Политический режим — совокупность средств и методов, определяющих характер политической жизни, способы функционирования политической системы общества. 4 страница
Общинные группыàГруппы «по обычаю» (например, католическая церковь)à Институциональные группы (эти группы базируются на формальных организациях внутри государственного аппарата. Пример: Советский Союз) à Группы защиты(профсоюзы и предпринимательские ассоциации, призваны отстаивать материальные интересы своих сторонников) à Группы поддержки (экологические движения, антивоенные организации, лиги «за» и «против» аборта, антипорнографические союзы и т.д. Иногда группа «поддержки» создается только для того, чтобы добиться, например, закрытия военной базы или строительства нового моста. Как только задача решена, группа исчезает. Организационная структура групп «поддержки» часто аморфна, членство не фиксируется, руководство определяется спонтанно)àАссоциативные группы
Группы давления — специализированная группа интересов, ставящая задачу оказать давление (влияние) на органы политической власти с целью принятия или непринятия того или иного политического решения.
Целенаправленное воздействие групп давления на органы власти с целью реализации своих специфических интересов получило название «лоббизм». Словом «лобби»(от англ. lobby— кулуары) в 40-х гг. XVII в.назывались вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованнымилицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп давления и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависитот таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чемсильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп давления оказывать влияние на выработку политических решений, и наоборот, чем слабее партии и чем ниже их эффективность, тем большийразмах приобретает лоббистская деятельность.В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти. К ним относятся:
• выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
• привлечение к выработке нормативных документов экспертов;
• личные встречи, контакты, переговоры;
• использование методов publicrelations для формирования общественного мнения;
• подготовка и широкое распространение результатов научных (прежде всегосоциологических) исследований;
• организация целенаправленных действий «своих людей» внутри органов власти;
• финансирование избирательных кампаний;
• прямой подкуп должностных лиц.
Как видно из вышеприведенного списка, лоббизм можно подразделить на легальный и нелегальный. Легальный лоббизм не нарушает существующих в обществе законов, нелегальный означает прямое вознаграждение должностных лицза принятие необходимых и наиболее благоприятных решений, а также шантаж и др. Довольно частов сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношениек нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии — приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ — несколькими законодательными актами, в России разработан не один соответствующий законопроект, но ни один не принят.Очевидно, что существуют два подхода к лоббизму. Сторонники первого — запретительного — приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этомосновании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго подхода — регулятивно-правового — разделяют легальные и нелегальные методы лоббизма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками. В соответствии с целями, преследуемыми группами давления, лоббизм может подразделяться наэкономический, социальный, социокультурный. В зависимости от объектов лоббирования (на какую власть направлено лоббистское воздействие) выделяют законодательный, исполнительный, судебныйлоббизм. По отношению к политической системе лоббизм классифицируют навнешний(давлениеоказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп — депутаты парламента, члены правительства, окружениепрезидента, президент — «вписаны» в политические институты).
Способы воздействия групп давления на государственные органы:
· непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти;
· участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах;
· поддержание личных контактов с членами парламента, правительства.
Эффективность деятельности группы давления зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное: влияние, национальные и религиозные связи).
Разновидности групп давления - профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы потребителей и другие общественные объединения.
Под моделью лоббизма подразумевается совокупность таких факторов, как место и роль лоббизма в политической системе, его трактовка политической культурой, взаимоотношения лоббистских групп и политических партий, особенности их институционализации и т.д. Большинство политологов выделяют две основные устойчивые модели: плюралистическую (англо-саксонскую) и корпоративистскую (европейскую или континентальную). В плюралистической модели господствует позитивное отношение к лоббизму. В ней группы интересов рассматриваются как посредники между управляемыми и управляющими. Решения принимаются в рамках сложного процесса торга и взаимодействия. Современные демократические общества, использующие плюралистическую модель, открыты для борьбы за влияние разных интересов. Пример стран с такой системой: США, Канада. Если плюрализм превозносит соревновательность между группами, то корпоративизм подчеркивает координацию связей между группами и государством. В корпоративистскоймоделигосударственная политика вырабатывается в результате взаимодействия между правительством и небольшим числом привилегированных лоббистских групп, с которыми правительство имеет дело. Тем самым процесс государственного управления как бы выходит за рамки чисто государственных институтов и вовлекает в свою сферу некоторые наиболее влиятельные группы интересов. Эти группы обычно включают ассоциации предпринимателей и профсоюзы. Таким образом, в плюралистической модели подчеркивается направленность социальной коммуникации «снизу вверх»: от членов групп— к правительству; корпоративистская модель делает акцент на движении «сверху вниз»: государство советуется сгруппами. Наилучшим примером корпоративизма, по мнению зарубежных специалистов, является Австрия. В стране существуют .установленные законом палаты — торговые, трудовые, сельскохозяйственные и т.д., к которым должен принадлежать каждый работающий человек. В некоторых странах лоббизм вообще запрещён (Италия, индия и др.).
