Право в системе социального регулирования. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.

К числу социальных норм относят обычаи, мораль, религию, этические, эстетические, политические и иные нормы.

Обычай – правило поведения, сложившееся исторически на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.

Мораль – это правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге.

Религиозные нормы – это правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих.

Всем этим нормам присущи общие черты:

- они носят социальный характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

- характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее нефиксированных случаях;

- адресуются заранее неопределенному кругу лиц.

Они различаются:

Основание различия Обычай Нормы морали Религиозная норма Право
Способ формирования В результате передачи из поколения в поколение Формируется в обществе в процессе его жизнедеятельности Создана богом Создаются и отменяются государством
Форма закрепления Отсутствует письменная форма, хранятся в памяти людей Содержатся в литературных памятниках, а могут быть в устной форме Зафиксированы в Библии, Коране В специальных актах государства
Методы обеспечения Общественным мнением Общественным мнением Угрозой божьей кары Обеспечиваются угрозой гос. принуждения
Оценочные критерии поступков   Хорошо-плохо, Справедливо - несправедливо   Правомерно – неправомерно, Законно-незаконно
Сфера действия   Шире, чем у права, т.к. охватывает личные отношения   Только те, куда есть доступ государства

Под корпоративными нормами понимаются содержащиеся в уставах и других документах организаций, регулирующие отношения между членами этих организаций.

Под корпорацией в современном смысле понимается юридическое лицо, основанное на членстве, участии. А корпоративные нормы – это система правил, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.

Любая организация для осуществления социально полезной деятельности вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения с тем, чтобы максимально эффективно организовать их работу и достичь поставленных задач. Указанные правила поведения составляют корпоративное право, которое является частью гражданского права. Речь идет о праве, а не о самостоятельном виде социальных норм. Признание самостоятельного регулирующего значения корпоративных норм вовсе не означает выведение их за рамки понятия права. Корпоративные нормы являются правовыми потому, что они связаны с общегосударственными нормами. В нормах общего действия предусматривается возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. В общих нормах определяются направления корпоративного регулирования путем указания на цели, задачи общества. Также законодатель указывает и пределы корпоративного регулирования, а также процедуру принятия корпоративных норм. Корпоративные нормы обеспечиваются силой государственного принуждения.

Лекция

Тема 12. Право и другие социальные явления (2ч)

Право и государство

В рамках соотношения государства и права рассматриваются вопросы о том, что первично: государство или права, зависит ли государство от права или наоборот, право зависит от государства.

Можно выделить 5 подходов к соотношению государства и права.

1) Этатистский. Государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Государство предшествует праву. Право зависимо от государства, порождено им. Право, таким образом, выступает как совокупность государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения. Государство не связано правом.

2) Естественно-правовой. Право существует до и независимо от государства. Т.к. государство утверждается юридическими способами, оно является продуктом права. Государство подчиняется праву.

3) Дуалистический подход. Существует двусторонняя функциональная связь между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают влияние друг на друга.

4) Позитивистский подход. Он основан на идее самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам.

5) Либерально-демократический подход. Государство связано правом. Право и закон различаются. Это государство должно учитывать, принимая новые законы.

Воздействие права на государство.

Право оказывает воздействие на

- внутреннюю организацию государства;

- на деятельность государства.

Право оформляет структуру государства, определяет взаимодействие между его органами, определяет предметы ведения между центром и субъектами федерации.

Воздействие на деятельность государства проявляется во взаимодействии государства и населения. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы вмешательства государства в частную жизнь.

Воздействие государства на право

- государство является непосредственным создателем правовых норм и субъектом их применения;

- обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной, контрольной и судебной власти;

- осуществляет юридическую политику. Это комплекс идей, задач, целей, принципов, реализуемых обществом и государством в сфере действия права и посредством права.

Право и экономика

Экономика означает искусство ведения домашнего хозяйства. В то же время экономика – это определенная социальная сфера – сочетание социальных отношений, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ.

