Реализация департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В рамках реализации комплексных мер по улучшению демографической ситуации в Брянской области, органами исполнительной власти осуществляется целенаправленная работа по развитию различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствованию правового регулирования по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

Ежегодно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории области уменьшается, а количество детей, устроенных в семьи граждан, увеличивается.

Реализация Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является приоритетным направлением в деятельности Правительства Брянской области, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и предусматривает решение следующих задач[53]:

- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;

- выявление и устройство детей – сирот в замещающие семьи;

- сопровождение замещающих семей;

- поддержка семей, воспитывающих детей-сирот;

- постинтернатное сопровождение детей данной категории;

- соблюдение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе права на жилье).

Наибольшее внимание при этом уделяется вопросу сокращения семейного неблагополучия и социального сиротства. Данные проблемы систематически обсуждаются на уровне заместителя Губернатора Н.М. Щеглова, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и других субъектов системы профилактики.

Так в течение 2016 года под руководством заместителя Губернатора Н.М. Щеглова состоялось два совещания по проблеме социального сиротства в регионе и одно заседание координационного Совета по семейной и демографической политике в Брянской области с приглашением заместителей глав муниципальных образований по социальным вопросам, на котором в первоочередном порядке был рассмотрен вопрос о работе муниципальных образований с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. По данному вопросу были приняты соответствующие решения, направленные на сокращение неблагополучных семей и «социальных» сирот.

Кроме того, по решению данной проблемы под руководством заместителя Губернатора Н.М. Щеглова, проводятся выездные «круглые столы» в муниципальных образованиях области.

С этой же целью в регионе разработан порядок межведомственного взаимодействия между субъектами системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, алгоритм действий всех учреждений и ведомств по раннему выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, методические рекомендации по организации органами опеки и попечительства работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в Брянской области.

Кроме того, департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области внедряются и новые формы работы по данному направлению – это «участковый» принцип работы в социальной сфере по аналогии работы участковых врачей-педиатров, который предусматривает закрепление за каждым работником социальной службы определенного территориального участка и работу с семьями «группы риска», проживающими на данной территории. В настоящее время почти все муниципальные образования области работают по данному принципу.

И как результат совместной работы всех служб системы профилактики в области наметились положительные тенденции: в 2016 году уменьшилось количество неблагополучных семей – 672 (2015 год – 951, 2014 год - 1066). Как положительную динамику отмечаем сокращение количества родителей, лишенных родительских прав (2016 год - 356, 2015 год – 408).

На 01 января 2017года на территории области проживало 4614 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2015 год – 4943, 2014 год - 5039), из них в замещающих семьях – 4109 чел. (2015 год - 4046 чел.).

Тем не менее, несмотря на систематическую работу по профилактике социального сиротства, ежегодно органы опеки и попечительства выявляют от 400 до 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в 2016 году выявлено 435 детей, в 2015 году – 500.

В связи с этим, второй очень значимой проблемой является устройство выявленных детей данной категории и детей, находящихся в региональном банке данных, в семьи граждан. С каждым годом увеличивается количество детей, обретших семью, в среднем на 16 - 18%. В 2016 году показатель семейного устройства составил 104,9%, что выше запланированного почти на 20%, (в 2015 году – 104,6%).

В настоящее время в регионе 3264 замещающие семьи (2015 год – 3140). Брянская область устойчиво занимает 3 место в ЦФО по семейному устройству детей-сирот.

Доля детей-сирот, устроенных в семьи граждан, входит в показатели эффективности деятельности Губернатора области.

В Брянской области ежегодно сокращается региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На 01 января 2015 года в банке данных состояло 672 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 01 января 2016 года – 561 ребенок, на 01 января 2017 года – 497 детей. По сравнению с 2015 годом региональный банк данных сократился почти на 20%. Данный показатель свидетельствует о систематической положительной работе органов опеки и попечительства по подбору семей детям, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Брянской области разработана и реализуется «дорожная карта», утвержденная Указом Губернатора Брянской области от 10 февраля 2014 года № 39 «Об утверждении плана мероприятий (программы) по обеспечению семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[54]. Ожидаемые результаты реализации «дорожной карты» по семейному устройству детей-сирот превысили запланированные почти на 18%.

