Место и роль государственной службы в системе государственного управления

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА»

Место и роль государственной службы в системе государственного управления

Система государственного и муниципального управления — это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа. Муниципальное управление также изучается как управленческая система. Оно реализуется в рамках того или иного муниципального образования и называется «местное самоуправление».

Государственная служба является одним из главных институтов современного государства. Юристы характеризуют институт как совокупность правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы, проникнутые внутренним единством и охватывающие все существенные моменты регулирования соответствующего участка. Представители политической науки, исследуя политический институт, трактуют его не только как инструмент управления, но и как упорядоченный механизм взаимодействия управляющих и управляемых, «верхов» и «низов» общества, который эффективен только тогда, когда укоренен в усвоенных обществом не только писаных, но и неписаных нормах, образцах поведения, ценностных системах.

Государственное управление составляет содержание деятельности государственной службы. Если для высших государственных органов – правительства, парламента – это только одна из многочисленных функций, то для государственной службы государственное управление составляет основное содержание. Государственные служащие должны обладать управленческими знаниями, умениями и навыками, управленческими способностями и опытом управления.

Предназначение государственной службы:

- Обслуживание государства (обеспечение исполнения полномочий его органов, проведение в жизнь законов принятых в государстве и государственной политики)

-Обслуживание общества (внесение порядка и рациональной организации в социальное пространство, обеспечение прав и свобод человека, повышение качества жизни населени

Актуальность становления новой системы государственной службы в современной России

Актуальность научно-методологического осмысления становления ГиМС обусловлена рядом причин:

- эффективность деятельности государства и благополучия общества определяются качественным исполнением функции управления на всех уровнях, во всех ветвях ГВ, состоянием гос. аппарата, его кадровым потенциалом =〉необходимо проведение грамотной кадровой политики, которая позволила бы формировать качественно работающий состав профессиональных чиновников;

- ГиМС является сложным комплексным соц-пол и орган-правовым институтом, характеризующимся многообразием элементов, связей, закономерностей и особенностей;

- ГиМС должна стать средством формирования правового государства, обеспечивающего необходимые условия его взаимодействия с обществом и отдельными гражданами;

- сложный комплексный характер служебных отношений возникающих в связи с организацией и функционированием ГиМ ОВ и управления.

Структурные компоненты теории государственной службы

Факторы, влияющие на состояние государственной службы

К факторам влияющим на состояние ГС:

1. Соц факторы (что необходимо обществу, в каком состоянии оно находится)

2. Экономические (средства которые могут быть направлены на реализацию и разработку программ)

3. Политические (ситуация в стране – стабильность)

4. Исторические (по какому пути развивалось государство)

5. Внутренние факторы (вся совокупность процессов происходящих внутри страны)

6. Внешние факторы (мировая ситуация развития разных сфер жизни общества)

Организационные принципы государственной и муниципальной службы

Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе".

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих.

Государственная гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. Реализации данного принципа должны способствовать закрепляемые Законом требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности государственной гражданской службы (ст. 12). На повышение профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащих (ст. 62 - 63).

Содержание паспорта и регламента должности

Должностной регламент – основной нормативный акт, регламентирующий деят-ть ГСлуж, в кот содержатся требования, предъявляемые к ГСлуж, замещающим соответствующую должность, служ права, обязанности и ответственность в зависимости от функциональной особенности данной должности и сферы ведения ГО

1. Общие положения (паспорт должности):

· наименование ОВ

· наименование структурного подразделения, отдела

· категория и группа должности

· наименование должности

· должность непосредственного руководителя

· перечень подчиненных должностей, должностных лиц

· порядок замещения в период отсутствия

2. Квалификационные требования:

Критерии, которым должен соответствовать ГСлуж:

Квалицикационные требования должны состоять из:

· Требования к уровню проф образования

· Требования к стажу, опыту работу

· Проф знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей

2 уровня проф знаний: общие и специальные

К общим проф знаниям относятся знания в области ГВ РФ, системы ГС, общие знания по специальности служащего

Спец проф знания: объем проф знанй, необходимый для эффективного исполнения обязанностей по данной должности в рамках проф дея-ти ГО

Проф наквыки (обязательные) ГС:

- навыки работы на компьютере

- навыки работы с орг техникой

- умения, связанные с процессом делопроизводства

3. Должностные обязанности, права, ответственность

4-5. Перечень вопросов, по кот гос служ вправе или обязаны участвовать в подготовке НПА и проектов управленческих и иных решений.

