Чем определяется формальная ролевая структура редакции и как ее фиксируют? Чем отличается от нее неформальная ролевая структура?

Различают несколько видов ролевой структуры. Первый и важнейший – так называемая формальная ролевая структура редакционного коллектива. Она соответствует штатному расписанию редакции. Предусмотренные им должности, связанные с выполнением определенных обязанностей, обусловливают и определенные роли занимающих их лиц, характер их служебных отношений, зависящих во многом от того, кем руководит или кому подчиняется тот или иной сотрудник. Каждый штатный работник редакции, занимая определенное место в ее формальной ролевой структуре, должен ясно представлять себе свои обязанности. Ему может помочь в этом Положение об обязанностях сотрудников редакции – документ, который нередко разрабатывают в коллективах, выпускающих печатные периодические издания. Он позволяет легче и быстрее войти в коллектив редакции ее новым работникам, предотвратить возникновение психологических конфликтов, связанных со служебными отношениями.

Если какие-либо элементы формальной ролевой структуры редакции бездействуют (например, в редакции есть вакантные должности), это отрицательно сказывается на работе всего коллектива, приводит к перегрузке сотрудников. Не случайно о журналисте в редакции судят не только по результатам его труда, но и по его месту – должности и роли в этом коллективе. И не случайно также, что одной из эффективных форм стимулирования сотрудников редакции является их продвижение по должностной лестнице, перемещение на более высокие должности по штатному расписанию, предполагающее и больший служебный авторитет, и большую меру ответственности, и, разумеется, более высокий уровень материального поощрения.

Формальная ролевая структура редакционного коллектива, поскольку она связана со штатным расписанием, – одна из наиболее устойчивых форм его структурирования. Но при необходимости в нее вносят изменения – пересматривают штатное расписание, вводят новые должности, перемещают сотрудников из одного подразделения в другое. Заметим, однако, что, поскольку, как мы знаем, в последнее время величина редакционных коллективов в результате стремления к ее минимизации уменьшается – во многих редакциях количество нештатных сотрудников превышает количество штатных, – эта формальная ролевая структура приобретает новые качества. Служебные отношения между штатными работниками упрощаются, а их отношения с нештатными сотрудниками регулируются в зависимости от роли, которую нештатники играют в подготовке и выпуске периодического издания.

Но сотрудники редакции поддерживают между собой не только официальные отношения, связанные с должностями, которые они занимают. Между ними возникает множество связей – дружеских, по творческим интересам и др. В процессе личных контактов, в ходе совместной работы в коллективе возникают определенные отношения, не всегда совпадающие со служебными отношениями, обусловленными формальной ролевой структурой редакции. Все больший авторитет получают самые способные, опытные, инициативные работники, готовые помочь товарищу. Независимо от их должности к ним приходят за советом, к их высказываниям на летучке прислушиваются. Наряду с формальным лидером – официальным руководителем – в коллективе может выдвинуться и неформальный лидер. При этом не исключено возникновение служебных, психологических конфликтов, которые всегда отрицательно сказываются на моральном климате коллектива. Так проявляется вторая – неформальная сторона ролевой структуры редакции. Иногда ее называют неформальной ролевой структурой.

Стремясь создать хорошо сработавшийся, как говорят социологи, гомфотерный коллектив, его руководители должны установить оптимальное соотношение между обеими сторонами ролевой структуры. Изучать своих людей, выдвигать вперед самых авторитетных, способных, умелых работников, поручать им самые сложные задания, поощрять их и выдвигать на более ответственные и вышеоплачиваемые должности. Таким образом, обе стороны ролевой структуры редакции взаимосвязаны и, влияя друг на друга, приводят к качественному улучшению ее состава.

4. Кто назначает или избирает главного редактора газеты? Каковы обязанности главного редактора, и какие требования ему предъявляют?

Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Он осуществляет свои полномочия в соответствии с законом РФ о средствах массовой информации и уставом редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

В уставе редакции определяется порядок избрания или назначения главного редактора. Если редакция еще не имеет утвержденного устава или если она состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок назначения главного редактора, определяются договором, который он заключает с учредителем.

От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Поэтому к нему предъявляют высокие требования. Кроме широких и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, – политикой, экономикой, культурой или другими, особое значение получают качества редактора как управленца. Особенно его умение быстро принимать решение по любому вопросу, связанному с деятельностью редакционного коллектива. Способность оценить изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и оперативно скорректировать прежние планы, задания и т.п. И затем подкрепить свое решение организационными мероприятиями, направленными на его реализацию.

Главный редактор определяет информационную политику газеты. Под этим понимают ее общественную позицию, отношение к событиям и процессам, которые происходят в различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре и др. От него прежде всего зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение. Или его газета станет выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры – партии, движения, финансовой корпорации – и активным участником борьбы, которую она ведет со своими противниками и конкурентами.

Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем. Но если главный редактор – просто специалист, нанятый учредителем для руководства редакцией и обеспечения выпуска газеты, его задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает ему учредитель, владелец издания, предоставляющий средства для его выпуска. Независимость главного редактора и возглавляемой им редакции в определении общественной позиции газеты резко ограничивается. Это может привести к возникновению конфликта и замене главного редактора. Правда, для того чтобы предотвратить противоречащее Закону о СМИ самоуправство администрации – учредителя газеты и частую смену ее редакторов, существует определенное ограничение. А именно: при регистрации юридического лица редакции в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет.

Это предполагает требовательность главного редактора ко всем его подчиненным, принципиальность и умение выдерживать твердую линию в своей деятельности, контролировать ход выполнения принятого решения. Важнейшая предпосылка этого – организаторское мастерство главного редактора, его умение сплотить всех сотрудников в единый коллектив – команду, способность каждого из них использовать до конца, взять от него все, что он может Дать общему делу. И воздать каждому по его заслугам.

5. Звено управления творческой части редакции. + 6.Звено исполнения творческой части редакции.

Творческая часть редакции формируется из двух звеньев. Первое – звено руководства и управления. В него входят: редакторах – главный редактор и его заместители, редакционная коллегия и секретариат. Второе – звено исполнения, которое охватывает корреспондентов, сгруппированных в отделы редакции, обозревателей, специальных и собственных корреспондентов газеты. Внутри каждого из звеньев происходит дальнейшее разделение труда. Например, редакторат и редколлегия осуществляют общее руководство редакцией, секретариат представляет собой центр оперативного управления коллективом. Важнейшими элементами звена исполнения являются творческие отделы, где создаются тексты и иллюстрации, публикуемые в газете.

Наши рекомендации