Объект и предмет политологии. Её место в системе общественных наук.
Политические идеи античности (Конфуций, Лао-Цзы, Платон, Аристотель).
Конфуций (551-479гг до н э) разрабатывает идеальную модель построения Г.Главное условие: нравственный образ человека и соблюдение своих обязанностей. По мнению Конфуция чел-к должен быть вежлив, обуздывать свои страсти и желания, быть неторопливым и требовательным, гуманным, милосердным, любить и почитать обычаи. Знание «ли»( морально-этические основы жизни чел-ка, общества, Г), знание «жень»(милосердие) явл-ся важными Эл-тами в Г-ом правлении. Согласно идеи К о «благородном муже» правитель и его служащие должны, прежде всего заботиться о благе Г и народа. Наиболее тяжёлые преступления: увлечение астрологией и магией, эктравагантность одежды, несоблюдение законов.
Платон (427-347гг до н э) ученик Сократа, основатель философской школы в Афинах. Работы: «Г», «Законы», «Политик».Философ создал утопию(Г состоит из 3 слоёв: правители- философы, воины, масса производителей). Утверждал, что Г возникло для удовлетворения потребностей людей. Поэтому 1-е, что должно быть в Г: это достат кол-во людей, всё должно быть общее, жен уравнены в правах с муж.Большое внимание уделил формам правления: правильные( монархия, аристократия, демократия с законами), неправильные(тирания, олигархия, демократия без законов).
Аристотель. «Политика», «Афинская политика», «Никомахова этика». По его мнению, полит наука должна заниматься полисом или Г. Критикует Платона. Говорит, говорит, что у чел-ка есть 2 глав побуждения к заботе и любви: собственность и привязанность, м-у тем оба эти чувства уничтож Платоном. Человек – существо политическое, след-но, селение, след-но, Г. Г- это высшая форма общения, где все др формы достигают «благой жизни» и завершения. По Аристотелю: Г дел-ся на 3 вида: 1) монархия = тирания( только польза правителя), 2) аристократия= олигархия(правят богатые для собственной пользы), 3) полития(рес-ка)= демократия(правят бедные).
Лао-цзы (древнекитайский философ VI-V веков до н. э)-один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается так же, как богатство, знатность. Конфуций уверен, что государство служит общему благу, а Лао-цзы считает, что правители используют власть в своекорыстных целях: «Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов». Наряду с поборами Лао-цзы осуждает и войны, одно из главных направлений деятельности правителей.
У Лао-цзы представлен набор основных анархистских идей:
1) государство - искусственный организм, аппарат подавления и насилия;
2) децентрализация, низведение государственности до уровня деревни;
3) самое лучшее то правительство, которое меньше всего правит;
4) аполитизм - призыв замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.
Объект и предмет политологии. Её место в системе общественных наук.
Объект политологии – полит отношения в обществе( устройство полит власти и механизмы её осуществления); - полит сфера общества, все происходящие в ней явления и процессы.
Предмет политологии – закономерности формирования и развития полит власти, формы и методы её функционирования и использования в гос-но-организованном обществе.
Место политологии в системе общественных наук – 1.философия(берет на вооружение з-ны мышления, методологию и мировоззренческую направленность анализа полит процессов и явлений), 2.полит экономия(з-ны произ-ва, распределения, обмена и потребления; связь м-у экономикой и организационно-управленческой сферой политики), 3.социология(политология черпает данные относительно функ-ния общества как целого, его групп, влияние его структур др на др),4. соц психология(поведение млых соц групп, механизмы соц приобретения мотиваций, убеждений, формы контактов м-у людьми)5.правовые науки(политология исп-ет всё, что отн-ся к формальным и организационным структурам гос власти и взаимозависимостям м-у этими структурами), 6.история(Фримен: история-это прошлая политика, а политика- это теперешняя история)
2. Законы, категории и методы политологии.
Законы П: П опирается опирается на общесоц и специф законы и закономерности.