Типологии современного лоббизма весьма многообразны. Различают лоббирование внутреннее (интересы в органах власти и управления отстаивают те, кто работает в них или имеет к ним доступ) и внешнее (направляемое на властную структуру извне). С подобного рода классификацией тесно связано выделение прямого (как правило, осуществляемого силами лоббистов-профессионалов, нанимаемых группой) и опосредованного лоббизма: через СМИ, общественное мнение, политические партии. Опосредованное лоббирование нацелено на общество.
Лоббирование может быть ведомственным (со стороны министерств и ведомств); отраслевым (со стороны монополистических или олигархических отраслевых кланов), региональным (со стороны представителей регионов, краев, областей, республик); иностранным (со стороны зарубежных групп давления). Кроме этого, эксперты предлагают выделить следующие направления лоббирования: вертикальное (обращенное к самым высоким должностным лицам, вплоть до президента и его советников) и горизонтальное (рассчитанное на более широкий круг лидеров общественного мнения). В зависимости от уровня власти, на котором действуют группы давления, различают лоббирование федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления.
Технологиилобирования: участие в парламентских или ведомственных слушаниях; прямые контакты с официальными лицами для изложения групповой точки зрения; завязывание неформальных контактов с официальными лицами — на съездах, банкетах и т.д.; представление результатов собственных научных исследований или специализированной информации во властные структуры; вхождение в коалиции с другими организациями; попытки повлиять на процесс реализации решений; контакты с представителями СМИ; оказание помощи в подготовке законопроектов и проектов нормативных актов; организация кампаний по обращениям граждан во властные структуры; консультирование различных государственных органов и комиссий, финансирование избирательных кампаний; оказание влияния на назначения должностных лиц; организация демонстраций и движений протеста; подкуп, угрозы, шантаж и прочие незаконные и аморальные действия. В зависимости от используемых технологий различают лоббирование открытое, или публичное, и закрытое, или тайное. В современном западном обществе лоббизм превратился в профессию. Лоббист — профессия не такая уж редкая: в ФРГ на каждого депутата Бундестага приходится 20 лоббистов; в Конгрессе США их почти 25 тысяч. Профессия эта и весьма престижна.
Одним из механизмов лоббизма является продвижение своих интересов через точки доступа (проверенный институт, индивид, через который можно продвинуть интересы во власть). «Железный треугольник» — схема, когда интересы группы давления идут через «проверенного человека» в законодательный орган, а от него в исполнительный.
Отличительная особенность российского лоббизма — большой вес "внутренних лоббистов" (чиновник, занимающий важную государственную должность, отстаивающий интересы одной или нескольких отраслей или предприятий), что ведет к коррупции и решениям, не отвечающим интересам общества в целом.
В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности - условны.
Основная проблема для лоббизма в России — отсутствие единой этической и правовой системы контроля за лоббистской деятельностью.
29.Авторитарный режим: признаки и виды.
30.Тоталитарный режим: основные признаки и виды.
См. вопрос № 13.
31.Понятие, структура и уровни политического сознания.
32.Политическая идеология: понятие и место в структуре политического сознания.
33.Понятие политико-идеологической доктрины. Функции политической идеологии.
34.Классификация современных политических доктрин.
35.Политическая психология: понятие и место в структуре политического сознания.