Для достижения положительных результатов при реализации прав ребенка на семью в области созданы и успешно работают службы сопровождения замещающих семей, их 17 – это районные Центры психолого-медико-социального сопровождения. На базе этих центров осуществляется обязательная подготовка всех граждан, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ежегодно более 350 человек проходят 72-х часовое обучение. В 2016 году прошли обучение 402 кандидата в замещающие родители.

Все эти меры позволяют сократить количество вторичного сиротства. В 2016 году было 9 случаев отмены опеки и расторжения договоров о приемной семе, после чего дети-сироты направлялись в учреждения для детей-сирот (в 2015 году - 11 случаев, в 2014 - 13, в 2013 году - 25).

С целью привлечения граждан стать замещающими родителями Правительством Брянской области оказывается государственная поддержка в виде выделения финансовых средств на содержание детей, проживающих в замещающих семьях, и вознаграждение приемных родителей. Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется около 400 млн.руб.[55]

Кроме того, ежегодно приемные семьи, воспитывающие или воспитавшие достойно 5 и более детей награждаются Почетным знаком «Материнская слава» с выплатой единовременной премии в размере 20 000 рублей из средств областного бюджета.

Приемные семьи и семьи опекунов (попечителей), прожившие в браке более 25, награждаются медалью «За любовь и верность».

В 2016 году разработано положение о межведомственной организации работы по сопровождению замещающих семей, которое утверждено совместным приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и департамента образования и науки Брянской области от 11.03.2016 № 611/ 129 «Об утверждении положения по организации межведомственного взаимодействия организаций и учреждений по сопровождению замещающих семей в Брянской области»[56].

С целью привлечения потенциальных замещающих родителей в области усилена работа по информированности населения. Информация по вопросам семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освещается на страницах сайтов департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, сайтах муниципальных образований Брянской области, СМИ. Ежегодно публикуется до 600 статей, снимается более 30 видеосюжетов на региональном телевидении.

Достаточно широкое распространение в регионе получил совместный социальный проект департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и ГТРК «Радио Россия. Брянск» - «Шаг навстречу», который реализуется в области четвертый год. Благодаря циклу радиопередач (их было 29) в семьи граждан было устроено 17 детей-сирот, ставших героями радио- и телепередач. Специалисты отдела по опеке и попечительству департамента на «Радио Россия. Брянск» приняли участие в 30 радиопередачах и около 20 телепередачах.

В рамках реализации Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Брянской области исполняются обязательства по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из важнейших задач, направленных на соблюдение прав и законных интересов детей-сирот, является обеспечение детей-сирот жильем.

По состоянию на 01.01.2017г. в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2855 детей-сирот, право на получение возникло у 963 детей.

В 2016 году на эти цели выделено 226,8 млн.руб., в том числе 130,0 млн. рублей из областного бюджета и 96,8 млн. рублей из федерального бюджета. Это позволило приобрести 284 жилых помещений. Из них на первичном рынке жилья приобретено 177 квартир, на вторичном рынке - 107. На 2017 год выделено 254,08 млн.руб., в том числе 170 млн. руб. из областного бюджета, 84,08 млн. руб. из федерального бюджета, что позволит приобрести около 300 квартир для детей-сирот.

Дети-сироты, воспитывающиеся в государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

Нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в постановлении администрации Брянской области от 11.04.2005 года №178 «О мерах по социальной защите воспитанников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях, находящихся в ведении Брянской области» (с изменениями и дополнениями)[57].

Всем воспитанникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено право получения бесплатного дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Образовательные учреждения обеспечивают обучение воспитанников и по дополнительным общеразвивающим программам, в том числе посещение секций, кружков, студий и объединений по интересам, в том числе действующих в иных организациях, а также участие в конкурсах, смотрах, выставках и массовых мероприятиях с учетом их возраста, состояния здоровья.