Законы: 1)Взаимодействие базиса(эк система) и надстройки(полит система), 2)Возрастание роли народных масс в историч процессе.
Специфич закономерности: 1)Взаимозависимость различ сфер общ жизни(политики и культуры, политики и соц сферы, политики и экономики). 2) Связи и отн-ния м-у структурными эл-тами самой полит сис общества(з-сти влияния полит сознания, культуры, форм демократии и типов полит системы общества). 3) выражение связи и тенденции развития отдельных сторон полит жизни(особ развития парт систем , хар-р избират систем)
1)З-ны структуры определяют способ организации полит систем, их внутреннюю определённость и взаимообусловленность.2)З-ны функционирования- это существенные необходимые связи между полит субъектами в процессе их временного изменения.Они характеризуют движение, не входящее за пределы достигнутого уровня полит системы, сохран её полит устойчивость.3) З-ны развития – это законы перехода от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, от одного состояния структуры к другой.
Категории П: можно представить как структурные и функциональные категории развития. Центральными категориями П явл политика, полит власть, полит система общества, полит культура, полит деят-ть и др.
Методы П:с сер 20-го века доминирующие – традиционный и эмпирический м-ды.
Традиц-й м-д: 1) исторический(оценка прошлой политики), 2) юридический (изучение конституционных принципов и правовых кодексов), 3) институциональный(анализ деят-ти полит институтов)
Эмпирический(был внесён америк исследователями, акцент на поведение индивидов и соц групп):-статистический, -количественный, -анализ документов,-наблюдение, - опрос, - эксперименты.
Методы научного анализа: сравнительный; системный и структурно-функциональный(предполагает раскрытие связей м-у характером эконом развития и полит отрасли, м-у урбанизованностью общества и полит активностью людей, м-у кол-вом партий и избирательной системой)
Деятельностный м-д – политика – для принятия конкретных решений.
Критическо-диалектический м-д – ценность его в критическом анализе противоречий и реализации политики.
Сравнительные м-ды - сопоставление полит явлений.
Методы принятия решений – выявление причинно-следственных связей и принятие решений.
Методы: - анализ и синтез, - абстрагирование, - обобщение, - индукция и дедукция, - аналогия, - моделирование.
3. Становление и развитие науки о политике. Функции политологии.
Политика как особ сфера общ жизни возникла с расколом общества на кланы и появлением частной собственности.
Наука о политике – П(наука о гос-ве). Как самост наука П восходит к концу 19-го века и первыми её научными центрами явл-ся Колумбийский и Йельский ун-ты США, а 1-я академия полит науки была открыта в 1889 г в США.
Термин «П» появился в 60-70 гг 20-го века в Германии и Франции.
Процесс становления П основывается на таких философско-теоретич источниках:
- филисофские рефлексии мыслителей над проблемами политики, г-ва.
- соц-утопические концепции об идеальном общественном устройстве.
- соц-ие и психологич исследования конкретных полит отношений.
Функции П. 1) теоретико-познавательная. П признана познавать полит реальносьи давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рац-ной организации. 2) практическая. Проводится диагнозирование реального состояния общества, выявление групп интересов и согласование их с тенденциями соц прогресса. 3)прогностическая. П призвана разрабатывать желаемые варианты развития полит процессов, учитывая действие различ ф-ров: м-ународных, экономич, соц-классовых, идеологических. 4) Культурная. Гражданин должен знать, как формируется власть, принципы взаимоотношения Г и общества, знать своё влияние на власть. 5)диагностическая. П призвана определять соответствие программ , полит курсов как тенденциям соц прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. 6) Инструменталистская.П призвана указывать эф-ные способы преобраз-я полит и иных сфер общества на основе согласия и учёта интересов субъектов П. 7)ф-ция полит рефлексии.П призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать полит процессы, свободно самоопред-ся в полит жизни.8) ф-ция полит социализации. П призвана формировать дем-кую полит культуру граждан, способствовать интеграции индивидов в полит сообщество на основе общепринятых норм и стандартов полит поведения.