Ценности и нормы в политике. Что связывает отдельных людей с политической властью в обществе? Прежде всего, это система ценностей социума, которая задает определенные нормы и правила отношений между людьми, в известном смысле, делая каждого из них 'человеком политическим' (homopolilicus), Нормы, регулирующие властные отношения между людьми, выступают в роли универсальных 'правил политической игры'.Политические нормы образуются путем соотнесения субъектами действий и самой деятельности и ее результатов с общими ценностями, признаваемыми при этом всеми участниками политической жизни.
Именно политические нормы создают несущий каркас принципов политического порядка и организации общества, а также кодекс правил политической игры.
Классический подход к определению понятия 'легитимации', как постоянно воспроизводящегося права на политическую власть, был разработан, так же как и категории 'легитимность', 'легитимный порядок', 'легитимное господство и подчинение', в трудах М. Вебера, как уже отмечалось ранее в главе, посвященной природе и структуре властного общения. Процесс легитимации власти, по М. Веберу, постоянно воспроизводится, при условии политической веры агентов этого отношения и ценностно-рациональной обусловленности их взаимных действий и мотивов.
На микроуровне включение в политическую жизнь происходит посредством политической социализации ирекрутированияиндивидов, отражающих различные ступени их приобщения к политике: 1) первичное освоение ценностей и норм, 2) признание (непризнание) и поддержка существующей системы власти и 3) занятие определенной позиции внутри политического поля.
Субъективированное видение политики. Наряду с объективированным рассмотрением феномена политической жизни, возможно изучение политики как 'внутренней' структуры, когда требуется постижение субъективированного аспекта политического мира, а именно, политической активности социальных субъектов, проявляющейся в форме разработки идей, осуществления акций и деятельности институтов.
Эти принципы неявно использовались в политической теории уже Аристотелем, который начинает свою 'Политику' с характеристики мира политики как специфической формы общения между людьми, поскольку политическое общение предполагает взаимодействие отдельных людей (как частей общества) с государством (как общественным целым).
Сегодня весьма популярен своего рода 'микроподход' к политическим отношениям, когда 'первичной клеточкой' политического анализа в качестве главного политического субъекта становится индивид. Этот подход связан с теорией 'рационального выбора', исходящей из представления о том, что и 'избиратели, и политики — это субъекты, рационально преследующие цель максимальной выгоды или пользы'.
Действительно, политика проявляется в реальной жизни, прежде всего, как активность субъектов или как чья-то деятельность, направленная на достижение каких-либо целей. В соответствии с принципом активизма и деятельностным подходом в специальной литературе выделяются следующие основные формы активной жизнедеятельности: 1) познавательная; 2) практически-преобразовательная; 3) коммуникативная (или деятельность общения), и наконец, 4) ценностно-ориентационная. При анализе политической активности и деятельности как субъективированной формы политики можно рассмотреть измерение 'политического сознания и бытия'.
Рефлексивная ориентировка в политическом поле. Первое и исходное отношение социального субъекта к политическому миру связано с его рефлексивной формой активности — познавательной и оценочной деятельностью. Любой субъект политики, будь то индивид или группа, должен прежде всего сориентироваться в социально-политической ситуации, изучить и дать ей оценку.
'Материалистическое' и 'идеалистическое' понимание политики. Существует два теоретико-методологических подхода: 'материалистическое' и 'идеалистическое' понимание политики.
Одним из наиболее ярких примеров идеалистического подхода к объяснению соотношения политической действительности и политического сознания являются школа и традиция немецкой классической философии, и в том числе, система политической философии Г. В. Ф. Гегеля. С позиции гегелевской философии политики, государство есть особое проявление в политической действительности нравственной идеи. Идея или принцип государства непосредственно осуществляется, таким образом, в индивидуальном политическом сознании каждого гражданина.
К. Маркс прибегает к противоположному подходу, полагая в соответствии со своим материалистическим пониманием политики, что идеальные принципы и представления есть лишь отражение материальных (или экономических) интересов тех или иных классов. С точки зрения марксизма, политическое сознание общества и индивида в различные исторические периоды было обусловлено экономическими интересами и социальным положением господствующих классов. Результатом марксистского подхода к политике является известный вывод о том, что политические идеи и теории, чувства и представления являются порождением материальных интересов различных классов и, соответственно, политических учреждений и организаций, ими контролируемых.
