продажи, так и между странами-импортерами за доступ к энергетическим ресурсам.
8. Проблема мирового океана.
Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.
В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это, прежде всего, проблема его выживания. Как сказал Тур Хейердал, «мертвый океан — мертвая планета».
Мировой океан превратился в своеобразный фокус, где сошлись правовые, оборонные, геополитические, экономические, научно- технические, научно-исследовательские, демографические проблемы использования его ресурсов и пространств, которые, вместе взятые, способствуют возникновению еще одой крупнейшей глобальной проблемы современности — экологической. Океан — главный регулятор содержания основных биогенных элементов (кислорода и водорода) в атмосфере: океан — это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения; океан, кроме всего прочего — огромный аккумулятор и ассенизатор многих продуктов жизнедеятельности человека.
В некоторых акваториях, где деятельность человека наиболее активна, океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Увеличение объема поступающих в океан загрязняющих веществ может вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы, что приведет к неминуемой «гибели» океана. В свою очередь «гибель» океана неминуемо влечет за собой гибель всего человечества.
Тестовые задания
1. Гомосфера – это:
а) пространство, в котором находится человек в процессе своей
деятельности;
б) экологически опасный участок леса;
в) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксосфера;
г) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.
Ответ: А. Атмосферные слои ниже 100 км с составом воздуха, мало меняющимся с высотой (кроме водяного пара, углекислого газа и озона).
2. Чрезвычайная ситуация – это:
а) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб; имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде;
б) авария, катастрофа;
в) угроза жизнедеятельности человека;
г) состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Ответ: Г.(ГОСТ,Безопасностьв чрезвычайныхситуациях, термины и определения основных понятий )
3. Мониторинг окружающей среды предполагает:
а) наблюдение и прогноз;
б) анализ и прогноз;
в) наблюдение, анализ, и прогноз.
Ответ: В. Определение ЮНЕСКО.
Практическое задание. Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия
1. Не впадать в панику.
2. Немедленно вызвать пожарную охрану по номеру 101(01).
3. Ни в коем случае не открывать окна и двери в целях уменьшения притока воздуха, который способствует усилению огня.
4. Попытаться потушить пожар. Если не получается, то покинуть помещение, при этом не забыв предупредить о пожаре людей, которые находятся в соседнем помещении.
5. Если дыма много, першит в горле, слезятся глаза — пробираться, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышать через ткань.
6. Пробираться к выходу на четвереньках или ползком, так как ближе к полу ниже температура воздуха и там больше кислорода.
7. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.
Список используемой литературы:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров Арустамов Э.А., Волощенко А.Е., Гуськов Г.В., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В.; под ред. Э.А. Арустамова, 2015 .
2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред.
проф. П.Э. Шлендера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский
учебник, 2008.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.М. Маслова, И.В. Кохова, В.Г. Ляшко; Под ред. В.М. Масловой. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009.
Дата:___________
Подпись:________
Размещено