Политический режим — совокупность средств и методов, определяющих характер политической жизни, способы функционирования политической системы общества. 3 страница

В современной юридической литературе в зависимости оттипа правового акта, который положен в основу федерации,выделяют два типа федеративных государств:договорные иконституционные.В основе договорных федераций лежит специфическийправовой договор (например, Федеративный договор Россииот 31 марта 1992 года), а конституционные федерации основаны исключительно на Конституции.Исторически первые федерации были именно договорными по своей сути. Так, хотя и считается, что основы американского федерализма были заложены вКонституции США 1787 года, тем не менее, ей предшествовалдоговор между первоначальными 13 штатами, к которым затемприсоединились вновь создаваемые штаты.Существуют конституционно-договорные федерации. Так, в РФ к конституции прилагается договор.

Для российского федерализма характерно:

1. смешанный этнотерриториальный характер субъектов Федерации , чреватый этноконфликтами и практикой «этновыдавливания», дроблением регионов по этническому признаку и т. д.;

2. асимметричность масштабов и статусов субъектов Федерации;

3. нарастающая дифференциация регионов в социальном и политическом отношениях, по уровню жизни; при этом привязанность граждан к территории своего субъекта Федерации препятствуют переливу норм политической культуры, а тем самым и выравниванию положения регионов;

4. инициированный сверху, государственный характер российского федерализма; отсутствие серьёзной базы федерализма в обществе, в частности регионального самосознания (так, в республиках его часто заменяет этническое);

5. чрезмерная роль субъективного фактора, когда личностные качества главы региона могут во многом определять и отношения с Центром, и политическую ситуацию в регионе, и положение в нём гражданина;

6. нестыковка регионального законодательства с федеральным, что противоречит принципу равенства прав граждан независимо от места их проживания.

24.Понятие, генезис, организационное устройство и функции политических партий.

25.Понятие и типология партийных систем. Проблемы становления многопартийности в современной России.

26.Современные партийные системы и их основные типы.

Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит корнями в конец XVII — начало XVIII в. Это был период, когда зарождались политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки. Партии знаменовали собой определенный этап в усложнении политической системы индустриального типа. Они возникли как результат ограничения абсолютной монархии. Теперь те, кто хотел сохранить (или приобрести) власть и влияние, должны были обес­печить себе массовую поддержку.

Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель. Буквальное значение понятия партия (от лат. part — часть) — группа, часть более крупной общности. Например, в Древней Греции существовали «партия жителей горы» и «партия равнины», в Древнем Риме — «партия Цезаря» и «партия Суллы».

Формирование современных партий произошло в период развития буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII-XIX вв.

Специалисты выделяют следующие этапы в истории становления современных политических партий:

• партии как аристократические группировки — XVII-XVIII вв. (например, «виги» и «тори» в Великобритании);

• партии как политические клубы, так называемый клубный период — конец XVIII - начало XIX в. (например, «якобинский клуб» во Франции);

• современные массовые партии как партии определенного класса — вторая половина XIX в.

Партиипоявились лишь во второй половине прошлоговека. Первые из них (консерваторы в Великобритании, например)возникли в стенах парламентов на основе действовавших там группировок,в данном случае — тори. Такие партии иногда называют«внутренними». К концу XIX в. стали появляться «внешние» партии,которые начинались с создания внепарламентских организационныхструктур и затем, используя их, «прорывались» в представительныеорганы власти.

Первоначально партии представляли собой не спло­ченные объединения, нацеленные на борьбу за власть, а различ­ного рода клубы, являв­шиеся формой объединения единомышленников (например, Клуб корделье­ров времен Великой французской революции).Сеймур Мартин Липсет и СтейнРоккан выделяют четыре конфликта, оказавших особенно серьезное воздействие на партийные системы: между центром и периферией, государством и церковью, городом и селом, собственниками и рабочими.

Таким образом, исторически партии формировались как пред­ставительные структуры, выражавшие определенные групповые интересы; как институты, оппозиционные государству и другим политическим объединениям; как союзы единомышленников. Эти чертыспособствовали восприятию партий как источников кри­зисов и раскола общества (А. Токвиль и Дж. Милль). В настоящее же время они представляют такой институт власти, без которого не может осуществляться выборное формирование государственности, ле­гальное завоевание различными слоями населения ведущих по­литических позиций.

В результате исторического формирования партия за­явила о себе какспециализированная, организационно упорядо­ченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.Партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообраз­ных слоев населения, их идеалы и ценности.