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса и надстройки. Базис - это экономическая структура общества, или экономический строй, который складывается независимо от воли людей. Надстройка – это идеологические отношения и институты, возникающие под воздействием общественного сознания.

Экономика имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки, а именно: 1) она обусловливает необходимость правового регулирования в целом, т.е. существование права как такового; 2) она определяет тот или иной тип права; 3) определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период.

Соотношение права и экономики проводится с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Соотношение должно быть оптимальным между экономической свободой и экономическим равенством людей. В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между правом и экономикой.

Право участвует в регулировании экономикой следующим образом:

- определяет цели экономического развития;

- закрепляет равноправие всех форм собственности;

- определяет круг субъектов рыночных отношений;

- вытесняет порочные средства коммерции;

- проводит продуманную налоговую политику;

- формирует правовые механизмы и процедуры разрешения конфликтов в сфере экономики;

- устанавливает юридическую ответственность за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношение и взаимосвязь права и экономики определяется необходимостью

А) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;

Б) обеспечения справедливого перераспределения доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Право и политика

Термин «политика» (от греческого слова «polis») означает город-государство. Понятие «политика» использовалось как общественный институт, выражавший общие дела (интересы) полиса.

Современное понятие «политика» означает социальную сферу, в которой сталкиваются и реализуются интересы больших социальных групп. Политика возникает в связи с дифференциацией общества на группы со своими особыми интересами. Наличие разноплановых интересов вызвало потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции, которые вместе призваны сохранить целостность общества. Это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества.

Право имеет политическую природу, т.к. является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп.

В советский период вправе опосредовалась только государственная политика, причем не вся, а только та часть, которая для своего осуществления нуждалась в общеобязательной форме и государственной охране, т.е. в возведении в закон (Алексеев С.С.). Однако право может служить формой выражения политики только до тех пор, пока она строится на началах справедливости. Если государство начинает использовать законодательную власть в интересах одного социального слоя или проводить антинародную политику, право в таких законах перестает существовать. Поэтому политика не может главенствовать над правом. Мушинский отмечал, что закон – это симбиоз права и политики, в нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность, с другой.

Ценность права.

Понятие ценности права раскрывает его положительную роль для общества и отдельной личности.

Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан и общества.

Право характеризуется:

- инструментальной ценностью. Право вносит рациональные начала в общественную жизнь, учреждая единые правила поведения и придавая действиям людей организованность и обеспечивая их подконтрольность.

- общесоциальной ценностью. Право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы отдельные индивиды и общество. Право согласовывает специфические интересы с общими интересами.

- самоценностью. Она выражается в регулятивной самобытности права. С помощью принудительных мер право гарантирует возможность нормальной деятельности индивидов и организаций, препятствует незаконным вмешательствам в сферу правомерной деятельности.

- гуманистической (личной) ценностью. Ценность права состоит и в том, что оно открывает личности доступ к благам, а также в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности

Лекция

Тема 13. Функции права (2ч)

Выделяют две группы функций права: юридические и социальные.

К юридическим функциям относят следующие:

1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества путем предоставления прав и возложения обязанностей. В рамках регулятивной функции право закрепляет права и обязанности граждан, компетенцию государственных органов, момент возникновения прав. Право описывает юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Право способно влиять на поведение людей угрозой наказания, установлением запретов.

3) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов. Формируется положительное отношение к праву, побуждающее действовать в соответствии с его требованиями. Кроме того, право позволяет переносить накопленные ценности в структуру личности.

К неюридическим функциям относят следующие:

1) Культурологическую: право как часть культуры аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества;

2) Информативно-познавательную: право содержит в себе социально полезную информацию;

3) Социального контроля: право является регулятором отношений, может управлять обществом;

4) Согласования интересов: право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Лекция

Тема 14. Источники права

Термин «источник права» может быть использован в нескольких значениях.

1) Н.Г.Александров определяет источник права как вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм. Источник права – это особый акт волеизъявления. К ним относится законотворчество, судебная и административная практика.

