Выполнение контрольных заданий и оформление контрольных работ
1. На каждом курсе студент должен сдать две контрольные работы.
2. Выполнять письменные контрольные работы следует в отдельной тетради. На обложке тетради написать свою фамилию, номер контрольной работы и название учебника, по которому вы занимаетесь.
3. Контрольные работы должны выполняться чернилами, аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы оставить в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.
4. При выполнении контрольных работ студент может пользоваться любым учебником английского языка или предлагаемым кафедрой справочником.
5. Номер контрольной работы выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Специальность "Мировая экономика"
Развитие и навыков и умений иноязычного общения: участие в диалоге/беседе по, содержанию прочитанного или прослушанного текста; владение речевым этикетом повседневного общения (знакомство, выражение просьбы, согласие/несогласие, выражение собственного мнения по поводу полученной информации и др.); сообщение информации страноведческого и общеэкономического характера; чтение с различными цепями страноведческой и общеэкономической литературы; умение фиксировать информацию, полученную при чтении (составление планов, тезисов, аннотаций, рефератов); понимание иноязычной речи в различных ситуациях повседневного и делового общения; реализация на письме коммуникативных намерений (запрос сведений/данных, информирование, выражение просьбы, согласия/несогласия, извинения, благодарности).
Специальность "Юриспруденция"
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятия дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание монологической и диалогической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография.
Базовый курс
Первый и второй семестры
Чтение
Требования к начальному уровню обученности чтению. Прочитать учебный текст в заданной ситуации общения с полным и точным пониманием его содержания и выделением смысловой информации; примерный нормативный показатель чтения -1200 печ. зн. за 1 акад. час (с использованием словаря); прочитать учебный текст в ситуации ознакомления с общим содержанием. Примерный нормативный показатель чтения 2000 - 2400 печ. зн. за 0,5 акад. часа (без словаря).
Минимум речевого материала. Каждый цикл занятий по чтению включает в себя 4 - 5 учебных текстов. Содержание текстов отражает учебные ситуации и тематику, относящуюся к описанию учебно-производственной, профессионально-ориентированной, общественно-политической, страноведческой и бытовой сфер деятельности.
Минимум лексического материала. Общий объем примерно 1200 слов и словосочетаний. В лексическом минимуме не учитывается интернациональная лексика, сходная в плане выражения и совпадающая по содержанию, а также по строению слова.
Минимум грамматического материала. В необходимый минимум показателей связи слов в предложении входят показатели: видовременных форм глагола в настоящем, прошедшем, будущем Indefinite (Simple); настоящем, прошедшем Continuous; действительного и страдательного залога для настоящего, прошедшего Indefinite (Simple); простых форм герундия и причастия I; показатели групп глаголов и существительного; порядка слов простого распространенного и сложного предложений. В минимум показателей, помогающих определению частей речи, входят некоторые словообразовательные признаки: существительных -tion, -sion, -ist, -er, -ment;
прилагательных -able, -ful, - less, - ish; глаголов -ate, -en, -fy, -ise; наречий -ly, un-; числительных -teen, -th, -ty.
Устная речь
Требования к обученности устной речи: понимать в ситуациях общения речь собеседника: реплики, клише, фразы, монологические высказывания (примерный объем высказывания 200 - 240 слов, темп речи до 200 слогов в 1 мин); участвовать в различных видах диалогов, обмениваясь репликами, высказываниями (объем не менее 4-5 высказываний); подготовить собственное сообщение (объем - не менее 8 - 10 фраз, темп речи - до 200 слогов в 1 мин).
Минимум речевого материала. Речевой материал представляет собой тексты (звучащие) - образцы монологических высказываний и диалогов, а также их сочетание в простой беседе. Образцы построены на активном лексико-грамматическом материале. Каждый цикл занятий включает в себя 4-5 текстов. Объем текста составляет примерно 200 слов. Тексты для устной речи связаны с текстами для чтения ситуативно и тематически.
Минимум лексического материала. Активный лексический минимум включает строевые слова, стандартные реплики, клише, слова-понятия, типовые фразы-образцы, относящиеся к изучаемым сферам общения и тематике (объем - не менее 500 единиц).
