Россия в системе современных международных от­ношений 1991 – 2001 гг.

Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двуполярная система международ­ных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Го­сударства — участники мировой политики столкну­лись с необходимостью заново определять свои вне­шнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, ха­рактер стоящих перед российской внешней полити­кой проблем уникальны.

В 1992 г. Российская Федерация добилась под­тверждения своего международного статуса как пра­вопреемника СССР, постоянного члена Совета Без­опасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независи­мых Государств (СНГ) Россия заняла соответствую­щее ее геостратегическому, экономическому, демо­графическому, военному потенциалу лидирующее по­ложение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же опреде­лились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зару­бежья (бывшими республиками СССР, ставшими су­веренными независимыми государствами) и отноше­ния с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).

Отношения со странами ближнего зарубежья.

Наиболее острые проблемы связаны с:

— созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы без­опасности, экономического и политического взаимо­действия; .

— судьбой огромного военного потенциала рас­павшегося СССР;

— защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек), оказавшегося вне пределов Рос­сии;

— налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

Важными достижениями 1992—1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о кол­лективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровско­го, осетино-грузинского, грузино-абхазского, тад­жикского конфликтов.

Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серь­езные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллектив­ной безопасности, тяжело решались вопросы экспор­та российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикиста­на и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.

В 1994 г. было принято решение о создании Меж­государственного экономического комитета и фор­мировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Рос­сия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономиче­ской и гуманитарной областях». Взаимодействие в рамках СНГ дополняется нала­живанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.

Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русско­язычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.

Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997 г. было подписано соответствующее соглаше­ние (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Дого­вор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьез­ные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема пос­тавок российских энергоносителей и порядок расче­тов за эти поставки.

Успехи в российско-белорусских отношениях по­зволили заключить договор о создании союзного го­сударства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.

Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в пер­вую очередь защитой российских национальных ин­тересов на всем пространстве СНГ.

Отношения с Западом. В развитии этих отноше­ний можно выделить несколько этапов. 1991—1993 гг.Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в полити­ческой и экономической поддержке Западом преоб­разований, проводимых руководством страны. К до­стижениям этих лет следует отнести: деидеологизацию российской внешней политики; признание ста­туса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических на­ступательных вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США програм­мы стратегической оборонной инициативы; налажи­вание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании; вступление России в Между­народный валютный фонд и Всемирный банк. Нега­тивные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоя­тельной роли на международной арене, ослаблении ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формирований однополярного мира.

1994—1999 гг.Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои наци­ональные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина по­строения многополярного мира.

Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (с 1997 г.). Ей уда­лось четко обозначить свое отношение к планам рас­ширения НАТО на Восток. Вопрос о принятии в со­став НАТО бывших членов Организации Варшавско­го Договора был поставлен летом 1994 г. Россия за­явила о принципиальном несогласии с этими планами, нарушающими ее безопасность (несмотря на это, в 1999 г. членами НАТО стали Польша, Венг­рия и Чехия). В 1997 г. Россия подписала с НАТО до­говор об особом партнерстве. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы.

В 19941996гг. российскому внешнеполитическому ведомст­ву удалось добиться понимания Западом военной ак­ции в Чечне как вынужденной, направленной на со­хранение государственной целостности России.

1999—2002 гг. В 1999г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной опера­цией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропор­циональное применение силы» в рамках контртер­рористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целост­ность страны. В 2000г. Россия была временно лише­на права участвовать в полном объеме в деятельнос­ти Совета Европы (в начале 2001г. было принято решении о восстановлении этих полномочий). В 2000г. Россия четко заявила о том, что ее внеш­няя политика определяется российскими наци­ональными интересами. Существенный экономиче­ский рост, достигнутый в 1999 и 2000 гг., подкреп­ляет стремление России к проведению сильной, самостоятельной, конструктивной внешней полити­ки, основанной на приверженности идее многопо­лярного мира.

Важнейшим направлением внешней политики остается деятельность по активизации сотрудни­чества, направленного на борьбу с угрозами, исходя­щими от мирового терроризма. Россия жестко осу­дила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, эко­номических, финансовых, военных мер против тер­роризма.

Отношения с Японией, Китаем, странами Ази­атско-Тихоокеанского региона. В 1990-е гг. Россия не раз заявляла о своем статусе как великой евра­зийской державы, заинтересованной в тесном со­трудничестве со странами Востока. В 1998—2000 гг. плодотворно развивались российско-японские отно­шения. Китай стал одним из основных торговых партнеров России. Позитивно складываются отно­шения с Южной Кореей, странами АСЕАН.

Россия вступает в XXI в. с осознанием своей от­ветственности и с готовностью активно участвовать в формировании мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве.

Наши рекомендации