Античное эллиническое право.
Эллиническое право, т.е. законы древних греков, оказали влияние на весь античный мир. Мышление древних греков ассоциировало закон с божественным даром. Закон ассоциировался с судьбой. Закон был чем-то неизменным, охраняющим стабильность. Ликург, вводя законы в Спарте, добился страха перед ними даже у самых влиятельных людей. Спартанцы гордились своим смирением перед законами. В Спарте повиновение законам, т.е. власти считалось величайшим благом. Нарушение законов сразу влекло наказание. Спартанские законы установили равноправие, они не позволяли кичиться богатством, осуждали физический труд, заставляли равных быть воинами. Рождение воина было высшим предназначением семьи, поэтому брак являлся долгом. Брак мог быть создан по жребию. Чувство любви и симпатии высмеивались. Уголовные преступления карались изгнанием из числа равных. Спартанец боялся этого больше смерти.
Право древних Афин тоже отличалось жестокостью, охраняющее иерархический строй от высших к низшим. Впервые оно было кодифицировано при правлении архонта Драконта в 621 г. до н.э. Это были первые писаные нормы права. Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. За нарушение божественного (справедливого) порядка полагались смертная казнь и отказ в захоронении. Однако по мере демократизации афинского государства и общества эти законы стали смягчаться. Народ взял на себя миссию сотворять собственные законы. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., содержало в себе нормы и гражданского, и уголовного права. Если раньше законы были от бога, то теперь создавались собственные законы. Эти законы были направлены на то, «чтобы жить счастливо». Всеобщее благо, как цель государственной правовой жизни, означало отход от божественной предначертанности, переход к идее целесообразности.
Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, важным предметом законов Солона. Запрещалось дурно говорить об умершем, равно как и порочить живого — впредь это рассматривалось как оскорбление личной чести и наказывалось штрафами (в пользу, как семьи потерпевшего, так и казны). Вводились ограничения на излишние роскошества и вообще на проявления всякой нарочитости, нескромности (например, на излишние причитания женщин на похоронах). Прелюбодеяние в семье рассматривалось как преступление: мужу дозволялось убить застигнутого любовника жены. Тяжелый штраф полагался за изнасилование женщины, которое рассматривалось так же, как покушение не на личность, а на общественную мораль.
В Афинах существовала частная и государственная собственность. Последняя включала в себя рудники, шахты, военный флот и т.д.
Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на «видимое» (земля, дом, рабы) и «невидимое» (деньги, драгоценности). Наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (ипотека), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, в дальнейшем оказал заметное влияние на римское право.
Безбрачие осуждалось морально, многоженство запрещалось. Брак сопровождался договором жениха с главой семьи невесты, платой за невесту, но приданым невеста снабжалась не всегда. Развод для мужчины был свободен, для женщины весьма затруднен. Власть отца до Солона была очень большой: он мог продавать детей в рабство. Сын обязан был содержать родителей, впавших в бедность.
Преступления имели довольно развернутую классификацию. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества, умышленное убийство. Серьезными прегрешениями считались также клевета, плохое обращение детей с престарелыми родителями, похищение девушки. Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности). Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были записывать написанные речи наизусть. Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказаний. На судебное решение допускалась апелляция в гелиэе. Крайне разнообразными были применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным было, по-видимому, отравление - способ, которым был казнен философ Сократ. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей).
Утопию древних греков, уверовавших в демократию, развеял Александр Македонский, завоевавший Элладу и половину мира всего за 10 лет. Это была великая попытка восстановить деспотию, вернуть человечество к его истокам.
Таким образом, история эллинического права наглядно показала, что законотворчество у человека должно быть сведено к минимуму. Право – это явление метафизическое (сверхъестественное), результат деятельности высшей власти (богов).