Политическая партия — это организованный союз единомышленников, выражающий интересы части общества и ставящий своей задачей завоевание политической власти или участие в политической власти с целью осуществления своих интересов.

Признаки политической партии: 1) Долговременность существования; 2) Наличие структуры (вертикальной и горизонтальной); 3) Задача завоевания власти; 4) Задача завоевания электората; 5) Идеологи и политическая программа.

Длительная история существования партий выкристаллизова­ла и типичные для нее внутренние группы и объединения. К ним прежде всего относятся лидеры партии; партийное руководство; функционеры партии (руководители региональных, областных и прочих структур,партийная бюрократия); активисты политической партии; рядовые члены партии, а также находящиеся за ее рамками «партийный электорат», «сочувствующие» партийной программе (т.е. те, кто голосует за нее на выборах), а также «меценаты», оказывающие ее организациям определенную поддержку.

Прежде всего, пар­тия нацелена на борьбу за завоевание и использование полити­ческой власти в интересах поддерживающей ее группы населе­ния. Партии, выдвигают собственную программу решения внутри- и внешнеполитических вопросов.

Во-первых, это функция звена между правящими и управляе­мыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей «сверху вниз» и «снизу вверх».Это позволяет партиям выражать социальные интересы.

Во-вторых, партии выполняют функцию аккумуляции соци­альных интересов. В обществе всегда существуют самые разнооб­разные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Прежде всего, из совокупности инте­ресов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее эти «отборные» интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политичес­кую повестку дня. Этим и занимаются партии.

В-третьих, важной функцией партий является постановка кол­лективных целейдля всего общества.

В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властвующей элиты и способствуют ее политической социализации. Под рекрутированием следует понимать подбор кадров как для самой партии,так и для других организаций, входящих в политическую систему, в том числе выдвижение кандидатов в представительные органы вла­сти, исполнительный аппарат и бюрократию.

Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп — групп, на которые индивид ориентирует по­ведение, — для своих сторонников. Во многих странах люди, пови­нуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.

Ну и, наконец, еще одной важнейшей функцией партий яв­ляется политическая социализацияграждан. Ведя борьбу за избирателя, партии делают ситуацию, сложившуюся в об­ществе, понятной для рядовых граждан.

Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие про­вести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты.

Исторически первые попытки клас­сификации партийных объединений явно тяготели к моральным (на «хорошие» и «неблагородные» союзы) и количественным (характеризовавшим «большие» и «ма­лые» партии) критериям. Современной же политической наукой разработана гораздо более сложная типологизация партийных ин­ститутов. Также партии классифицируют по характеру доктрины (либералы, консерваторы, фашисты и т.д.)

Наиболее часто встречающийся критерий типологизации пар­тий — идейные основания их деятельности, подразумевающие деление надоктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты),прагмагические, или «пат­ронажные» (3. Ньюмен) — ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, а такжехаризматические, в которых люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует дальнейшая дифференциация партийных объ­единений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например, Швейцарская евангели­ческая партия) и многочисленные социалисти­ческие, национальные и др. объединения.

Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости отсоциальных (аграрные партии),этнических (ультралевая баскская партия «Эррибатасуна»),демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти.

Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму:правящие и оппози­ционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аут­сайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коа­лиции и т.д.

Большое распространение в политологии получила класси­фикация французского ученого М. Дюверже, выделявшего в за­висимости от оснований и условий приобретения партийного член­ства партиикадровые, массовые и суперцентрализованные (строго централизованные). Кадровые партии формируются, как правило, сверху, на базе раз­личных парламентских групп, групп давления. Они сориентированы прежде всего на учас­тие профессиональных политиков, финансистов, известных личностей. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо орга­низовать поддержку электората.

Массовые партии отличаются прежде всего многочисленностью состава. Массовые партии представляют собой централизованные обра­зования, хорошо организованные и дисциплинированные, с тесной и постоянной взаимосвязью их членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюз­ных, кооперативных и иных общественных движений, артикули­рующих интересы определенных слоев, профессиональных групп. Различают коллективные и селективные стимулы вступления в партию. Первые связаны с идеологией как фор­мой коллективного самосознания. Вступая в партию, человек не стремится к материальным выгодам, а просто ищет единомышленников.Принадлежность к партии доставляет ему психологический комфорт. Селективные стимулы носят материальный характер. Повинуясь им, можно стремиться повысить свой социальный статус.

