Возвращение Крыма. Поддержка Россией ДНР и ЛНР.
Присоедине́ние Кры́ма к Росси́йской Федера́ции — включение в 2014 году в состав Российской Федерации бо́льшей части территории Крымского полуострова[Комм. 1] (который после распада СССР являлся частью независимой Украины[Комм. 2] и до 2014 года контролировался ею), с образованием двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Этому событию непосредственно предшествовали многомесячные антипрезидентские и антиправительственные акции на Украине («Евромайдан»), завершившиеся в феврале 2014 года смещением Виктора Януковича с поста президента страны. Первые же действия пришедшей к власти в Киеве оппозиции вызвали в Крыму протесты местного, в основной массе русскоязычного, населения, чему способствовала активизация действий русских общественных организаций («Русская община Крыма» и партия «Русское единство»), приступивших к мобилизациисвоих сторонников ещё в середине января 2014 года, в связи с обострением противостояния в Киеве и развернувшейся кампанией захватов административных зданий в ряде регионов Украины
Как стало известно из вышедшего в марте 2015 года документального фильма «Крым. Путь на Родину», в ночь с 22 на 23 февраля по распоряжению президента РФ Владимира Путина была проведена спецоперация по эвакуации президента Украины Виктора Януковича и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма. Утром 23 февраля Путин, по его словам, поставил перед руководителями задействованных силовых ведомств задачу «начать работу по возвращению Крыма в состав России»[6].
23—24 февраля под давлением пророссийских активистов была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя. 26 февраля сторонники Меджлиса и новой украинской власти попытались занять здание крымского парламента и заблокировать его работу. Рано утром 27 февраля российский спецназ занял здания органов власти АР Крым и взял их под свою охрану, после чего депутаты Верховного Совета АР Крым, собравшиеся в здании парламента, отправили в отставку правительство Анатолия Могилёва и приняли решение о проведении 25 мая общекрымского референдума о расширении автономии полуострова в составе Украины. Новое правительство Крыма возглавил лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов, заявивший о непризнании нового руководства Украины и обратившийся к руководству России за «содействием в обеспечении мира и спокойствия на территории Автономной Республики Крым»
1 марта Совет Федерации РФ удовлетворил официальное обращение президента Владимира Путина о разрешении на использование российских войск на территории Украины хотя к этому времени они там уже фактически использовались Российскими военнослужащими совместно с отрядами добровольцев были блокированы все объекты и воинские части ВС Украины на территории полуострова, командование которых отказалось подчиниться правительству Крыма
6 марта формулировка вопроса, выносившегося на референдум, была изменена. В обход украинской Конституции, на голосование был вынесен вопрос о присоединении Крыма к России. 11 мартаВерховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом была принята Декларация о независимости[19][20]. 16 марта был проведён референдум о статусе Крыма[21], на основании результатов которого была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ
Меджлис крымскотатарского народа 15 марта заявил о непризнании референдума, «проводимого с целью изменить территориальную принадлежность Крыма», легитимным и соответствующим международному праву и Конституции Украины
Большинство государств-членов ООН не признаёт крымский референдум и «основанные на нём изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя». Украина из ападное сообщество («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза) расценили действия России как агрессию, оккупацию и аннексию части украинской территории, нарушение территориальной целостности Украины[Комм. 3]. Неприятие Западом российских действий в Крыму привело к отказу западных лидеров от сотрудничества с Россией в формате «Большой восьмёрки» и стало одной из причин введения западных санкций против России. Россия, в свою очередь, рассматривает присоединение Крыма как реализацию права на самоопределение населения Крыма, «восставшего» против силовой смены власти в стране.
Вопрос о роли, которую сыграла Россия в ходе вооружённого конфликта в Донбассе, неоднократно поднимался международным сообществом, в том числе на уровне ООН и ОБСЕ. С заявлениями по этому поводу выступали руководители Украины, России[4] и других стран.
