Неформальная организационная структура

Помимо формальных вертикальной и горизонтальной структур в любой социальной организации существует система взаимоот­ношений, которую не отражает официальная структурная схема, но которая влияет на успехи организации в достижении ее целей (82). Иными словами, во всякой организации имеется неформа­льная организационная структура, т.е. сеть взаимосвязей, возни­кающих среди работников на межличностном уровне.

Неформальная организационная структура, по многим своим параметрам связанная с феноменом лидерства, имеет немало по­ложительных свойств: способствует социальной адаптации, раз­рядке стрессовых ситуаций; облегчает общение внутри организа­ции, обеспечивает распространение информации; способствует выявлению возможных официальных лидеров. Однако нефор­мальная структура не лишена и недостатков: может порождать межличностные конфликты, зачастую служит питательной поч­вой для различных слухов, может вступить в противоречие с формальной структурой, создавать благоприятную атмосферу для недовольных, плохих работников (82).

К сфере действия неформальной организационной структуры относится система внутрифирменных отношений, за понятием которой скрывается такое сложное социальное явление, как бо­рьба за власть, существующая в каждой организации, поскольку любая группа людей формирует некую социальную иерархию. При этом одни из них управляют, другие находятся на низшей ступени социальной иерархии, большинство же располагается где-то посередине. Одним из главных инструментов в достиже­нии или удержании определенных позиций внутри социальной организации и служит система взаимоотношений (82). Совер­шенствованию системы деловых взаимоотношений отвечают сле­дующие процессы:

• расширение личных связей, под которым понимается стрем­ление людей увеличить эффективность своей деятельности в организации или отрасли путем установления отношений с другими людьми в той же или смежных областях. Расшире­ние личных связей включает в себя три основных компо­нента: а) умение "себя показать"; б) умение вступать в кон­такт и сближаться с другими людьми; в) умение создать имидж, т е. способность создать у людей впечатление о сво­ей компетентности, общительности и нравственности;

• наставничество как форма профессионального роста и дело­вой карьеры. Наставник — это опытный член организации,

исполняющий роль проводника и защитника для работни­ков низшего звена. Взаимоотношения с наставниками уста­навливаются обычно на неофициальном уровне (82). Существует еще один компонент неформальной организаци­онной структуры, в котором, по сути, находят свое отражение все остальные. Это — корпоративная культура, т.е. психологи­ческий климат или система ценностей организации, которые формируют ее рабочую атмосферу и придают ей индивидуаль­ную окраску. Корпоративная культура проявляется в признавае­мых ценностях, ритуалах, символах, героях, а также в сложив­шейся системе внутрифирменных отношений.

резюме

1. Система социального управления включает механизм, структуру, объекты, функции, кадры и процесс управления. Ме­ханизм управления является конкретной формой использования социальных законов и объединяет общие принципы, цели, фун­кции и методы управления. В соответствии с основными сфера­ми общества различают механизм экономического управления, механизм социально-культурного управления и механизм адми­нистративно-государственного управления.

2. Все социальные системы являются одновременно субъектом и объектом управления. В обобщенном виде объектами социаль­ного управления являются человек и его труд. Существует три основных вида объектов управления: производственные, струк­турные и функциональные. Формирование и развитие объектов управления лежит в основе постоянного совершенствования сис­темы управления обществом.

3. Функции управления — это особые виды деятельности, вы­ражающей направления или стадии осуществления целенаправ­ленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им (91). К основным функциям менеджмента относятся: планирование и прогнозиро­вание, организация, координация и регулирование, стимулиро­вание и обучение, анализ и контроль.

4. Структура, отражающая состав и соподчиненность различ­ных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирую­щих для достижения определенной цели, называется организа­ционной (91). Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого -— организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса уп­равления. Структура управления может быть малоступенчатой

(плоской) и многоступенчатой (высокой). Различают также три основных типа организационных структур: линейную, функцио­нальную и линейно-функциональную. ,'••

5. К кадрам управления относятся работники, профессиональ­но участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления (91). Различают три группы кадров управления: ру­ководители, специалисты и технические исполнители. Руководи­тели классифицируются также по уровням управления — руково­дители высшего, среднего и низового звеньев.