И наконец, для суперцентрализованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий — а Дюверже относил к ним коммунистические и фашистские — характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организо­ванность действий, уважение и почитание политических вождей.

Переходя к более подробному рассмотрению организационно­го устройства партий, Дюверже выделяет четыре разно­видности — партии-комитеты, партии-секции, партии-ячейки и партии-милиции, отличающиеся жёсткостью структуры.

Важным параметром внутренней структуры политических партий, привлекающим пристальное внимание исследователей, яв­ляются фракции. По определению Рафаэля Зариски, фракция — это «внутрипартийное объединение {клика или группировка), члены которого имеют чувство общности и единства цели и организованы таким образом, что коллективно действуют как отдельный блок внутри партии для достижения своих целей».

Устойчивые связи и отношения пар­тий различного типа друг с другом, а также с государством и иными инсти­тутами власти образуют партийные системы.

Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким фор­мам организации политической власти, где либо совсем не су­ществует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР).

Собственно партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным аспектам партийно-государствен­ных (межпартийных и проч.) отношений, а также по их количе­ственному составу. Так, в зависимости от числа партий выделяют беспартийные, однопартийные (неконкурентные) системы, внутри которых раз­личают деспотические и демократические разновидности,многопартийные (конкурентные, состязательные) — с одной доминант­ной партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные.

Беспартийные системы встречаются в современном мире редко — это немногие сохранившиеся традиционные режимы и некоторые военные диктатуры, налагающие официальный запрет на деятельность партий.Однопартийные системы свойственны в основном авторитарным и популистским режимам. Джованни Сартори пишет: «Мы имеем двухпартийность тогда, когда существование «третьих» партий не мешает двум главным управлять одним государством, т.е. когда коалиции не являются необходимыми». В том случае, если партиям необходимо заключать коалиции для управления, мы можем говорить о многопартийност.

В системах, где действуют только две партии, каждой из них важно получить большинство, поэтому для завоевания большей части голосов часто бывает стратегически необходимо «целиться» в центр электората. В системах со многими политическими партия­ми, где шансы любой группы на завоевание большинства не очень велики, разумнее бывает заняться поиском отчетливой и сплоченной электоральной базы.

По качест­венным характеристикам можно выделитьдемократические, авторитарные и тоталитарные партийные сис­темы.

Авторитарные партийные системы различаются между собой по уровню нисходящего контроля внутри партии и степени партийного контроля над другими группами в обществе. На одном конце контину­ума находится эксклюзивная правящая партия (Советский совет до 1985 г., Северная Корея, Вьетнам), которая предполагает полный контроль партийного руководства над политическими ресурса­ми. Она отрицает не допускает никакой свободы деятельности со­циальных групп, граждан или других правительственных органов. Средством легитимации ее политического курса выступает всеобъемлющая политическая идеология. На другом конце расположена инклюзивная правящая партия (Институционно-революционная партия Мексики), которая принимает и агрегирует определенные автономные интересы, одновременно запрещая любые формы деятельно­сти, способные сколько-нибудь серьезно подорвать ее господство.

Когда не удается достичь соглашения по агрегации интересов через демократическую или авто­ритарную партийную систему, за неимением других альтернатив ар­мия может оказаться единственной силой, способной поддерживать упорядоченное правительство.

Итальянский политолог Дж. Сарторидает более сложную клас­сификацию, По его мнению, существуют семь типов партийных систем: политическая система с одной партией, система с партией-гегемоном, система с преобладающей партией, двухпартийная система, системы ограниченного и крайнего плюрализма и атомизированная система.

В обществах с множеством экономических укладов, разнооб­разием культур и языков, многочисленными каналами и инсти­тутами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для созда­ния многопартийных систем.

Различают партийные системы с пропорциональным представительством и с представительством через выборыпутём простого большинства.

Агрегация интересовесть деятельность, в ходе которой политичес­кие требования индивидов и групп соединяются в партийные про­граммы. Конкретная программа становится политически значимой, когда она подкреплена солидными политическими ресурсами, скажем, прямой электоральной поддержкой, обеспеченностью предвыборными фон­дами, местами в законодательном органе, ключевыми постами в ис­полнительной власти, доступом к средствам массовой информации или даже вооруженной силой.

Чрез­вычайно важную роль в агрегации интересов играют политические партии. Каждая партия (или ее кандидаты) выступает за некий набор политических мер и пытается выстроить коалицию поддержки этой программы.

