Формы разделения труда при разработке структуры должностей

Разделение управленческого труда – это процесс выделения видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности различных управленческих групп.

Существуют следующие виды разделения управленческого труда в организациях:

1. Функциональное представляет собой процесс выделения функций, объективно необходимых для эффективного управления, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.

2. Иерархическое представляет собой распределение работ по функциям, по уровням иерархии управления; закрепление их за определенными управленческими работниками и подразделениями и формирование на этой основе их полномочий.

3. Технологическое представляет собой разделение процесса управления на операции по сбору, передаче, хранения и преобразования информации, выполняемых определенными категориями управленческих работников и технологических специализированных подразделений.

4. Профессиональное–дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное представляет собой распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями управленческих работников.

6. Должностное–распределение управленческих работников в соответствии с их компетенцией.

Внутренние формы разделения труда:

· горизонтальное – это разделение труда на компоненты, которые являются частью общей деятельности;

· вертикальное – это выделение работы по координации действий от самих действий.

27. Понятие и содержание должностей

Д.- штатная единица в структуре аппарата гос.органа, создаваемая для обеспечения исполнения полномочий гос органа либо лиц, замещающего соответствующую должность.

Д.- постоянное юр установление в гос орган , характеризующее объем, содержащие и ресурсы деятельности по реализации компетенции соответств ГО

Все должностные обязанности по конкретной Д. закреплены в должностном регламенте или в должностных инструкциях.

Д. характеризует служебное место и соц. Трудовую роль каждого служащего.

Гос. Служба имеет ответст-ть, установленную законодательством, за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Элементы должности как структурной единицы:

1) точно обозначенное место в штатном расписании

2) обязанности по данной должности

3) права и полномочия

4) ответственность как совокупность поощрений и санкций, назначаемых служащему за его работу

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего. Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.

В действующем российском законодательстве о государственной службе государственная должность определяется как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Таким образом, законодательно закрепляются следующие составляющие этого понятия:

1. должность — это структурная единица государственных органов;

2. она учреждается в установленном законодательством порядке;

3. устанавливает круг обязанностей, соответствующий полномочиям государственного органа;

4. включает денежное содержание и ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленных обязанностей.

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно - правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности.

Государственная должность характеризуется следующими признаками:

1) является частью организационной структуры государственного органа;

2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в нормативных правовых актах.

С организационной точки зрения должность представляет собой определенную структурную единицу, находящуюся в системе государственной службы. Она является независимой от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица, ее занимающего.

Должность также определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащий не является "собственником" занимаемой им должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах служебные функции и задачи.

Наименование государственной должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций государственного органа.

Государственные должности не могут образовываться в государственных учреждениях, не являющихся органами государственной власти.

Институт государственной должности подразумевает его персональную реализацию в лицах, в связи с чем установлено соотношение иерархии должностей и иерархии квалификации и специализации лиц, замещающих государственные должности.

Специализация предусматривает наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей соответствующего профессионального образования.

Таким образом, суть государственной должности не столько в характеристике органов или учреждений, в которых она образована, сколько в совокупности полномочий, осуществляемых по этой должности. Государственная должность - это юридическое, от имени государства, учреждение полномочий по реализации компетенции государственного органа одним лицом.

Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности подразделяются на два вида:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность, которые замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Наши рекомендации