Политических и правовых учений
1.1. Предмет учебной дисциплины
Как известно, история изучает прошлое. Применительно к рассматриваемому курсу речь идет обо всех уже созданных людьми представлениях о государстве и праве. Именно совокупность этих идей составляет предмет истории политических и правовых учений. Например, сюда входят многообразные воззрения о происхождении и сущности, типах, формах и функциях государства, о закономерностях осуществляемого здесь правового регулирования, раскрываемых через понятия права как такового, его формальных источников, правотворчества, правоприменения, санкций. Включает анализируемый предмет и представления о политико-юридическом идеале.
Правда, выделенный гигантский объем информации о государственно-правовой жизни неизменно постигают исследователи конкретного периода времени в определенной стране. И они так поступают прежде всего для совершенствования политико-юридической теории и практики там и тогда, где и когда существуют сами. Вот почему в сочиняемых отдельными авторами историях учений о государстве и праве обыкновенно аккумулируется лишь часть отмеченного огромного запаса сведений. Ее в сложившейся политической обстановке есть смысл вспомнить для нужд сегодняшнего дня.
Однако в каждом государстве обсуждаемые потребности специфичны. Это приводит, в частности, к уникальности иерархии целей, реализуемых государственным аппаратом любого из упомянутых сообществ. Отсюда история политических и правовых учений, написанная в конкретный отрезок времени для нужд всякой отдельной страны, не может не отличаться от подобных сочинений, тогда же созданных, исходя из надобностей других государств.
Данная книга предназначена помочь в решении проблем совершенствования современного отечественного политически организованного общества. Выделенным обстоятельством определяется круг включенных сюда материалов. Причем основная цель последних – подвести изучающих политико-юридические науки к самой глубокой содержащейся в этих отраслях знания мудрости, уяснение которой большинством граждан российского государства позволит успешно осуществить стоящие перед указанным сообществом задачи по прогрессивному развитию. Она сводится к следующему.
Государство выступает как организация разделения и кооперации труда и иной деятельности людей на определенной территории. И качество жизни любого участника рассматриваемой социальной системы определяется степенью совершенства используемых отмеченным человеком для реализации собственных нужд усилий остальных членов государственно организованного общества. В итоге наилучшая ситуация для каждого индивидуума в государстве – потребление продуктов труда и других результатов человеческого поведения, являющихся превосходными с точки зрения запросов потребителя. Притом такое положение не достигается, даже если одно лицо в политически организованном обществе демонстрирует несовершенные формы собственной активности. Ведь негативные последствия от этого прямо или косвенно испытывают его сограждане без какого-либо исключения.
Отсюда закономерно встает вопрос: каким образом возможно создать в стране условия для высококачественной производственной и иной деятельности всех составляющих упомянутое сообщество людей? Ответ на него очевиден. Чтобы человек был способен оказывать остальным участникам государственного общежития трудовые и другие услуги высшей степени совершенства, он должен иметь материальные средства, позволяющие не только получать хорошее воспитание и образование, а также обладать нужными для этого здоровьем и физической подготовкой, но и поддерживать и улучшать приобретенные знания, умения, навыки и состояние собственного тела в течение своей жизни.
Если у индивидуума нет достаточных ресурсов, скажем, финансовых, для реализации всего перечисленного, то предоставлять согражданам превосходные результаты производственной и иной собственной деятельности он не сможет. Следовательно, гражданину невозможно жить хорошо (то есть пользоваться высококачественными продуктами трудовых и других усилий остальных участников государственного общежития), когда его партнеры по такому взаимодействию живут плохо: а именно из-за своих неудовлетворительных материальных условий существования не способны к формам человеческой активности высшей степени совершенства, ибо не приобрели нужных для этого качеств[5].
В силу приведенной аргументации в личных интересах каждого человека в государственной организации делать две вещи. Во-первых, ему следует всячески способствовать приобретению остальными людьми всего необходимого для высококачественной трудовой и иной деятельности. Во-вторых, когда у человеческих индивидуумов есть условия, чтобы эффективно работать и выполнять другие функции, но они не хотят этого, нужно убеждать или, в крайнем случае, принуждать отлынивающих от указанных усилий преодолевать такое нежелание.
Усвоение общественным мнением в нынешней России только что сформулированных теоретических положений открывает перспективы прогрессивных преобразований отечественной государственно-правовой системы. И автор данного сочинения искренне желает подобного развития событий, означающего повышение политической и юридической культуры его сограждан.