Партии нередко осуществляют политическую социализацию, формируя в ходе организации мнений по политичес­ким сюжетам политическую культуру. Партии вовлече­ны в политическоерекрутирование, мобилизуя избирателей и осуще­ствляя отбор потенциальных должностных лиц. Они артикулируют соб­ственные интересы и передают требования других. Правящие партии участвуют также в выработке государственного политического курса и даже в контроле за его воплощением и принятием официальных реше­ний.

Закон Дюверже отражает тенденцию, в соответствии с кото­рой электоральное правило простого большинства в одномандат-ном округе обычно ведет к возникновению в законодательном органе двухпартийной системы, тогда как электоральные систе­мы с пропорциональным представительством порождают много­партийность.

В мажоритарных системахлибо просто доминируют две партии (как в Соединенных Штатах), либо существуют две главные партии и действуют электоральные за­коны, обычно обеспечивающие одной из них парламентское боль­шинство (как в Великобритании). В многопартийных системах сочетание партий, структура избирательной поддержки и электораль­ные законы практически исключают завоевание одной партией боль­шинства в законодательном органе.

По степени антагонизма или поляризации партий. В консенсусных партийных системах(Алмонд приводит в примерСША, Великобританию, Норвегию, Швецию)партии, контролирующие большинство мест в законодательном орга­не, не слишком сильно различаются между собой с точки зрения политических курсов и в достаточной мере доверяют как друг другу, так и политической системе. В конфликтных партийных системах в законодательном органе до­минируют партии, которые сильно расходятся между собой по прин­ципиальным вопросам либо враждебно настроены по отношению друг к другу (Алмонд приводит в пример Россию, Франция, Италия, Веймарская Германия). Если партийная система обладает определенного рода смешан­ными характеристиками, т.е. чертами и консенсусной, и конфликт­ной системы, мы классифицируем ее как консоциативую(со-общественную), или примирительную.Смешанные консоциативные системы могут возникать в странах, где налицо серьезные конфликты и антагонизм на религиозной, эт­нической или социально-классовой почве (Нидерланды, Южная Африка).

27.Группы давления как неформальный политический институт. Механизм лоббистской деятельности.

28.Типология групп интересов. Место и роль групп интересов в политическом процессе.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность слож­ных общественных образований. Американские исследователи Г. Алмонд и Дж. Пауэлл считают их группами людей, объединенных особыми связя­ми, выражающими взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан. Если же учесть и ряд других, наиболее типичных подходов к пониманию групп интересов, то коротко их можно определить каксамоорганизующиеся ассоциации граждан, направленные на выражение и представление их интересов во взаимодействии с другими группами и институтами политической власти. Группы интересов не ставят задачу захвата власти, а только отстаивает свои интересы.

Понятие группы интересов зарождаются после поведенческой революции (20-е годы XXвека).

Эти объединения, будучи посредниками в отношениях госу­дарства с народом, представляют интересы социальных, нацио­нальных, региональных и прочих человеческих общностей и яв­ляются формой коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социаль­ной к политической активности.

Группы интересов прежде всего вы­полняют функциюартикуляцииинтересов, т.е. опре­деленные политические требованияграждан.

Артикуляция интересов неразрывно связана с ихагрегирова­нием, т.е. с согласованием частных потребностей, установлением между ними определенной иерархии и выработкой на этой осно­ве общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения. Таким образом, группы интересов селектируют политические тре­бования, ряд из них отсеивая, а другим придавая принципиаль­ный характер.

Так как группы интересов зачастую выступают в качестве объ­единений, дающих экспертную оценку состоянию тех или иных проблем, они имеют возможность предлагать своих членов для работы в государственных органах,. Тем са­мым группы интересов выполняют и функциюформирования по­литических элит, властных структур общества.

Кроме того группы интересов осуществляют функции интеграции общества и его дифференциации, мобилизации общества, политической социализации, а также они связаны с формированием повестки дня.

Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их дея­тельности. К первым можно отнести взаимодействие с кандида­тами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов государства (в виде советов, рекомендаций, убеждения); участие в финансировании подготовки тех или иных законопро­ектов; кон­троль за соблюдением принятых решений (законов) и т.д. К незаконным формам деятельности групп интересов относятся взяткодательство, подкуп чиновников, фи­нансовая поддержка ими нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и проч.

В политической науке сложилась достаточно разветвленная типология групп интересов. Так, с точки зрения происхождения и степени организованности выделяютсяанемические и институциональныегруппы интересов. Первый тип характеризует объединения, возни­кающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например, толпы, демонстрации, митинги). Внутренняя их структура, как правило, неустойчива и нередко формируется как бы заново, без сохранения преемственности с прежними формами органи­зации. Алмонд называет такие группы неупорядоченными.