2) Источником права называют внешнюю форму выражения права. Внешняя форма правовой нормы это выражение вовне ее внутренне организованного содержания. Как отмечает Д.А.Керимов, это источник права в формальном смысле.

Внешняя форма выражения правовых норм должна быть заранее определена, т.е. виды формальных источников должны быть предустановленны государством. Это одно из выражений законности.

3) Источником права в материальном смысле могут быть сами развивающиеся общественные отношения, требующие правового регулирования.

4) Источником права в идеальном смысле является общественное правосознание.

Многозначность термина «источник права» делает более предпочтительным термин «форма права».

В данной лекции речь пойдет об источнике права в формальном смысле.

Совокупность источников права в государстве определяется в зависимости от того, к какой правовой семье принадлежит национальная правовая система. В Европе различают две основные правовые семьи: англо-саксонскую и романо-германскую. Главным критерием их различия является место и роль писаных актов, обычаев, судебных прецедентов. В романо-германской правовой семье, к которой принадлежит и Россия, первостепенную роль играют законы.

В юридической науке выделяют следующие источники права: нормативные правовые акты, правовые обычаи, судебный прецедент, нормативные договоры, правовая доктрина.

Нормативный правовой акт.

При употреблении термина «нормативный правовой акт» имеют значение все три составляющие. «Акт» в данном случае означает материальный источник, документ. При этом важно, что это «правовой» документ, т.е. документ, который содержит общеобязательные государственно-властные предписания, осуществляемые под гарантией государства. Также важно, что нормативный правовой акт - это нормативный акт, т.е. содержащий правила поведения в обществе, которые распространяются на неопределенный круг лиц и могут быть реализованы неограниченное количество раз.

Система нормативных правовых актов определяется Конституцией и законами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные правовые акты, и порядок издания таких актов.

С. Бошно выделяет следующие признаки нормативного правового акта:

- волевое содержание;

- официальный характер;

- вхождение в единую систему;

- нормативность;

- письменный документ;

- принимается по специальной процедуре;

- принимается компетентными органами;

- регулирует общественные отношения;

- гарантируется принудительной силой государства.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Одни и те же органы могут издавать как нормативные, таки ненормативные акты.

Система нормативных правовых актов включает в себя:

Законы:

А) Конституция;

Б) Федеральные конституционные законы;

В) Федеральные законы

Г) Законы субъектов Федерации

Подзаконные акты:

А) Указы Президента;

Б) Постановления Правительства

В) Инструкции, положения министерств, служб, агентств

Г) Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации

Делегированное нормотворчество: локальные акты органов местного самоуправления и юридических лиц.

Иерархия нормативных правовых актов обусловлена компетенцией того или иного властного органа, его функциями, задачами, а также соподчиненностью и субординацией органов.

Характеристика нормативных правовых актов.

Законы.

- законы принимаются законодательным органом или на референдуме;

- регулируют наиболее важные общественные отношения, определяемые социально-экономическими, политическими и др. проблемами;

- законы имеют верховенство на всей территории и высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам. В случае их противоречия применяется закон;

- принимается по специальной законодательной процедуре, призванной обеспечить всестороннее обсуждение и стабильность принимаемых законов.

Указы Президента

Указы принимаются Президентом и должны соответствовать законам. Они издаются в пределах полномочий главы государства.

Не все указы являются нормативными. Если они содержат предписания, адресованные конкретным лицам, т.е. не включают в себя нормы права, речь идет не о нормативных, а о правоприменительных правовых актах Президента.

Указы Президента относят к подзаконным актам. В то же время Президент может принимать указы и в отсутствие федерального закона. Это право вытекает из того, что Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека, должен принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства. Поэтому для обеспечения реализации норм Конституции Президент должен принимать меры впредь до принятия закона. Однако иногда право принимать указы по некоторым вопросам прямо исключается. Так, например, налоги могут быть установлены только законом.

Наши рекомендации