В 2016-2017 учебном году в профессиональных образовательных учреждениях обучается 859 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 77 человек меньше, чем в 2015-2016 учебном году.

В 2016 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших второе профессиональное образование, составило 130 человек.

В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 11.04.2005 года №178 предусмотрены меры социальной поддержки данной категории детей:

- выпускники учреждений профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным пособием в сумме 500 рублей;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники всех типов государственных общеобразовательных учреждений при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием в размере 200 рублей;

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установлена ежемесячная выплата денежных средств на личные расходы в сумме 20 рублей на каждого ребенка.

Пункт 6 данного постановления определяет порядок осуществления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляется без взимания платы. Возмещение расходов осуществляется учреждением, направившим на обучение данного ребёнка на основании договора с учебным заведением, осуществляющим подготовительные курсы;

- получение второго профессионального образования в государственных учреждениях происходит без взимания платы на договорной основе;

- оплата проезда и суточных расходов рассчитывается по нормам служебных командировок за счет средств, выделяемых на содержание этих учреждений, при направлении для поступления в профессиональные образовательные учреждения. При этом установленные расходы на питание для этих воспитанников не производятся;

- сохранение государственного обеспечения, стипендии на весь период академического отпуска, предоставленного по медицинским показаниям, учащимся и студентам областных государственных учреждений среднего профессионального образования;

- обеспечение проездным билетом на общественный городской транспорт (кроме такси), в сельской местности - на внутрирайонный, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы за счет средств образовательного учреждения среднего профессионального образования;

- предоставление дополнительного образования в музыкальных, спортивных и художественных школах и других без взимания платы, за счет средств учреждения.

Расходы на государственное обеспечение и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете по отрасли «образование».

С целью социальной поддержки выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования Брянской области (2014-2020 годы)»[58] предусмотрены денежные средства в сумме 75,0 тысяч рублей на оказание единовременной материальной помощи выпускникам 11 классов.

В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 24.11.2014г. №521-п «Об утверждении Положения о выплате единовременного денежного пособия лучшим выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах Брянской области», в 2016 году данная выплата составляет 7,5 тыс.руб. и осуществлена 10 лучшим выпускникам образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно все дети-сироты, воспитывающиеся в семьях или обучающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проходят на безвозмездной основе диспансеризацию в соответствии с графиком, утвержденным департаментом здравоохранения Брянской области.

Ежегодно в летний период для всех несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в государственных организациях, организуется отдых на базе загородных оздоровительных лагерей. Подопечные и приемные дети также проходят оздоровление в летнее время. В 2016 году по путевкам отдохнули 1835 детей-сирот.

Но, несмотря на проводимую работу, остаются еще проблемы:

- наличие в регионе неблагополучия в семьях граждан, обусловленного рядом социальных проблем;

- отсутствие на федеральном и региональном уровне законодательной базы по принудительному лечению родителей от алкогольной и\или наркотической зависимостей,

- отсутствие на федеральном и региональном уровне законодательной базы по принудительному трудоустройству родителей, лишенных родительских прав, выплате алиментов;

- устройство в семьи граждан детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов);

- устройство детей старше 10 лет, которые не желают идти в приемную семью, а ждут своих родителей;

- недостаточный объем финансовых средств для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

- отсутствие свободного специализированного жилищного фонда в Брянской области.

[1] Федеральная служба государственной статистики:[сайт]. URL: http:// http://www.gks.ru/.(дата обращения: 20.02.2017)

[2] Пресс-служба Минобрнауки России: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/7659. (дата обращения: 10 февраля 2017).

[3] Володина Ю.А., Матяш Н.В., Сидорина М.С. Деинституционализация детей- сирот в открытом социокультурном пространстве. Монография. –М.:Педагогическое общество России, 2012. – 256 с.