6. На формирование организационных структур влияет сло­жившаяся норма управления, которая зависит, прежде всего, от уровня развития подчиненных и индивидуально-психологичес­ких особенностей менеджеров. Высота организационной струк­туры находится в прямой связи с нормой управления (сферой контроля): чем ниже норма управления, тем выше структура и наоборот.

7. В каждой социальной организации наряду с формальной организационной структурой имеется и неформальная, представ­ляющая собой сложившуюся систему взаимосвязей, ведущих и ведомых, каналов коммуникации, ценностей, героев, символов и ритуалов, что образует соответствующий социально-психологи­ческий климат организации и корпоративную культуру в целом. Формальная и неформальная структуры являются взаимосвязан­ными частями любой социальной целостности — от предприятия и организации до государства и гражданского общества, — выра­жая собой отношения "единства и борьбы противоположностей".

Глава 29. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ

Процесс управления — это деятельность органов и кадров уп­равления по воздействию на объект управления с помощью выб­ранных методов для достижения намеченных целей. Процесс уп­равления обладает общими чертами с процессами, происходящи­ми в социальной системе. Он определяется объективными зако­нами функционирования и развития этой системы и в то же время в определенной мере зависит от субъективных факторов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Содержание процесса управления определяется характером ре­шаемых проблеми представляет собой совокупность операций, сгруппированных по его этапам (65). Этапы характеризуют по­следовательность качественного изменения работ в процессе уп­равления, являясь ступенями внутреннего развития управленчес­кого воздействия (91).

Различают:

• методологическое содержание процесса управления, которое предполагает выделение закономерно следующих этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности чело­века, так и специфические черты управленческой деятель­ности. Исходя из этого, процесс управления можно предста­вить как последовательность четырех основных этапов: це-леполагания, оценки ситуации, определения проблемы, уп­равленческого решения;

• функциональное содержание процесса управления, проявля­ющееся в масштабной последовательности и предпочтитель­ности реализации основных функций управления. Здесь вы­деляют этапы: планирования, организации, контроля и ре­гулирования. Функции стимулирования и обучения осущес­твляются по этапам управления;

• экономическое содержание процесса управления, вопло­щенное в следующих этапах: установление экономических потребностей оценка наличия ресурсов, распределение ре­сурсов, использование ресурсов;

• социальное содержание процесса управления, раскрываемое ролью человека в его осуществлении, поскольку субъектом и объектом социального управления всегда является чело­век;

• организационное содержание процесса управления, которое проявляется в последовательности использования организа­ционных рычагов воздействия: этапы регламентирования, нормирования, инструктирования, ответственности;

• информационное содержание процесса управления, состоя­щее в последовательности выполнения информационных работ: этап поиска информации, комплектования информа­ции, обработки информации, передачи информации (91). Свойства процесса управления. Процесс управления обладает специфическими свойствами: 1) изменчивости (процесс управле­ния переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляется в различном взаимодействии звеньев управле-

ния); 2) устойчивости (проявляется в возникновении и закрепле­нии связей процесса управления между звеньями, его осущест­вляющими); 3) непрерывности (пока осуществляется процесс производства, существует и непрерываемость процесса управле­ния); 4) последовательности (характеризует последовательность осуществления процесса управления: цель, ситуация, проблема, решение); 5) цикличности (повторяемость процессов управления все в новых и новых циклах) (91).

Виды процессов управления. В различных условиях процесс уп­равления может быть построен различными способами при со­хранении всех его специфических свойств (91). Это позволяет классифицировать процессы управления, выделить их наиболее типичные виды:

• линейный тип процесса управления (характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная опреде­ленность относительно цели воздействия, ситуации и т.д.);

• корректируемый тип процесса управления (харак­теризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа);

• разветвленный процесс управления (заключается в методологическом разделении работ по частям на опреде­ленных этапах);

• ситуационный процесс управления (характеризует­ся тем, что он возникает как бы по ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения);

• поисковый тип процесса управления (исходит из пол­ной ясности цели воздействия, но невозможности оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае реше­ние разрабатывается на основе цели и наиболее общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется си­туация) (91).

Наши рекомендации