Дуализм против монизма в политической гносеологии. Выходом из дилеммы: материалистичны или идеалистичны механизмы политики — мог бы стать отказ от самого принципа монизма и замена его принципом дуализма, в котором предполагается взаимная обусловленность обоих 'начал'; и идеального, и материального. В связи с этим можно было бы выделить две основных формы политической активности социальных субъектов: 1) духовно-рефлексивную и 2) материально-практическую.
Проблема соотношения материально-практического и духовно-рефлексивного измерений (начал) в механизме политической активности особенно остро обозначилась в сфере современной политической психологии в дискуссии между сторонниками поведенческого (бихевиоралистского) и когнитивного подходов. Первые, 'бихевиоралисты', в центре внимания видят категорию 'поведение', которая, по их мнению, и соединяет политическую активность социального субъекта с внешним миром посредством его 'мотивов' и 'установок'. В противоположность этому подходу 'когнитивисты' 'в центр исследования ставят политическую картину мира индивида, его политическое сознание, но выносят за скобки собственно поступок, политическое действие, которое они считают вторичным по сравнению с картиной мира индивида'.
Рефлексивная активность социального субъекта, следовательно, состоит из: 1) познавательной активности (анализа политической информации); 2) аксиологической ее стороны (оценки информации); 3) проективного аспекта (прогноза и проекта активности) и, наконец, 4) аспекта мотивационно-установочного, как бы завершающего формирование рефлексивной модели грядущей политической деятельности того или иного социального субъекта.
Политическое сознание имеет дело с субъективной рефлексией и умонастроениями тех или иных агентов политических отношении. Политическое сознание имеет при этом весьма сложную структуру, включающую в себя множество различных субъектов и типов рефлексии, а также обусловленные ими отдельные уровни и компоненты: общественное, групповое и индивидуальное сознание, политическую психологию и идеологию, чувства и эмоции, представления, ориентации и установки.
Политическое сознание — это способ ориентации политических субъектов в объективной политической реальности и отражение этой реальности.Политическое сознание — это отношение различных социальных групп, различных социальных общностей, складывающееся в ходе политического процесса по поводу завоевания, удержания, использования власти. Политическое сознание — совокупность теоретических концепций, представлений, мнений, оценочных суждений эмоциональных состояний политических субъектов.Можно выделить 3 уровня политической субъективности: 1) Политическое сознание; 2) Политическая идеология; 3) Политическая психология.
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит, групп);индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней). Индивидуальное сознание содержит мотивационный блок (интересы, потребности, эмоциональную составляющую и т.п.) и познавательный блок (убеждённость, знание в области политики и политической обстановки, готовность участвовать в выборах и т.п.)
Три уровня политического сознания:Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации;Обыденный уровень политического сознания — несистемное, раздробленное повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни.
Политическое сознание выполняет следующие функции: 1 регулятивную или воспиталтельную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); 2 оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); 3 интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4 познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5 прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет строить кратко- и долгосрочные цели); 6 мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками).
Политическое сознание по Ленину должно вноситься в ряды пролетариаты. По Энгельсу, общественное бытие лишь в конечном счёте формирует политическое сознание. Политическое сознание может активно влиять на общественное и политическое бытие. Таким образом, политическое сознание формируется как снизу (критическое осмысление индивидом реального политического процесса) и сверху (навязывание обществу).
Политическая психология— эмоционально чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях, складывающиеся в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения.
Политическая психология включает как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни(гнев, любовь, ненависть), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни(чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам).
Политическая психология изучает поведение индивида, групп, поведение, желание, потребности, политическое лидерство.
Политическая психология (2 уровня):
1.бихейвиоральный (субъективная и объективная сторона действия) — мотивы, установки, действия. На этом уровне важно само действие.
2.когнитивный. На этом уровне важна информация.
Ментальность — представления и убеждения, присущие определенной социальной общности.
Для анализа политики принципиальное значение имеют представления опсихологических типах взаимодействующих с государством людей. Ведь от того, является человек более склонным к экзальтации или рационализму, стремится он жестко придерживаться установленных правил или он обладает подвижной, пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой чувств и другими психологическими свойствами, в значительной мере зависят и содержание политических требований людей к власти, и характер их реального взаимодействия с государством.
