Отношение к браку в молодежной среде

Современный этап развития нашего общества, характеризуется крупными преобразованиями практически во всех сферах жизнедеятельности, трансформацией социально-культурных норм и традиций, распространенностью массовой культуры, разновидностью и доступностью каналов влияния СМИ, обилием проблем межпоколенного диалога и т.д. В данной работе наиболее важным является рассмотрение современного состояния Российского Института семьи и брака. Многие современные авторы указывают на наличие в нашей стране демографического кризиса, поэтому необходимо уделять данной проблеме особое внимание. Основой решения таких проблем должна стать крепкая традиционная семья. Частичный или полный отказ от традиций, норм, ценностей приводит к трансформации института семьи. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Существенно изменились и функциональные роли, типичные для мужа и жены, имевшие место в прошлом. Результатом таких изменений становится снижение популярности законного брака, распространённость добрачных связей и других форм брака (которые не всегда являются положительной альтернативой), неготовность молодежи к браку (сюда можно отнести социально-психологический, материальный аспект и т.д.) приводит к увеличению числа разводов, искажению образа семьи в молодежной среде. Все эти и многие другие последствия оказывают огромное воздействие на состояние общества в целом.

В вопросе брачного выбора и брачного поведения особое место занимает молодежь как социально-возрастная группа. Роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества является одной из главных. По мнению В.Т. Лисовского: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Возрастные критерии молодежи могут колебаться в зависимости от конкретных исторических условий от 16 до 30 лет». [2; С. 115] Похожее определение принадлежит И.С. Кону, который выделял Молодежь как социально-демографическую группу на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально - психологическими свойствами. [1; С. 55-57] В научной литературе встречается много других определений понятия «Молодежь», но в данной работе под молодежью мы будем понимать особую социально-демографическую группу, отличающуюся своими возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной зрелости и ответственности.

Таким образом, молодость является периодом выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора профессии и своего места в жизни, спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости. Но при этом, по мнению некоторых авторов, особое место в процессе формирования позитивных брачно-семейных установок занимает период детства, который связан с родительской семьей. В психологии семейных отношений современными психологами выделяется концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек учится выполнять мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. По определению «Брак» - это исторически обусловленная форма отношений, которая признается, закрепляется и регулируется между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения, как в правовом, так и морально-этическом плане. Прежде чем вступить в брак, необходимо найти брачного партнёра. Данный процесс принято называть брачным поведением.

Целью брачного поведения является удовлетворение потребностей в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнёра [4]. Подробно остановимся на брачном выборе. Существует множество таких теорий. В их основе лежит, например, принцип «дополняющих потребностей» Р. Уинча, где при выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимальное удовлетворение потребностей [5] или «обмен и максимальная выгода» Б. Мурстейна, где происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, если активы (или стимулы) вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о создании брачного союза. Сторонники теории гомогамии (А. Най, Ф. Берардо, Дж. Боссард и др.) акцентировали внимание на то, что в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, уровень образования, возраст, территориальная близость проживания).

Адамс проводил исследования со студенческими парами, на основе чего сделал вывод, что первичное влечение основано на внешних особенностях (физическая привлекательность, общительность, уравновешенность, наличие общих интересов и т.п.). Укреплению начинающихся отношений способствует реакция окружающих, получения статуса пары, положительные эмоции от присутствия друг друга. В теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвисат в основе каждой стадии заложены фильтры, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первым фильтром является место жительства. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Положительное прохождение через все фильтры заканчивается вступлением в брак. Последней мы рассмотрим «Круговую теорию любви» А. Рейса. Он объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов. К первому относится установление взаимосвязи, которая подразумевает легкость общения двух людей. В первом процессе важную роль играют социально-культурные факторы (образования, воспитания, религии) и факторы индивидуальных способностей человека. Второй процесс - самораскрытие. Здесь также большое влияние оказывают социокультурные факторы. Третий процесс, процесс формирования взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг в друге. Завершающим является процесс реализации основных потребностей личности, к которым он относил потребность в доверии, любви, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск или искажение одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений [3; 137].

Резюмируя, следует отметить, что принцип «дополняющих потребностей» и «круговая теория любви» являются наиболее актуальными, т.к. в этих подходах акцентируется внимание на проблеме удовлетворения потребностей. Современной молодежи характерно выдвижение удовлетворения индивидуально-личностных потребностей на первый план. Нельзя недооценивать важность внешних характеристик потенциального партнера и его внутреннее содержание. По мнению ученых, для принятия решения о вступлении в брак необходимо соответствие партнера полному комплексу характеристик и требований, а так же прохождение при построении крепких отношении через определенные стадии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кон И.С. Молодежь [Текст]/ Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. / ред. кол.: С.С. Северинцев и др. М., 1989.

2. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) [Текст]/ В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – С. 276.

3. Чистякова Т.С. Ценность информации в ситуации выбора брачного партнера. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 137–142.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

4. Калинина Н.В. Стратегии поведения брачных партнеров с различной степенью удовлетворенности браком в трудных жизненных ситуациях. URL: http://www.science-education.ru/102-5760 (дата обращения: 25.03.2013).

5. Уинч Р.Ф. Гетерогамия. URL: http://college-academy.ru/media/system/images/1/page00245_eterogamija_.php (дата обращения: 25.03.2013).

Наши рекомендации