Указыв, те действия, которые самостоятельно инициируются должностным лицом.

6. Сроки и процедуры подготовки рассмотрения управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

7. Порядок служебного взаимодействия служащих

8. Гос услуги, оказываемые ГСлуж гражданами и юр лицами

9. Показатели эффективности, результативности проф служебной деятельности.

Требования к претендентам на замещение государственных и муниципальных должностей

79-ФЗ ст 12

25-ФЗ ст 9

Указ Президента № 1131 от 27.09.05 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих"

НПА конкретного ГО

НПА субъекта РФ

Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

3. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

4. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации.

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Ф.А. Мухаметпзянов

1. Для повышения социальной защищенности муниципальных служащих в первую очередь должен быть решен вопрос о достаточном и своевременном финансировании муниципальной службы, предусматривающем муниципальному служащему заработную плату, соответствующую уровню выполняемой работы.

О.А. Богомолов

1. Для повышения социальной защищенности служащих государственного аппарата необходимо завершить формирование нормативной базы. В частности, принять федеральные законы «О декларировании доходов и имущества государственных служащих», «О порядке передачи акций в доверительное управление». Назрела необходимость принятия областных законов «Об индексации денежного содержания государственных служащих», «О пенсионном обеспечении государственных служащих», «О возмещении семье части расходов на погребение государственных служащих», «О должностных окладах, порядке их назначения и размерах, о надбавках к должностным окладам», «Об условиях, порядке назначения и выплаты доплаты к пенсии по случаю потери кормильца». Принятие данных законов в настоящее время сдерживается недостатком бюджетных средств.

В.П. Бусовиков

1. Формально все основные проблемы по социальной защищенности служащих государственного аппарата решены в принятых федеральном и областном законах о государственной службе. Основной задачей является строгое их соблюдение и реализация на практике. Для чего необходимо предусматривать в соответствующих бюджетах необходимое количество средств. Это позволит избежать многих негативных явлений, имеющих место в деятельности государственного аппарата всех уровней (взяточничество, коррупция, недобросовестное отношение к работе и т.п.). В бюджете Пермской области на 1998 год на эти цели предусмотрены средства только на доплаты к государственным пенсиям и на обучение кадров государственных служащих.

Реализация Федеральной программы реформирования государственной службы как фактор эффективности

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА»

Место и роль государственной службы в системе государственного управления

Система государственного и муниципального управления — это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа. Муниципальное управление также изучается как управленческая система. Оно реализуется в рамках того или иного муниципального образования и называется «местное самоуправление».

Государственная служба является одним из главных институтов современного государства. Юристы характеризуют институт как совокупность правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы, проникнутые внутренним единством и охватывающие все существенные моменты регулирования соответствующего участка. Представители политической науки, исследуя политический институт, трактуют его не только как инструмент управления, но и как упорядоченный механизм взаимодействия управляющих и управляемых, «верхов» и «низов» общества, который эффективен только тогда, когда укоренен в усвоенных обществом не только писаных, но и неписаных нормах, образцах поведения, ценностных системах.

Государственное управление составляет содержание деятельности государственной службы. Если для высших государственных органов – правительства, парламента – это только одна из многочисленных функций, то для государственной службы государственное управление составляет основное содержание. Государственные служащие должны обладать управленческими знаниями, умениями и навыками, управленческими способностями и опытом управления.

Предназначение государственной службы:

- Обслуживание государства (обеспечение исполнения полномочий его органов, проведение в жизнь законов принятых в государстве и государственной политики)

-Обслуживание общества (внесение порядка и рациональной организации в социальное пространство, обеспечение прав и свобод человека, повышение качества жизни населени

Наши рекомендации