[4] Желиготова Р.М. Адаптационные перспективы детей - сирот – выпускников государственных попечительских учреждений // Научные проблемы гуманитарных исследований.–2011.-No 11.– С. 202 - 208

[5] Зыкова Н.Н. Развитие государственной по ддержки семьи, материнства и детства в современных условиях: социологический анализ: монография / Н.Н. Зыкова. – М.: Издательство «Спецкнига», 2012. – 156 с.

[6] Лутошкина С.Ю. Законодательное обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: [сайт]. URL: http://goo.gl/DLGTUD.(дата обращения: 10 февраля 2017).

[7] Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. - СПб.: Питер, 2005. - С. 67 - 69.

[8] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[9] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[10] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

[11] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

[12] Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Зайцев Г.О. Деинституционализация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основа социальной политики в городе Москве // Управление мегаполисом, 2009. - No1. – С. 64 - 77

[13] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г.

[14] Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" (с изменениями и дополнениями)

[15] Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями)

[16] Указ Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (с изменениями и дополнениями)

[17] Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»

[18] Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г.

[19] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

[20] Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1916-р О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (с изменениями и дополнениями)

[21] Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

[22] Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[23] Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)

[24] Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

[25] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

[26] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями)

[27] Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями)

[28] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями)

[29] Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[30]Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке/ Газета «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/566871 (дата обращения: 20.02.2017)

[31] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[32] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

[33] Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

[34] Россияне о сиротах и законе, запрещающем их усыновление гражданами США: [сайт]. URL: http://www.levada.ru/2013/01/30/rossiyane-o-sirotah-i-zakone-zapreshhayushhem-ih-usynovlenie-grazhdanami-ssha. (дата обращения: 11.02.2017).

[35] Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"

[36] Федеральная служба государственной статистики:[сайт]. URL: http:// http://www.gks.ru/.(дата обращения: 20.02.2017)

[37] Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. М.: КОНТРАКТ, 2012.

[38] Указ Президента РФ от 26 марта 2008 г. N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (с изменениями и дополнениями)

[39] Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями)

[40]Семейный кодекс побуждает людей жить в гражданском браке/ Газета «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/566871 (дата обращения: 20.02.2017)

[41] Экспертное заключение по проекту Федерального закона N 217944-6 "О патронате в Российской Федерации" (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 30.09.2013 N 121-4/2013)

[42] Профилактика социального сиротства. Развитие служб примирения в России. / Под общей редакцией Н.Л. Хананаш вили. М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2013. С. 5.

[43] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[44] Федеральная служба государственной статистики:[сайт]. URL: http:// http://www.gks.ru/.(дата обращения: 20.02.2017)

[45] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

[46]Об обеспечении жильём детей-сирот. Правительство России: [сайт]. URL: http://http://government.ru/orders/selection/405/17032. (дата обращения: 25.02.2017).

[47] Пресс-служба Минобрнауки России: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/7659. (дата обращения: 10 февраля 2017).

[48] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изменениями и дополнениями)

[49] Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей"

[50] Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации"

[51] Вместе к успеху : обзор систем защиты детства в России и США: на пути к взаимопониманию / Фонд «Евразия». – М.; Вашингтон, 2015. – 66 с.

[52] Вместе к успеху : обзор систем защиты детства в России и США: на пути к взаимопониманию / Фонд «Евразия». – М.; Вашингтон, 2015. – 66 с.

[53] Информация о реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Брянской области

[54] Указ Губернатора Брянской области от 10 февраля 2014 г. N 39 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Брянской области".

[55] Открытый бюджет Брянской области. Департамент финансов Брянской области:[сайт]. URL: http://bryanskoblfin.ru/Show/Category/?ItemId=26. (дата обращения 28.04. 2017)

[56] Приказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской областной и департамента образования и наук Брянской области от 11.03.2016 №611/129 " Об утверждении положения по организации межведомственного взаимодействия организаций и учреждений по сопровождению замещающих семей в Брянской области"

[57] Постановление администрации Брянской области от 11.04.2005 года №178 «О мерах по социальной защите воспитанников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях, находящихся в ведении Брянской области» (с изменениями и дополнениями)

[58] Постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. N 857-п "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (с изменениями и дополнениями)

Наши рекомендации