Минимум грамматического материала. Для понимания речи на слух и построения собственных высказываний предусматривается повторение и активизация школьного минимума на новом текстовом материале. В минимум входят способы изменения глаголов в настоящем, прошедшем, будущем (Indefinite, Present Continuous, Present Perfect (active), простая форма причастия I, герундия, изменение форм числа у существительных, существительные с предлогами to, from, of, about, in, for, by, with, формы сравнения прилагательных, формы порядковых числительных, структура простых распространенных предложений (утвердительных, отрицательных), конструкция there is (are).
Третий и четвертый семестры
Чтение
Требования к обученности чтению: 1) прочитать оригинальный текст по профилю вуза, полно и точно передать его содержание, выделить информацию по заданному вопросу. Примерный нормативный показатель чтения - 1600 печ. зн. за 1 акад. час (с использованием словаря); 2) прочитать текст для общего ознакомления с его содержанием или имеющейся информацией по заданному вопросу в определенной ситуации. Примерный нормативный показатель чтения 3000 - 3200 печ. зн. за 0,5 акад. часа (без словаря).
Минимум речевого материала. Каждый цикл занятий по чтению включает в себя 3-4 текста. Тексты по языковому содержанию выбираются так, чтобы они могли обеспечить решение задач при различных видах чтения и ситуациях общения. Тематика текстов затрагивает вопросы научно-технического прогресса, специальностей вуза, гуманитарные и экономические программы, общественно- политические события и т д.
Минимум лексического материала. К завершению базового курса (четвертого семестра) минимум должен составлять не менее 2000 слов и словосочетаний. В этот минимум входит лексика по профилю вуза, а также по общественно-политической тематике.
Минимум грамматического материала. Расширяется минимальный объем сведений о грамматической структуре текста. Минимум показателей грамматических форм охватывает следующие явления: функциональное разграничение омонимии грамматических форм с суффиксами -ed, -ing, различие функций one, различные функции глаголов have, be, сложные инфинитивные формы и их соотнесение с формой сказуемого, вводящие глаголы (типа hear, know, want, see и др.) как показатели определенных глагольных конструкций, инфинитив в простой и перфектной формах после модальных глаголов, сложные формы герундия и причастия, бессоюзные придаточные предложения.
Устная речь
Требования к обученности устной речи: понимать речь на слух и принимать участие в ситуативно-обусловленной беседе (объем высказываний до 10 - 12 фраз); подготовить сообщение по изученному материалу применительно к типовым ситуациям (объем высказывания до 18 - 20 фраз, примерная скорость речи - до 200 слогов в 1 мин).
Минимум речевого материала. Речевой материал представляет собой образцы монологических высказываний, диалогов, полилогов. В текстах отражаются профессионально ориентированные темы, научно-техническое творчество, новости экономики, науки и техники, экологии, страноведение и др. Для обсуждения также используется информация, полученная при чтении общественно-политических текстов.
Минимум лексического материала. Активный лексический минимум должен составлять не менее 1200 слов и словосочетаний.
Минимум грамматического материала. Кроме указанных выше в грамматический минимум включаются показатели придаточных дополнительных и определительных предложений, условные предложения в изъявительном и сослагательном наклонениях, формы глаголов в страдательном залоге в Continuous и Perfect Tenses.
Специализированный курс
Первый - четвертый семестры
Письмо
Требования к обученности письму: правильно писать на иностранном языке слова и словосочетания, входящие в активный минимум; кратко излагать в письменной форме содержание прочитанного текста; уметь составить деловое письмо. Учебный материал охватывает изученные тексты и речевые образцы.
Пятый - девятый семестры
Требования к уровню подготовленности. Студент должен уметь дифференцированно применять знания иностранного языка в изменяющихся ситуациях речевого общения.
Минимум речевого материала. Речевой материал отбирается с целью обеспечения обучения разным видам чтения и устной речи. Тематика текстов связана со специальностью вуза (факультета) и специализацией студента, а также с общественно-политическими событиями.
Минимум лексического материала. К завершению обучения минимум должен составлять не менее 3500 слов и словосочетаний, включая терминологический минимум по специальности. Расширение словарного запаса студентов осуществляется на материале научной литературы и в речевых ситуациях делового общения.
Минимум грамматического материала предусматривает ознакомление с особенностями научного стиля и делового общения в рамках изучаемого подъязыка.
Характер речевого материала. Оригинальные тексты по специальности, включая диалоги делового общения, контракты, соглашения и т.п.