В противоположность им институциональные группы — это формальные объединения с определенной организационной струк­турой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленнаядеятельность более эффективна (например, административные органы цер­кви, армии и др.).

Учитывая специализацию их действий, выделяютнеассоциативные и ассоциативные группы. Источником возникновения пер­вых выступает неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их дея­тельность также, как и у анемических групп, непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же груп­пы представляют собой добровольные объединения, специализи­рующиеся на представительстве интересов и нацеленные на ре­шение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Они обладают наибольшей результативностью.

По характеру деятельности группы интересов могут быть раз­делены наодноцелевые и многоцелевые. Например, относящиеся к первому типу лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с до­стижением данной цели. После результативного решения своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на дру­гую, не менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода.

С подобного рода классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшегоспециаль­ные (занимающиеся только политической деятельностью)и час­тичные (выполняющие более широкий круг социальных функ­ций: организация бизнеса и т.д.) группы интересов.

Весьма распространены и градации групп интересов посфе­рам управления обществом (например, союзы в эко­номической области, в сфере культуры, в социальной сфере и проч.),территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах),уровню и мас­штабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти).

Можно выделить три основных типа систем групп интересов: (1) плюралистический, (2) демократический корпоративистский и (3) управляемый.

Плюралистической системе групп интересов присущ ряд особен­ностей. Группы часто имеют свободную или децентрализованную орга­низационную структуру.Группы интересов и правительство четко отделены друг от друга. Группы интересов конкурируют между собой в борь­бе за членов и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс, и бюрократии. Самым известным образцом глубоко плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров обычно приводят Канаду и Новую Зеландию.

Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интере­сов, т.е. корпоративизм предполагает максимальное уменьшение количества групп интересов. Каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией.

Так, если в плюралистической системе может существовать ши­рокий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интересы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая голов­ная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы. Не менее важен и тот факт, что в корпоративистской системе группы интересов нередко регулярно и легитимно сотрудничают с правительственными учреждениями и/или поли­тическими партиями, выступая в качестве их партнеров при обсужде­нии путей разрешения спорных проблем политического курса. Наибо­лее сформировавшиеся корпоративистские системы групп интересов сложились в Австрии, Нидерландах, Норвегии и Швеции. Сильные демократические корпоративистские тенденции прослеживаются также в Германии и Дании.

Наконец, совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым системам. Каждый сектор общества представлен одной группой.Членство в таких группах часто является принудительным. Каждая группа обычно имеет иерархическую структуру. Группы контролируются правительством или его органами.

Определяющей для систем такого типа является последняя харак­теристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отноше­нии традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывают собой все уровни общества и плотно контролируют все разрешенные ассоциативные группы. На­пример, профсоюзы и молодежные организации полностью подчине­ны коммунистической партии. Подобный контроль долгое время осуществлялся в Советском Союзе и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе.

Родо­начальником изучения заинтересованных групп считается американ­ский ученый Арнольд Бентли, книга которого «Процесс правления. Изучение общественных давлений» вышла в свет в 1908 г.

Заинтересованные группы — это группы лиц, стремящихся воз­действовать на процесс принятия решений по тем или иным отдель­ным вопросам, но не пытающихся установить полный политичес­кий контроль над государством. В этом состоит их отличие от политических партий, для которых захват и удержание власти все­гда является главной задачей.

Классификация ЖанаБлонделя. Блондель выделяет два «чистых типа» заинтересованных групп — «общин­ные»и«ассоциативные». Это различение соотносится с веберовс­ким противопоставлением «традиционного» и «современного». Члены «общинной группы» связаны между собой, прежде всего, при­надлежностью к некоему сообществу, а уж затем — своими мысля­ми и стремлениями. Можно сказать, что человек рождается, будучи уже членом группы. Пример: индийские касты. К «общинному» типу близки так­же семья, племя, этническая группа.«Ассоциативные группы» создаются людьми вполне сознательно для реализации определенных интересов, которые носят достаточно ограниченный характер. Например, участники антивоенного движе­ния. Разумеется, примеры условны. Реальные заинтересованные группы Блондель размещает как раз в промежутке между двумя «чистыми» крайностями, по мере уда­ления от одной и приближения к другой. Рассмотрим по-отдельности выделенные ученым четыре разновидности:

Наши рекомендации