Нельзя не отметить и громадное значение для политики психологических свойств политических лидеров. Например, компульсивность (выражающаяся в навязчивом стремлении все сделать наилучшим образом) или демонстративность(характеризующая стремление лидера привлечь внимание общественности к собственной персоне) как доминанты стиля политического лидера могут существенно повлиять на характер принимаемых в государстве решений и даже изменить некоторые параметры политической системы в целом.
Как показывает опыт, именно психологические компоненты чаще всего организуют и определяют те субъективные образы лидеров и других политических явлений, государства, власти, которые складываются у человека. Именно чувства заставляют человека оценивать политические явления в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании, а не от их реального содержания.
Объектом исследования политической психологии являются1) личностные характеристики политических деятелей и 2) образы политиков в сознании граждан.
Одним из родоначальников политической психологии считают Макиавелли. Но развитие эта дисциплина получила позже, когда учёные обратили внимание на то, что в самой политике помимо вождей, королей, президентов и прочих представителей политической элиты заметное место в политике стали играть массы.Одним из первых уделил внимание этой теме французский исследователь Г. Лебон, автор книг «Психология народов и масс», «Психология толпы» и «Психология социализма». В этот же период были изданы «Социальная логика» француза Г. Тарда и ряд других работ, в том числе и «Герои и толпа» русского социолога Н.К. Михайловского. Однако если в работах конца XIX — начала XX вв. была отмечена лишь негативная сторона массового поведения, его опасные последствия, то в дальнейшем исследователи, напротив, уделяли внимание позитивным аспектам массовых форм политического участия в развитии демократии. Так, современная политическая психология много внимания уделяет массовым движениям (от движения за права женщин до экологических движений).
Фундаментальные и систематические теоретические разработки в области психологии политики начались в 60-е гг. в США под влиянием «поведенческого движения».
Направления в психологии политики.1.1)Позитивистский подход к психологи политики.Одной из наиболее известных политико-психологических концепций этого направления стала теория «политической поддержки», разработанная американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в 60-х гг. в русле общей теории системного анализа политики. Она исходила из понимания политики как такой системы, где на «входе» граждане предъявляют властям определенные требования, но одновременно обязуются добровольно подчиняться предложенным им правилам. На «выходе» власти принимают решения, которые граждане будут выполнять. Политологи обнаружили, что и на «входе», и на «выходе» им приходится иметь дело с психологическими реальностями: и готовность граждан оказывать поддержку политикам, и решения самих политиков подчиняются определенным психологическим закономерностям. Соответственно сбои в работе политической системы во многом объясняются этим человеческим фактором, учет которого поможет наладить работу системы.Политический бихевиоризм. (Б. Скинер и др.)Основная задача этой теории — изучение индивидуального поведения в политике с целью оптимизации управления этим поведением со стороны элиты.Основная идея классического бихевиоризма напрямую заимствована политической наукой из психологии — это идея непосредственного влияния среды на поведение индивида. Политическое поведение подчиняется старой формуле бихевиористов: S—R (стимул — реакция).2) Антипозитивистский подход.Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура.Политический психоанализ (Г. Лассвелл, З. Фрейд и др.). Задача политического психоанализа — изучение политических структур личности, классификация типов личности и создание психобиографий политических деятелей.
Методы политико-психологических исследований: анализ статистических данных,массовыеопросовс последующей математической обработкой больших массивов данных, интервьюи метод фокус-групп, психобиографические методы и др.
Понятие политической идеологии.Термин ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.В его представлении идеология — особая, ценностно-нейтральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и происхождение идей, взглядов и представлении людей.
Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Для Маркса идеология — прежде всего, безусловно, «ложное сознание», т.е. извращенное и искаженное представление о действительности. Это главная отправная точка в его понимании идеологии.К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.Он формулирует свой подход к идеологии как к социально значимой системе идей, которую отстаивает определенный общественный слой в собственных интересах. Итак, можно выделить несколько подходов к пониманию политической идеологии: 1) «ложное сознание»; 2) отождествление идеологии с классовым сознанием; 3) отождествление с политическим сознанием. Хотя все они имеют свои недостатки.