Отношения между Россией и Украиной резко обострились в 2014 году после отстранения от власти президента Виктора Януковича, а впоследствии — включения Крыма в состав России. 27 января 2015 года Верховная рада Украины приняла постановление[5], в котором действия России в Крыму и Донбассе[6] были квалифицированы как агрессия в отношении Украины, а в утверждённой в сентябре 2015 года новой военной доктрине Украины Российская Федерация была объявлена её военным противником
В новой «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», принятой Указом президента РФ от 31.12.2015 N 683, смена власти, произошедшая на Украине в начале 2014 года, была охарактеризована как «антиконституционный государственный переворот», поддержка которого США и Европейским союзом «привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооружённого конфликта». В документе говорится: «Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России»[9].
Российское руководство рассматривает конфликт на востоке Украины как гражданскую войну, которую спровоцировали США, причастные, по мнению России, также к свержению президента Украины Виктора Януковича[1]
Донецк и Луганск
В апреле 2014 года массовые протесты против новых украинских властей на востоке страны переросли в вооружённый конфликт между вооружёнными силами, добровольческими военизированными формированиями и отрядами повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик).
Согласно официальной позиции руководства Украины, сепаратистские настроения целенаправленно разжигались Россией, а многие радикальные «сторонники федерализации» являлись приезжими россиянами, которые занимались на территории Украины диверсионной деятельностью[23].
Украина, США и ряд других государств, а также НАТО, Совет Европы, ПА ОБСЕ и Европейский союз обвиняют Российскую Федерацию во вмешательстве в конфликт — в частности, использованием регулярных войск в боевых действиях на стороне повстанцев, поставками оружия и финансовой поддержкой. Российское руководство последовательно отвергает эти обвинения, заявляя, что Россия не является стороной противостояния. Российское руководство рассматривает конфликт на востоке Украины как гражданскую войну, которую спровоцировали США, причастные, по мнению России, также к свержению президента Украины Виктора Януковича.
Но попытка достичь соглашения между противостоящими сторонами не имела успеха. 22 апреля и. о. президента Украины Александр Турчинов потребовал от силовых структур возобновить проведение «результативных антитеррористических мероприятий для защиты от террористов украинских граждан, проживающих на востоке Украины». Поводом для возобновления АТО послужили жестокие убийства депутата Горловского горсовета от партии «Батькивщина» В. Рыбака и студента — активиста Евромайдана, в совершении которых СБУ обвинила повстанцев. Турчинов назвал произошедшее «демонстративным надругательством над Женевскими соглашениями» — преступлениями, которые «совершаются при полной поддержке и попустительстве Российской Федерации».
2 мая 2014 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил в связи с началом военной операции в Славянске о срыве Украиной женевских соглашений. Позднее министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал возобновить прямые переговоры между Россией и Украиной для урегулирования конфликта, признав необходимость проведения второго раунда Женевских переговоров после того, как первый раунд не принёс позитивных результатов.
В дальнейшем поиск решения конфликта дипломатическими методами продолжился в так называемом нормандском формате с участием высокопоставленных представителей Германии, Франции, Украины и России, а также в формате трёхсторонней контактной группы по Украине привело, в частности, к подписанию Минского соглашения от 5 сентября 2014 года и недолгому относительному перемирию.
До конца апреля 2014 года противостояние повстанцев и украинских силовиков ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия. Постепенно украинская вооружённая группировка была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы. На авиаудары повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты. К началу августа 2014 года силы АТО, вчетверо сократив территорию, контролировавшуюся повстанцами с начала боевых действий, почти окружили Донецк и Луганск. Но в середине августа, после смены руководства ДНР и ЛНР, новые лидеры повстанцев объявили о получении существенного подкрепления. В ходе начавшегося контрнаступления повстанцев в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских военных. В начале сентября 2014 года было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались с различной степенью интенсивности. С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всем протяжении фронта. В результате боёв к началу февраля 2015 года повстанцам удалось достичь значительных успехов. На переговорах 11-12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии.