Античное искусство. „

(7 в. до н. э.—3 в. н. э.) Значительными в культурном и экономическом отношениях -города, расположенные на юге Украины, России и в Крыму. В начале 6 в. до н. э. мало-азийский город Милет основал на берегу Буто-Днепровского лимана город, Ольвию, на восточном берегу Крыма—Феодосию и Пантикапей (ныне Керчь), ставший к концу 5 в. до н. э. центром большого государства, так называемого Боспорского царства. Греческий город Теос основал колонию на Таманском полуострове — Фанагорию. Позже, в 5 в. до н. э. был основан Херсонес (близ Севастополя). Ольвия и Херсонес развивались своеобразно, несколько иначе, чем Боспорское царство, по типу греческих полисов. Кроме этих крупных городов, возникло много других поселений в Крыму и на Северном Кавказе. Греческие причерноморские города были тесно связаны не только с метрополией, но и с местными племенами — со скифами и позже с сарматами. что дало- своеобразие развития культуры и искусства колоний.

Два исторических этапа: первыйот архаического периода до 1—2 вв. до н. э. и второй с 1 в. до н. э. по 3 в. н. э. В первом преобладает греческий художественный стиль, во втором господствует местный стиль, сложившийся во взаимодействии античных и скифо-сарматских элементов .В 6—2 вв. до н. э. в причерноморские колонии ввозились из разных греческих центров в огромном количестве расписные вазы. В Ольвии и в городах Боспорского царства были найдены при археологических раскопках множество ваз ориентализирующего стиля из Коринфа, Родоса и Хиоса, чернофигурных и краснофигурных ваз из Аттики, а также керамика из эллинистических центров. Кроме ваз, импортировались терракотовые статуэтки, бронзовые изделия, мраморная скульптура . Затем стали создаваться свои мастерские керамистов, коропластов, торевтов, ювелиров, резчиков по дереву. Появляются и свои живописцы. К концу 5-го - началу 4 в. до н. э. относятся замечательные произведения живописи: монументальная роспись подкурганного склепа на Таманском полуострове «Большая Близница» и роспись на деревянных досках саркофага из кургана Куль-Оба близ Керчи. Местные скульптурные мастерские начинают интенсивно работать только в эллинистическое и римское время. В районе причерноморских городов нет ни мрамора, ни другого хорошего камня для скульптуры; местный камень известняк не красив и не пластичен, и поэтому в 6—2 вв. до н. э. жители Ольвии, босфорских городов, Херсонеса предпочитают ввозить скульптуру из Греции и островов Эгейского моря. Среди привозных произведений следует назвать такие замечательные образцы скульптуры, как, например, стела с изображением атлета и скифа (Херсонский музей), голова богини из Ольвии 5 в. до н. э, статуя так называемого «Боспорского царя» 4 в.. до н. э., статуя Диониса 4 в. до н. э. (Санкт-Петрбург, Эрмитаж) и многие другие.С 3—2 вв. до н. э. появляется скульптура местной работы, например, гермы Геракла и Диониса из Пантикапея (Санкт-Петрбург, Эрмитаж), многочисленные надгробные стелы с рельефами. Особенно много местных скульптурных произведений падает на 1 в. до н. э. и первые века нашей эры. Это главным образом стелы из Боспора и Херсонеса, на которых можно последовательно проследить развитие местного художественного стиля. Греческие метрополии, особенно Афины, были весьма заинтересованы в широком обмене с причерноморскими городами и поставляли туда много первоклассных художественных товаров. Кроме скульптуры, следует особо отметить такие шедевры, как например, золотые подвески с изображением Афины Парфенос в медальоне (курган Куль-Оба), фигурные аттические сосуды в виде сфинкса, Афродиты в раковине — 4 в. до н. э. из погребения в Фанагории, редчайшие вазы с рельефными украшениями работы афинского мастера Ксенофанта,. гидрия с композицией, повторяющей центральную группу западного фронтона Парфенона, гравированные пластинки слоновой кости и многие замечательные-краснофигурные вазы (Санкт-Петрбург, Эрмитаж).Местные художники достигли особенного мастерства в торевтике и в резьбе-по дереву (украшении саркофагов). Они исполняли заказы не только жителей причерноморских городов, но и скифов. Например, - электровая чаша из кургана Куль-Оба, золотой гребень с пластическими изображениями скифов и серебряные сосуды из кургана Солоха, серебряная амфора Чертомлыцкого кургана. Хотя на вазах из Куль-Обы и Чертомлыка изображены скифы, причем переданы с большим знанием скифской жизни, но художественный стиль этих произведений чисто греческий, классический.

Архитектура городов Причерноморья носит античный характер с некоторыми местными отклонениями. Прочно вошли в строительство греческие ордера.Высокими архитектурными достоинствами отличаются боспорские склепы 4 в. до н. э., сложенные из камня по системе ложного свода (курганы: «Большая Близница», Царский). Пантикапейские склепы 1—2 вв. н. э., вырезанные в грунте или построенные из камня и покрытые росписью. В стенных росписях особенно часто встречается образ Деметры — богини земледелия. Одно из таких изображений (в склепе Деметры в Пантикапее — Керчи), относящееся к 1 в. н. э., имеет много общего с росписями Пальмиры.Отличительными особенностями боспорских росписей 1—2 вв. н. э. являются плоскостность, линеарность, преобладание локальных тонов, статичность фигур, невыразительность лиц, пренебрежение к пластической анатомии.Начиная с 1 в. до н. э. и особенно в первые века н. э.




Наши рекомендации