Россия и страны тихоокеанского региона в многополюсном мире
Становление многополюсности будет происходить и вне сложившейся зоны формирования мировой политики.
В мощный центр мирового влияния превращается Китай с его гигантским демографическим, растущим экономическим и военным потенциалом. Уникальным резервом внутреннего развития и международной деятельности КНР является интенсивное взаимодействие с обширной диаспорой, располагающей значительными финансовым и возможностями. Китай имеет реальные шансы занять ведущие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе с перспективой дальнейшего возвышения в глобальной структуре многополюсности. Вместе с тем и в XXI веке Китай длительное время будет оставаться относительно бедным развивающимся государством и нуждаться в дальнейшем реформировании и интеграции в мировую экономику.
Полюсом регионального, а возможно и глобального, значения в складывающемся мироустройстве будет Япония. Занимая прочные позиции в мировой экономике и располагая колоссальными капиталами для инвестирования в экономику соседей, она способна вовлечь в орбиту своего влияния многие страны региона. Это может позволить Японии претендовать на лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, соперничая с Китаем и Соединенными Штатами. Оптимальный для Японии способ обеспечения статуса крупного центра силы — умеренный внешнеполитический курс, ориентированный на использование инновационных, экономических, а не военно-политических возможностей.
Россияв отличие от СССР не может быть сверхдержавой с глобальным присутствием, но в то же время имеет необходимые геостратегические позиции, экономический, ресурсный и интеллектуальный потенциал для успешной модернизации и обретения себя в качестве трансрегиональной великой державы Европы и Азии.
Уникальность статуса российского полюса состоит в том, что его перспективы в решающей степени зависят от успеха системных преобразований внутри страны и эффективности взаимодействия с внешним миром.
Мощь и соответственно влияние обеспечиваются сейчас экономическими и научно-техническими параметрами, жизненным стандартом населения и его культурным уровнем. Наиболее развитые страны стремятся к укреплению своих позиций в первую очередь путем наращивания экономического потенциала, благодаря улучшению качества жизни граждан.
Выгодное евразийское геополитическое положение должно быть использовано Россией для вхождения в мировое сообщество в качестве самостоятельного полюса, стремящегося к установлению взаимовыгодного партнерства с широким кругом стран Запада и Востока. Ускоренное освоение Сибири и Дальнего Востока является не только фактором социально-экономического обустройства страны, но и важнейшей предпосылкой укрепления крайне уязвимого восточного фланга российского полюса.
Реализация Россией потенциала полюсности будет зависеть прежде всего от решения внутренних проблем — осуществления необходимых рыночных и социальных реформ, создания демократической государственности и формирования гражданского общества, обеспечения прав и свобод личности, улучшения условий жизни народа. Последовательная и всесторонняя модернизация страны способна создать предпосылки для национальной консолидации как необходимого условия для прорыва страны в постиндустриальную, информационную эру.
// google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); В международной сфере превращение России в один из центров многополюсности может определяться действием таких факторов, как активизация интеграционных процессов па постсоветском пространстве, оптимальный выбор партнеров в дальнем зарубежье, поиск сфер согласия и совпадающих интересов в отношениях со всеми субъектами мировой политики.
В формирующейся структуре международных отношений наряду с претендентами на полюсность верхнего, глобального уровня обозначается ряд центров менее высокого ранга — региональных и субрегиональных. К их числу может быть отнесена прежде всего Индия, входящая в первую пятерку стран мира по ВВП и в «ядерный клуб». Она расширяет свое влияние за пределы Южной Азии и в перспективе имеет реальные шансы стать одним из лидеров Азиатско-Тихоокеанского региона. Региональными полюсами Латинской Америки могут стать такие крупные государства с быстрорастущим населением, как Бразилия и Мексика.
Поскольку в сферу международных отношений все более активно вовлекаются негосударственные факторы (неправительственные организации, транснациональные корпорации и т. д.), в будущем возможно образование на их основе своеобразных «центров силы».
В настоящее время можно выделить следующие характеристики формирующихся «полюсов силы».
1. Увеличение их числа за счет государств, ранее принадлежавших к так называемому третьему миру, прежде всего Китая, Индии, Бразилии. Столь фундаментальных изменений в составе международных акторов не происходило со времени формирования всемирной системы международных отношений (конец XIX века).
2. Несовпадение экономической и военной полюсности в мире. Прежде в системе международных отношений показатели экономической мощи коррелировали с показателями военной мощи. В ближайшие десятилетия, по крайней мере для новых центров экономической силы, такое переплетение может быть нехарактерным.
3. Возрастающее значение эффективного использования структур взаимозависимости государств в наращивании национальной мощи. От участия государства в экономической интеграции зависит его способность максимизировать национальную мощь и направить развитие национальной мощи других государств в безопасное для себя русло.
4. Демократизация практически всех полюсов, ведущая к серьезным изменениям в их поведенческих характеристиках па международной арене. Это выразится в тенденции к большей «прозрачности» и предсказуемости их действий.
Процесс становления многополярного мира будет продолжительным и богатым коллизиями. Долговременным станет конфликт двух тенденций — формирования многополярности и стремления Соединенных Штатов сохранить однополюсную структуру международных отношений. В результате взаимодействие «центров силы» будет характеризоваться сочетанием партнерства и соперничества. При этом переход к многополярному миру ограничит возможности проведения какой-либо державой гегемонистской политики.
Окончательные контуры новой геополитической структуры еще не сложились, но однополярность США в качестве сверхдержавы является реальностью. Набирает силу тенденция перехода к многополярности, в рамках которой несколько главных «центров силы» будут связаны отношениями партнерства и соперничества. По мере движения к многополюсности зависимость мирового сообщества от Соединенных Штатов будет сокращаться.